Адаптация персонала в ОАО «Аэропорт-Сургут»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей адаптации работников в ОАО «Аэропорт Сургут» и разработка рекомендаций по сокращению адаптационного периода. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность;
- изучить систему эффективного управления адаптацией в организации;
- провести анализ зарубежного и российского опыта адаптации;
- выявить особенности адаптации работников в ОАО «Аэропорт Сургут» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Предмет исследования – особенности системы адаптации персонала в ОАО «Аэропорт Сургут», объект исследования - персонал, проходящий процесс адаптации (работающие менее двух лет).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ…………...5
1.1 Понятие, сущность и классификация адаптации………………………...5
1.2 Методы и этапы адаптации…………………………………………………11
1.3 Зарубежный и российский опыт в сфере адаптации персонала……….15
2 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКА
НА ПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………....20
2.1 Функции и направления деятельности подразделений организации
по адаптации работников……………………………………………………....20
2.2 Программы адаптации…………………………………………………….25
2.3 Оценка результатов адаптации……………………………………………29
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ РАБОТНИКОВ
В ОАО «АЭРОПОРТ СУРГУТ»………………………………………..……..33
3.1. Общая характеристика ОАО «Аэропорт-Сургут»……………………..33
3.2. Система адаптации персонала в ОАО «Аэропорт-Сургут»…………..35
3.3. Предложения по совершенствованию системы адаптации персонала
в ОАО «Аэропорт-Сургут»………………..…………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……44

Файлы: 1 файл

Адаптация персонала.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

   В ходе неофициального общения работники  узнают неписаные правила компании, кто обладает реальной властью, каковы шансы на продвижение, какой уровень производительности считают достаточным коллеги. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах могут работать как на поддержку, так и против официальных ценностей организации. Очень большое значение подбору и адаптации кадров уделяют японские корпорации. В каждой японской компании разрабатывают специальную стратегию и тактику адаптации новичков. Результаты налицо – в большинстве японских компаний сотрудники работают всю жизнь, профессионально растут вместе с ростом организации и крайне лояльны к ней.

      Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации.

      Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев.

      Особое  внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится  программам воспитания корпоративной  культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.

      Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

      В Германии имеется “Закон о правовом режиме предприятия”, который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами. Он получает наставления со стороны старших по должности и др.

      Профессиональная  ориентация и адаптация должны содействовать  быстрым структурным сдвигам  в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи в России тормозится неразвитостью рынка труда.

      Государственная служба занятости пока не в состоянии  эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка.

      В условиях экстенсивного развития, наличия  свободных рабочих рук и относительно невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты.

      В результате лишь 15—20% выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в республиках, краях, областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации.

      Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования предложения рабочей силы в организации. К тому же сейчас управленческое звено народнохозяйственного и отраслевого уровней ослаблено в организационно-методическом отношении, что привело к образованию множества органов управления в регионе (центры профориентации и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных учебных заведениях, в организациях) без достаточной регламентации их полномочий.

      Узкая ведомственность противодействует развитию прямых связей органов управления профориентацией и адаптацией. И это не позволяет устранить организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления.

   Для многих российских предприятий было бы полезным изучить и взять на вооружение зарубежный опыт адаптации  новых работников.

2  УПРАВЛЕНИЕ  ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 
 

      2.1. Функции и направления деятельности  подразделений организации по адаптации работников. 
 

     Управление  процессом адаптации — это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. П.

      Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его  возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.

      Разработка  мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия .

      Адаптация работника на производстве, эффективное  управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.

      Службы  адаптации работника могут выступать  как самостоятельные структурные подразделения (отдел, лаборатория) или же входить в состав других функциональных подразделений (как бюро, группа и отдельные работники) — в отдел кадров, социологическую лабораторию, отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур. Важно, чтобы служба адаптации была составным звеном общей систем, управления кадрами на предприятии.

     Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим  направлениям:

      1. Выделение соответствующего подразделения  (бюро, отдела) в структуре системы  управления персоналом. Чаще всего  функции по управлению адаптацией  входят в состав подразделения  по обучению персонала.

      2. Распределение специалистов, занимающихся  управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.

      3. Развитие наставничества, которое  в последние годы на наших  предприятиях незаслуженно забыто.

      Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:

1.организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;

2.проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

3.интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;

4.специальные курсы подготовки наставников;

5.использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;

6.выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

7Юподготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников

     Если  говорить о конкретных мерах или  этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Это разграничение функций представлено в таблице 1.

     Таблица 1

     Разграничение функций адаптации. 

 
      Функции и мероприятия  по ориентации
      Обязанности
Непосредственного  руководителя менеджера по персоналу
Составление программы ориентации       Выполняет Ассистирует
Ознакомление  новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами  
       
        Выполняет
Объяснение  задач и требований к работе       Выполняет        
Введение  работника в рабочую группу       Выполняет  
       
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников       Выполняет  
       
 

     Как мы видим, значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит  на непосредственном руководителе. При индивидуальном введении в должность, непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе. Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации. В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. 10

Информация о работе Адаптация персонала в ОАО «Аэропорт-Сургут»