Внешняя политика и дипломатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Однако, признавая за соглашениями с участием международных организаций характер международных договоров, следует  учитывать специфику последних - их участниками выступают и иные, чем государства субъекты. Это положение зафиксировано в конвенции 1986 г. Вместе с тем, особенности исследуемых соглашений в литературе толкуются излишне расширенно. Некоторые авторы стали говорить не только о различной правовой природе соглашений с участием международных организаций, но и о новом качестве норм, в них закрепленных. Так Е.А.Шибаев пишет: "В основе норм, созданных государствами, лежит их согласованная воля по тому или иному вопросу. В нормах, принятых с участием международных организаций, воля последней выступает как производная от первоначальных воль государств. В силу этого нормы, появившиеся в результате действия такой воли, являются нормами вторичного порядка." Но общая теория международного права такого деления не признает. Утверждение о "вторичности" норм договоров, заключенных международными организациями, пораждает известное сомнение в их "полноценности". Между тем в конвенции 1969 г. (ст.3) и Конвенции 1986 г. (ст.6) со всей определенностью сказано об одинаковой юридической силе договоров между государствами и договоров с участием международных организаций. Сам процесс согласования воль когда одним из ее участников выступает международная организация, во многом аналогичен процедуре, применяемой при заключении договора, стороны которого исключительно государства. В этом легко убедиться, сравнив соответствующие Конвенции 1986 г. и Конвенции 1969 г. Другого решения видимо быть не может, поскольку, заключая договор, международная организация выступает лишь одним из его равноправных участников.

3.История возникновения и содержание некоторых принципов международного права.

Рассматривая  проблему влияния внешней политики и дипломатии на образование принципов  и институтов международного права, следует обратить внимание на историю  возникновения некоторых из них.

Одним из наиболее важных принципов международного права,краеугольным камнем всей его  системы является принцип уважения государственного суверенитета. Этот принцип сложился еще во времена  господства абсолютизма и окончательно утвердился в современный период. Ранние истоки принципа уважения государственного суверенитета лежат в той идее верховенства и независимости государственной власти, которую выдвигали идеологи сословной монархии, позднее - идеологи абсолютизма, для обоснования внешней и внутренней политики своих государей. Начиная с конца XV века идеологи абсолютизма развивают идею "государственного интереса" ,как высшего критерия в политике. Наиболее яркое отражение эта идея получила в работе Н.Макиавелли "Государь". Параллельно с этой идеей развивается идея абсолютного верховенства и независимости государственной власти, то есть принцип уважения государственного суверинетета. Более или менее полное юридическое выражение идея суверенитета получает у Бодена во Франции (в его труде "Шесть книг о государстве") и у Гоббса в Англии (в книге "Левиафан"). Более или менее полное становление принципа абсолютного монархического суверенитета имело место в Вестфальском мирном трактате 1648 г., завершившим тридцатилетнюю войну, которая была последней попыткой Империи подчинить себе Германию, попыткой, закончившейся провалом. Вестфальский мирный трактат признал независимость Швейцарии и Нидерландов, а так же 353 германских государств, которые получили право самостоятельно вести внешнюю политику, заключать договоры, объявлять войну и заключать мир. Вестфальский мирный трактат занимает важное место в истории международных отношений и международного права. Он определил международную систему Европы вплоть до конца XVIII века.

Буржуазные  революции конца XVIII века выдвинули на смену идее суверенитета монарха идею суверенитета нации. Она означала право каждой нации быть независимой от других наций, свободно избирать свой политический строй и недопустимость вмешательства извне во внутренние дела нации. Впервые эта идея была провозглашена во время войны США за независимость. В составленной Т.Джеферсоном Декларации независимости США 1776 г. объявлялось о праве народа 1. ст.57 "порвать политическую связь, соединяющую его с другим народом, и занять на равне с остальными державами независимое положение, на которое ему дают право естественные и божеские законы", а также объявлялось о том, что правительства учереждаются для обеспечения таких неотъемлимых прав людей, как "жизнь, свобода и стремление к счастью". В полной мере идея суверенитета нации была развита французской буржуазной революцией. В Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) говорилось "Источник суверенитета зараждается в нации." 1.стр.58 Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника". Эта идея суверенитета нации выковывалась в процессе внешней политики революционной Франции. Из идеи суверенитета нации вытекает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В период Якобинской диктатуры деятели революции стремятся освободить Францию от войск интервентов и отстоять ее национальный суверенитет от покушений извне. После же победы буржуазной революции, ее политики и юристы стали придерживаться идеи суверенитета государства. стр.58 2. После второй мировой войны применение этого принципа в другой формулировке - принцип суверенного равенства государств, нашло свое место в Уставе ООН.

Содержание  этого принципа раскрывается во многих авторитетных международных документах, прежде всего в декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте общеевропейского совещания 1975 г. 

Суверенитет государства - это полновластие на своей  территории и независимость в  международных отношениях. Следовательно, принцип суверенного равенства  государств обязывает уважать полновластие любого другого государства на его территории, его независимость от другихх государств, юридически равных ему суверенных образований.

В современном  международном праве содержание этого принципа расширилось. Оно  включает:

а/ обязанность уважать суверенитет государств

б/ обязанность уважать  территориальную целостность и  политическую независимость других государств; 

в/ право каждого  государства свободно выбирать и  развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

г/ все государства  юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены  международного общества;

д/ каждое государство  представляет собой субъект международного права с момента его возникновения;

е/ каждое государство  имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;

ж/ каждое государство  обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом; 

з/ нормы международного права создаются государствами путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные им международно-правовые нормы.1.

Принцип невмешательства  зафиксирован в Уставе ООН /п.7 ст.24 Устава/. Толкование этого принципа дается в Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте общеевропейского совещания 1975 года и в ряде резолюции Генеральной Ассомбли ООН.

2. Согласно Декларации 1970 года, принцип невмешательства  означает запрещение прямого  или косвенного вмешательства по любым причинам и во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией содержание указанного принципа включает, в частности, следующее:

а/ запрещение вооруженных  интервенций и других форм вмешательства  или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ;

б/ запрещение использования  экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих прав и получения от него каких-либо преимуществ;

в/ запрещение организации, поощрения, помощи или допущения  вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение  строя другого государства путем  насилия;

г/ запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

д/ запрещение примения силы для лишения народов формы  их рационального существования;

е/ право государства  избирать свою политическую, экономическую, социальную, культурную систему без  вмешательства других государств.

Принцип самоопределения  народов /наций/ относится к периоду  буржуазных революций. В ХIХ в. под  флагом "принципа национальности" буржуазия, стремясь установить свое государство, боролась за создание самостоятельных  рациональных государств в Европе.

Однако "принцип национальности" не являлся  общепризнанным даже в рамках Европейского международного права. Существование  колониальной системы, а также некоторых  европейских многонациональных  империй находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций. Общепризнаной нормой международного права принцип самоопределения наций стал после второй мировой войны, после принятия Устава ООН. Кроме этого, принцип самоопределенния народов нашел свое отражение в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, принятой по инициативе СССР , в ст.1. Пактов о правах человека и Декларации о принципах международного права 1970 года, в которой дается развернутое определение содержания принципа самоопределения народов. В содержании рассматриваемого принципа в современном международном праве включается в основном следующее:

а/ все  народы имеют право свободно, без  вмешательства извне, определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие;

б/ все  государства обязаны уважать  эти права;

в/ все  государства обязаны путем совместных и самостоятельных акций содействовать осуществлению народами права на самоопределение;

г/ все  государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д/ в  своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е/ запрещается  подчинение народа иностранному государству  и эксплуатация.

Как указыавется  в Декларации о принципах международного права 1970 г., создание суверенного и  независимого государства, свободный союз и вхождение в государство или создание иного политического союза, свободно определенного народом, является различными формами осуществления народом права на самоопределение.

В Уставе ООН принцип неприменения силы или  угрозы применения силы сформулирован следующим образом: "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы применения силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместтимым с целями Объединенных Наций." /п.4 ст.2 Устава ООН/.

Главное в содержании принципа неприменения силы и угрозы силой - запрещение агрессивной  войны, то есть запрещение прибегать  к войне в отношениях между государствами.

Наряду  с созданием новых принципов  и новых институтов международного права дипломатия применяет уже  существующие принципы и институты, сложившиеся в процессе многолетней  практики международных отношений. Нормы международного права, в котором нет единого законодателя, толкователя или органа, гарантирующего их исполнение, еще в большей степени, чем нормы внутригосударственного права испытывают влияние той государственной деятельности, в которой они применяются. И, если внутри государства административная и судебная практика оказывает заметное влияние на содержание применяемых в ней правовых норм, то в международных отношениях влияние практики на правовые нормы сказывается еще сильнее.

Дипломатия, применяя нормы международного права, стремится воспользоваться ими в рамках, допускаемых общими началами международного права, для юридического закрепления и обоснования проводимой ею внешней политики государства. Такого рода стремления дипломатии различных государств, то сталкивающиеся друг с другом, то соглашающиеся между собой, в своей совокупности наполняют нормы международного права тем конкретным политическим содержанием, от которого зависит реальное значение этих норм в международной жизни и ход их дальнейшего развития.

4. Противопоставление дипломатии и международного права.

В современной  западной литературе по международному праву нередко имеет место  противопоставление международного права  и дипломатии, международного права  и политики. Примером такого противопоставления может служить книга американского юриста Перси Корбетта "Право в дипломатии", изданная Центром по исследованию международных отношений при Принстонском уневерситете. Корбет утверждает, что дипломатия стремится воспользоваться международным правом, лишь как предлогом для оправдания своих действий, а если это удается, то нарушает его. 1. "Право - по видимому, плохо уживается в дипломатии" - пишет он. "Между этими двумя областями неизбежен разрыв, и при некотором напряжении право рушится". "Более систематическое изучение дипломатии не оставляет сомнений относительно практики ссылок на надлежащее юридические нормы. Первая цель ссылок на право заключается в том, чтобы сделать респектабельным и "законным" повод для предпринимаемой или предполагаемой акции". стр.66 1. Такое противопоставление международного права и дипломатии понадобилось Корбетту для доказательства той мысли, что, якобы, пока существуют суверенные государства не может быть более или менее прочной международно-правовой системы, что такая система возможна толь при условии сверхгосударственной власти, что-то вроде мирового государства. Корбетт заявляет, что поскольку в основе международной жизни лежит существование суверенных государств, то каковы бы ни были хартии или декларации, правительства практически не станут на позицию общего подчинения праву". Если подходить к дипломатии, замечает он далее, "как к политическому взаимодействию групп, отрицающих подчинение какой-либо коллективной власти", то "юридические аргументы кажутся не столько стабилизированными институтами правопорядка, сколько весьма приспособляемыми modi vivendi".

Выход из этого положения Корбет усматривает  в, якобы, имеющей место эволюции, ведущей постепенно, но неизбежно  к тому моменту, когда наиболее жизненные  интересы будут подчиняться эффективной  мировой организации. Государства будут тогда не более чем подчиненными организациями, действующими в общечеловеческом интересе под эгидой сверхнациональной власти."

Нельзя  отрицать того, что дипломатия стремится  пользоваться международным правом, как предлогом для оправдания любых неправомерных действий, однако это не означает, что неправомерные действия государств остаются ненаказуемыми. В международном праве существует институт международно-правовой ответсвенности, и война в Персидском заливе показала, что действия государства-нарушителя могут вызывать противодействия со стороны других государств, которые соблюдают нормы и принципы международного права.

Информация о работе Внешняя политика и дипломатия