Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель реферата - определить особенности управленческой концепции (теории административного управления) Анри Файоля.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные предпосылки возникновения теории административного управления Анри Файоля;
2. Определить основные функции управления согласно теории Анри Файоля;
3. Рассмотреть основные функции управления в современном менеджменте.

Оглавление

Введение...................................................................................................................2
Теоретические основы управления по Анри Файолю.........................................4
Предпосылки создания теории управления Анри Файоля........................4
Классификация функций управления по Анри Файолю..........................7
Функции управления в современном менеджменте................................12
Заключение.............................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................18

Файлы: 1 файл

teoria_upr-ya_referat.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................2

Теоретические основы управления по Анри Файолю.........................................4

  1. Предпосылки создания теории управления Анри Файоля........................4
  2. Классификация функций управления по Анри  Файолю..........................7
  3. Функции управления в современном менеджменте................................12

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................18

 

Введение

Менеджмент - это рациональное управление современным предприятием, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства и бизнеса. Данное определение ярко подчеркивает тот факт, что для успешного развития предприятия недостаточно одно лишь наличие стандартных факторов производства (например, капитала): существенную роль играют и предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной (управленческой) структуры производственного процесса. За счет постоянного совершенствования этой структуры можно извлечь прибыль, несоизмеримо большую, чем при статическом использовании даже очень мощной производственной базы. Отсюда следует, что вопрос - как следует управлять организацией - имеет отнюдь не риторический контекст. Впервые на уровне научной концепции ответ был сформулирован в рамках классической школы управления, одним из представителей которой является Анри Файоль.

Теория административного  управления Анри Файоля стала одной из первых научных концепций, которая обратилась к проблеме управления в современном понимании этого слова. Благодаря французскому исследователю, акцент с частных управленческих вопросов был перенесен на организацию в целом. Личность руководителя и его функциональная нагрузка как главного субъекта в любой организации была вынесена на первое место. Теоретические наработки Анри Файоля составляют базисную основу множества современных концепций менеджмента, хотя и в несколько измененном виде, а также по сей день используются на практике, в процессе реализации управленческой деятельности.

В связи с этим актуальность изучения теории административного  управления не только не убывает, но и  возрастает. Основные положения Анри Файоля до сих пор представляют теоретический интерес для всех управленцев, а также несут в себе потенциал дальнейшего развития в форме новых эффективных концепций менеджмента.

Цель реферата - определить особенности управленческой концепции (теории административного управления) Анри Файоля.

В соответствии с целью  работы поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные  предпосылки возникновения теории  административного управления Анри Файоля;

2. Определить основные  функции управления согласно  теории Анри Файоля;

3. Рассмотреть основные  функции управления в современном менеджменте.

Объект исследования теоретический базис классической школы управления.

Предмет исследования особенности  теории административного управления Анри Файоля.

             В качестве теоретической базы были использованы работы отечественных и зарубежных теоретиков менеджмента, социологов, психологов и специалистов по другим соотраслевым дисциплинам, где, так или иначе, затрагивались вопросы, касающиеся сущности концепции, разработанной Анри Файолем, а также размещенные в Интернете публикации, периодическая печать.

 

 

Теоретические основы управления по Анри Файолю

1. Предпосылки создания теории управления Анри Файоля

Управленческие процессы "сопровождают" человеческое общество всю его жизнь. Даже в доисторическую эпоху, когда основным занятием людей являлись земледелие, скотоводство и охота, имело место быть разделение труда: одни индивиды непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие управляли ими. Подобные взаимоотношения наблюдались и в период существования древних цивилизаций: тогда каста священников не только выполняла свою религиозную роль, но и отлично справлялась с управленческими функциями. Постепенно управленческий механизм "расширил" свои границы и "захватил" коммерческую деятельность. Новые управленцы занимались ведением деловой документацией, сбором налогов и податей, осуществляли снабженческие, плановые, контрольные и прочие функции. По сути, содержание управленческой деятельности мало в чем претерпело изменения: нынешние менеджеры также составляют планы, следят за выполнением рабочих заданий, мотивируют и стимулирую сотрудников и т. п. Однако ключевое отличие между "старым" и "новым" менеджментом все же есть.

Отличительная особенность  менеджмента (управленческой деятельности) доиндустриального времени заключается в том, что он представлял собой, в первую очередь, инструмент коммерческой и религиозной деятельности, нежели обособленный социальный институт и профессиональное занятие. Свою теоретическую базу и звание научной дисциплины менеджмент обрел лишь в ХХ веке, во многом благодаря Анри Файолю.

Причины, по которым внимание ученых и исследователей обратилось именно к понятию "управление" достаточно просты и носят в большинстве  своем "экономический" характер.

Известно, что рубеж XVII-XIX веков был ознаменован приходом Великой индустриальной революции. Именно этому историческому событию современная теория менеджмента обязана всем.

Следствиями промышленной революции стали стремительный  рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и  утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Начало использования машин в производстве имело колоссальные последствия для всего человечества, в первую очередь, в экономическом плане. Рост производства в XVII-XIX несравним ни с одним экономическим скачком во всей истории человечества.

Возникновение нового экономического базиса обусловило следующие предпосылки  формирования менеджмента как теоретической  и практической научной дисциплины:

1. Кризисное состояние  многих крупных предприятий, несмотря на улучшение экономической ситуации в целом.

В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран  стала неблагоприятной. Появление невероятных изобретений не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда, а концентрация и специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал.

2. Резкий рост масштабов  производства и объема управляемой  базы.

Практически все рентабельные (и уж тем более нерентабельные) предприятия нуждались в неком теоретическом ликбезе, ведь теперь управление осуществлялось не 10-30 рабочими, а сотнями и тысячами сотрудников и огромными производственными мощностями. Потерять столь крупную экономическую базу из-за неправильной организации управленческого процесса не хотелось никому.

3. Желание увеличить  рентабельность предприятий.

В XIX веке у владельцев крупных фабрик и заводов уже  сформировалось мнение о том, что повышение отдачи на вложенные ресурсы возможно за счет совершенствования организационной структуры предприятия и управленческой деятельности. Общество осознало, что главным звеном в производственном процессе является не столько материальные (земля, капитал, труд), сколько управленческие факторы. Талантливый управленец был заявлен как главный способ спасения экономики: ведь настоящий менеджер мог бы выработать свою стратегию управления предприятием и развития бизнеса и привести подшефную организацию к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX - началу XX века появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это стало ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Рубеж XIX - XX веков стал периодом формирования классического  направления менеджмента (классической школы управления), которая включала в себя три области:

1. Научный менеджмент: акцент был сфокусирован на проблеме повышения производительности труда посредством внесения в процесс управления научно обоснованных изменений (Ф. У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт).

2. Административный менеджмент: внимание уделялось организации  в целом и таким функциям  как планирование, организация, координация, мотвация и контроль (А. Файоль, М. П. Фоллет).

3. Концепция бюрократических  организаций предполагала четкое  определение должностных обязанностей  и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

Теория административного  управления Анри Файоля до сих пор  не теряет своей актуальности. Главная ее особенность заключается в том, что она базируется на изучении проблем общего менеджмента организации. Если школа научного управления фокусировалась на изучении отдельных операций производственного процесса, то административная школа обратила свое внимание на предприятие как целостное образование, требующее эффективного управления.

Управлять, утверждал  Файоль, значит вести предприятие  к его цели, извлекая возможности  из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Следует отметить, что  авторы теории административного управления в большинстве своем сами являлись руководителями высшего звена, в  том числе и Анри Файоль. Потому вполне закономерно, что в своих  исследованиях он исходил, в первую очередь, из личных наблюдений, а не основывался на научной методологии, а также старался взглянуть на организацию с точки зрения перспективы, определить ее общие характеристики и закономерности. Целью Анри Файоля было создание универсальной схемы управления, использование которой привело бы предприятие к успеху. Разработка данной схемы осуществлялась в двух направлениях:

Первое направление  заключалось в формировании рациональной системы управления. В работах Файоля этот аспект нашел выражение в разработанной им классификации функций управления, которые должны были обеспечить наиболее оптимальный способ функционирования организации.

Второе направление  касалось структуры организации  и управления работниками и нашло свое выражение в принципах Анри Файоля, которые на сегодняшний день известны по всему миру.

2. Классификация функций управления по Анри  Файолю

Уникальность исследования Анри Файоля заключается в том, что  он впервые предложил рассмотреть  процесс управления, или администрирования (данный термин ученый считал более точным), как самостоятельный объект исследования. Файоль понимал, что управленческая деятельность на каждом отдельном предприятии может иметь свои особенности, отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя пять универсальных функций: планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль.

1. Планирование выражается  в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на краткосрочную и долгосрочную перспективу. В процессе планирования формулируются цели предприятия, общие и частные, создаются образцы и эталоны будущих результатов деятельности, обозначаются ресурсные возможности и т. п.

По Файолю, управление подразумевает взгляд вперед, на перспективу, поэтому функция планирования по сути являет собой процесс предвидения (например, предвидение изменений  экономической и политической ситуации в стране, изменений финансовых возможностей фирмы и т. п.). Файоль считал, что "предвидеть ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть - это уже почти действовать" .

Результатом функции  планирования (и предвидения) является план (по Файолю, это "конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход" ).Чтобы этот документ был достоин настоящего менеджера-управленца, по мнению Анри Файоля, он должен обладать следующими характеристиками:

· единство, которое подразумевает, что задачи каждого подразделения  организации должны быть связаны друг с другом и не противоречить;

· неразрывность, выражающаяся в проведении как краткосрочного, так и долгосрочного планирования;

· гибкость, позволяющая адаптировать "сценарий будущего" (плана) к изменяющимся обстоятельствам;

Информация о работе Теория управления