Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей адаптации работников в ОАО «Аэропорт Сургут» и разработка рекомендаций по сокращению адаптационного периода. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность;
- изучить систему эффективного управления адаптацией в организации;
- провести анализ зарубежного и российского опыта адаптации;
- выявить особенности адаптации работников в ОАО «Аэропорт Сургут» и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Предмет исследования – особенности системы адаптации персонала в ОАО «Аэропорт Сургут», объект исследования - персонал, проходящий процесс адаптации (работающие менее двух лет).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ…………...5
1.1 Понятие, сущность и классификация адаптации………………………...5
1.2 Методы и этапы адаптации…………………………………………………11
1.3 Зарубежный и российский опыт в сфере адаптации персонала……….15
2 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКА
НА ПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………....20
2.1 Функции и направления деятельности подразделений организации
по адаптации работников……………………………………………………....20
2.2 Программы адаптации…………………………………………………….25
2.3 Оценка результатов адаптации……………………………………………29
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ РАБОТНИКОВ
В ОАО «АЭРОПОРТ СУРГУТ»………………………………………..……..33
3.1. Общая характеристика ОАО «Аэропорт-Сургут»……………………..33
3.2. Система адаптации персонала в ОАО «Аэропорт-Сургут»…………..35
3.3. Предложения по совершенствованию системы адаптации персонала
в ОАО «Аэропорт-Сургут»………………..…………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……44
- социально-психологический — приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;
- профессиональный — постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.);
- организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личностных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.3
Профессиональная
адаптация характеризуется
В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления фирмой, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).4
Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.
Успешность адаптации зависит от целого рада условий, главными из которых являются:
- качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
- объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
- отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
- престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
- особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
- гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
- особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
- личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.
Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости.
Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие: выделение соответствующего подразделения (группы, отдела) в оргструктуре системы управления персоналом; развитие наставничества, которое в последние годы незаслуженно забыто в отечественных организациях; развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом.
Таким образом, управление трудовой адаптацией является в настоящее время важной частью эффективной системы управления персоналом.
Каждое предприятие или его коллектив обладает специфическими, только ему присущими особенностями, от учета которых зависит успешная или менее успешная работа коллектива в целом. Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с больших количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Процедура введения в должность имеет достаточно общий характер. Она предусматривает установление общих правил и комплекс необходимых действий. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника исключительно индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы. Для персонификации процесса введения в должность создаются программы введения в должность для каждого отдельного сотрудника.6
Содержание программы зависит от следующих факторов:
- содержания работы;
- статуса и уровня ответственности;
- рабочего окружения;
- личных особенностей сотрудника.
Сначала сотрудник получает инструменты и оборудование, необходимые ему для работы. Затем его ведут на рабочее место и знакомят с коллегами. И только после этого его начинают знакомить с организацией.
Список возможных тем для рассказа и обсуждения может быть таким:
1) подробная история компании и ее развитие;
2)
высшее и среднее звено
3)
наиболее важные документы
4)
описание деятельности
5) содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность;
6) система качества;
7)
взаимодействие с другими
8)техника безопасности;
9) список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
Рис. 1. Методы адаптации новых работников.
Один из наиболее практичных путей предоставления информации – создание пакета документов, который состоит из обычных рекламных материалов и особых материалов, подготовленных специально для введения в должность.
Выделяют следующие методы адаптации (рисунок 1):
1.Развитие
психологического и
2. Формирование квалификации работника;
3.Обеспечение
взаимного приспособления и
Условно
процесс адаптации можно
Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонала - новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации и т. д.7
Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1-1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.8
Из сказанного выше видно, что адаптация – это сложный многоступенчатый процесс, от которого в конечном итоге зависит эффективность работы нового сотрудника.
Как показывает мировой опыт, успешная программа по развития кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и мотивацией к выполнению поставленных задач. Некоторые крупные западные компании, такие «3М», «IBM», «Apple», «Пак Белл», «Тандем Компьтерс» и др. разработали и внедрили официальные программы воспитания корпоративной культуры, в которых указывается чего ждет организация от своего работника в соответствии с имиджем компании и независимо от занимаемой им должности. Например, система ценностей фирмы «Apple», в части кадровой политики, выглядит следующим образом:
Информация о работе Адаптация персонала в ОАО «Аэропорт-Сургут»