Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель реферата - определить особенности управленческой концепции (теории административного управления) Анри Файоля.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные предпосылки возникновения теории административного управления Анри Файоля;
2. Определить основные функции управления согласно теории Анри Файоля;
3. Рассмотреть основные функции управления в современном менеджменте.
Введение...................................................................................................................2
Теоретические основы управления по Анри Файолю.........................................4
Предпосылки создания теории управления Анри Файоля........................4
Классификация функций управления по Анри Файолю..........................7
Функции управления в современном менеджменте................................12
Заключение.............................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................18
· точность, подразумевающая предсказание наиболее вероятного развития событий.
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.
2. Организация - это функция, сущностью которой является создание самой управленческой структуры предприятия, т. е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия.
Следует отметить, что Анри Файоль различал материальную и социальную организацию:
Материальная организация
Социальная организация
· формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;
· обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и ресурсами власти;
· определение системы санкций за нарушение норм организации;
· выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;
· обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым членом организации;
· и другое.
3. Распорядительство - это функция управления, сущность которой заключается в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, в распределении ответственности между сотрудниками, а также в постоянном воздействии на поведение членов организации .
Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из работы подчиненных в интересах предприятия. Анри Файоль считал, что руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
· знать в совершенстве своих подчиненных;
· увольнять работников, выполняющих свои обязанности не на должном уровне;
· хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
· подавать положительный пример;
· производить периодическое
инспектирование социального
· проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
· стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
· не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.
Функция распорядительства должна ориентировать сотрудников предприятия на качественное выполнение ими своих обязанностей. Известно, что цели работника далеко не всегда совпадают с целями организации. Для того чтобы данный диссонанс не вредил жизнедеятельности организма предприятия, руководитель должен распорядиться так, чтобы сотрудник и мог, и хотел выполнить данное ему поручение. Для этого управленцу необходимо использовать различные формы власти (личный авторитет, собственные знания, принуждение и т.д.), а также мотивационные инструменты (премии, похвала, повышение и т. п.). Последнее позволяет говорить о том, что функция распорядительства близка к функции мотивации (процесс побуждения и стимулирования сотрудников к эффективной деятельности для достижения целей организации), хотя и не полностью восполняется ею.
4. Координация - функция, главной целью которой является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Следует отметить, что эти связи могут носить самый разнообразный характер. По содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку они классифицируются в зависимости от уровней взаимодействующих подразделений управляемого объекта. Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать всю совокупность связей на основе их изучения и совершенствования.
Анри Файоль считал, что одно из основных условий успешной деятельности организации - это согласованность действий. Эти действия не только не должны противоречить друг другу, но и напротив, дополнять друг друга и вести к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
5. Контроль - наиболее
важная функция управления, являющая
собой конечный итог всей
Известно, что как бы хорошо ни были разработаны программы действий, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Всевозможные препятствия, нарушения, непредвиденные обстоятельства с легкостью разрушают даже самый дальновидный план. Чтобы эти нарушения не привели к печальным для предприятия последствиям, необходимо применять функцию контроля .
Согласно Файолю, основополагающими
аспектами осуществления функци
· выбор способа контроля (жесткий способ контроля, контроль с помощью группы и др.);
· выбор масштаба контроля, частоты и силы вмешательства руководителя в производственный процесс;
· выбор метода положительного и отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.
Таким образом, Анри Файоль, разработав систему рационального управления, определил основные функции менеджера-управленца, который для эффективной деятельности предприятия должен:
· планировать - учитывать все возможные изменения, касающиеся деятельности предприятия, и вырабатывать программу действий;
· организовывать - строить двухуровневый материальный и социальный организм предприятия, формировать саму управленческую структуру;
· распоряжаться - распределять ответственность и стимулировать сотрудников работать на должном уровне;
· координировать - связывать, объединять, гармонизировать действия и усилия всех подразделений (частей) предприятия;
· контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
3. Функции управления в современном менеджменте
Разработанная Анри Файолем теория административного управления, определяющая совокупность функций, которые должен выполнять руководитель, несомненно, оказала существенное влияние на менеджмент как отрасль научного знания. Более того, данная теория составила базис "управленческой науки", поэтому даже спустя годы основные функции менеджера остались неизменными.
Однако нельзя не отметить, что со времени разработки Анри Файолем его теории прошло порядка столетия, а потому в системе функций управления произошли некоторые (частичные) изменения. В частности, к пяти основополагающим традиционным функциям (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль) добавились новые.
Расширение функциональной совокупности связано с усложнением среды управления, многочисленными изменениями в экономической и социальной структуре современного общества, необходимостью максимального использования всех внутренних резервов предприятия, в том числе и управленческого потенциала менеджеров, а также значительным ростом влияния управленцев на конечные результаты деятельности предприятия.
Функции современного менеджера расширяются день ото дня, процессы их интеграции и появление новых происходят непрерывно. Однако предлагаемые впоследствии различными исследователями варианты системы функций управления не затрагивали фундаментальных основ классической концепции и касались, главным образом, лишь отдельных (наиболее важных, по их мнению) сфер управления, привнося изменения и дополнения "косметического" характера.
Среди дополнительных функциональных обязанностей менеджера, продиктованных условиями современности, можно выделить следующие:
· реакцию на изменения и угрозы внешней и внутренней сред. Данная функция означает необходимость развития способностей гибко и своевременно изменять стратегию деятельности предприятия в условиях появления новых факторов угроз, а также готовность противодействия этим угрозам, которые могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение;
· повышение конкурентоспособности управляемого подразделения (участка) с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Следует также отметить, что конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но и внутренней. Последняя начинается на рабочих местах компании. Современным менеджерам необходимо уделять внимание росту индивидуальной конкурентоспособности, основанной на открытом соревновании, внутри самого предприятия;
· организацию межличностных и сетевых коммуникаций, которые включают в себя обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха:
· организацию непрерывного обучения и самообучения. Данная функция обусловлена быстрым обновлением производств, продуктов, появлением новых методов и технологий управления, что приводит необходимости постоянно повышать собственную квалификацию, изучать инновационные механизмы и технологии, заимствовать опыт зарубежных коллег и т. п.;
· обеспечение социальной ответственности, что означает осознание менеджером своей особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении. Менеджер - это не просто начальник, это человек, оказывающий огромное влияние на своих сотрудников, на их поступки, нравственную систему ценностей и т. п. Социальная ответственность современного руководителя подразумевает следование общечеловеческим ценностям в управлении, соблюдении норм, а также учете индивидуальных особенностей и потребностей всех сотрудников;
· развитие самоуправления, которое предусматривает разработку схемы участия каждого сотрудника в процессе управления компанией в соответствующем занимаемой им должности объеме;
· создание положительного имиджа компании и руководства в целом: данная функция включает в себя деятельность, обеспечивающую укрепление рыночного и социального положения компании. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций. Именно поэтому на сегодняшний день менеджер являет собой не только механизм, обеспечивающий слаженность действий всех подразделений, но и лицо компании;
· формирование благоприятного климата в коллективе, а также повышение собственного имиджа в глазах подчиненных (данная функция продолжает предыдущую посылку). Менеджер формирует отношения внутри и вне организации, поэтому он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Следует еще раз подчеркнуть, что теория Файоля многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Однако, несмотря на некоторые нововведения современности, исходная концепция Анри Файоля выдержала длительную проверку временем и до сегодняшнего дня в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции не только в учебной и научной литературе, но и в практической управленческой деятельности. Все дополнительные функции носят частный, второстепенный характер в сравнении с функциональным базисом французского исследователя.
Заключение
Общий итог работы заключается в следующем выводе: на сегодняшний день теория административного управления Анри Файоля является основополагающей при определении функциональной нагрузки современной управленческой деятельности. Главный вклад Файоля в теорию менеджмента состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс (в этом же заключается и особенность всей теории), состоящий из пяти функций, являющих собой основу всего каркаса управления и организационной иерархии.
В данной работе выявлены основные предпосылки возникновения теории административного управления Анри Файоля. К таковым относятся стремительный рост производства сил на базе крупной машинной индустрии, резкий рост масштабов и объемов управления, а также осознание того факта, что главным звеном в производственном процессе является не столько материальные (земля, капитал, труд), сколько управленческие факторы. Новый взгляд на управление как на особую деятельность, требующую детального изучения (ведь именно она определяет успешность и рентабельность предприятия), подтолкнули многих исследователей и ученых взяться за теоретическую разработку основ менеджмента. В числе данных исследователей оказался и Анри Файоль, который взялся за функциональное направление менеджмента.