Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа
Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике.
Если принцип международно-правовой ответственности сформулировать самым кратким образом, то он заключается в том,что государство обязано исправить ущерб, причиненный его международно-противоправным поведением, а к нему могут быть применены международные санкции за это поведение. Если международно-правовая ответственность нередко определялась как обязанность исправить неправомерно причиненный ущерб, то к этому необходимо добавить, что международная ответственность может также явиться основанием для применения международных санкций. Лишь в своей совокупности оба эти положения могут составить определение международно-правовой ответственности государств.
Продолжая обсуждение проблемы соотношения политики и международного права, нельзя не обращать внимания на тот факт, что государства, осуществляя свою внешнюю политику, часто прибегают к нарушению общепризнанных норм и принципов международного права, оправдывая свои внешнеполитические действия этими же нормами и принципами.
Подход к балансировке внешнеполитических интересов разных государств с помощью международного права привел к тому, что многие подходы к международному праву, его принципам и нормам, как регулятору международных отношений необходимо пересматривать. В отличие от внутригосударственного права, в международном праве не существует надгосударственного органа, который принуждал бы государства выполнять, взятые на себя международные обязательства, придерживаясь к общепризнанным принципам и нормам международного права.
4. Проблема действительной силы международного права.
Возникает вопрос о действительной силе норм международного права в чисто юридическом плане. Можно выделить три главных направления: два из этих направлений на фоне юридического позитивизма 19-ого и начала 20-ых веков, третье-на фоне нормативизма и возрождений теорий естественного права , что характерно для западной науки 20-ого века.
Первое
направление усматривает
В конце 19-го и начала 20-го веков в германской международно-правовой литературе довольно широко пропагандировалась теория "внешнего государственного права", расматривавшая международное право как право самого государства, относящееся к его внешним сношениям. Один из наиболее типичных представителей этой теории Альберт Цорн утверждал, что воля государства, выраженная в им самим установленной форме, образует право государства, как во внутренних, так и во внешних делах и что поэтому "международное право является правом в юридическом смысле лишь в том случае и постольку, в каком и поскольку оно есть государственное право".
Цорн
признает,что государство в
"В
этом смысле - пишет он, - также
и международное право
Третье направление теория "основной нормы"- pacta sunt servanda", имеет основание действительной силы норм международного права в некой "основной норме", лежащей в оснований всей системы международного права. Представители нормативизма теорию "основной нормы" связывают с идеей мирового права. Г.Кельсен изображает все право в виде универсального правопорядка, образующего единую иерархию правовых норм, высшей ступенью которой является международный правопорядок, а на самой вершине находится "основная норма"- pacta sunt servanda.
5. Роль дипломатии в проблеме соотношения внешней политики и международного права.
Рассматривая проблему соотношения внешней политики и международного права , необходимо обращать внимание на роль дипломатии в этом соотношении. В действительности международное права и дипломатия - это две отдельно, но неразрывно связанные и согласующиеся между собой стороны международной жизни : дипломатия, активно участвуя в создании и осуществлении норм международного права, вместе с тем подчиняется этим нормам: международное право, складывающееся и применяющееся в процессе дипломатической деятельности, в то же время установливает рамки и формы этой деятельности. Соотношение международного права и дипломатии можно понять, рассматривая международные отношения как целостную систему. З.А.Поздняков в своей книге "Системный подход и международные отношения" пишет : "Вряд ли сегодня можно , например, внешнюю политику того или иного государства рассматривать изолировано от системы международных отношений, в которую это государство входит и которая в определенных границах детерминирует его внешнюю политику".
Наряду
с этим Г.И.Тункин вводит новое понятие
"международная юридическая
Дипломатия, играющая важную роль в выработке норм международного права, играет еще более важную и непосредственную роль в выработке рекомендаций и договоренностей, поскольку они находятся как бы на грани между-
народного
права имеждународной политики. Все
это свидетельствует о весьма
сложной структуре системы
Действительное соотношение дипломатии и международного права как подсистем систем международных отношений можно понять , исходя из следующих теоретических предпосылок. Дипломатия стремится осуществить внешнеполитические интересы данного государства и путем морально-политического воздействия на другие государства, достигнуть удовлетворения этих интересов на основе согласования их с внешнеполитическими интересами других государств, с которыми они иногда совпадают, иногда же отличаются от них и даже им противоречат. Тем самым дипломатия стремится достигнуть согласования выражающих эти интересы государственных воль. Вместе с тем она стремится закрепить достигнутое согласование воль в более или менее стабильные и прочные формы, а это связано установлением общепризнанных правовых принципов и правил международного поведения, являющихся как бы законами международной жизни для всех или, по крайней мере, для нескольких государств. "Дипломатия играет огромную роль в установлении этих принципов и правил, поскольку именно она подготовливает условия для достижения согласования воль относительно, как их содержания, так и признания их обязательности."
Будучи
установленными в результате дипломатической
деятельности, эти принципы и правила
приобретают самостоятельное
Во-первых,
дипломатия, формулируя волю государства
и добиваясь ее согласования с
волей других государств, активно
участвует в создании норм международного
права,является исключительно важным
фактором правотворчества в международны
Во-вторых,
дипломатия осуществляет нормы международного
права, однако осуществление международно-
В-третьих, международное право оказывает обратное влияние на дипломатию. С одной стороны , международное право ограничивает деятельность дипломатии, поскольку дипломатия в своей деятельности вынуждена считаться с нормами международного права и не нарушать их, с другой стороны , международное право служит средством для обоснования тех или иных дипломатических акций. Помимо этого, международное право определяет формы деятельности дипломатии, в частности в том , что касается функционирования дипломатических представительств, заключение международных договоров, проведению международных конференций, функционирования международных организаций, мирного разрешения международных споров, конфликтов.
II. Влияние внешней политики, дипломатии
на процесс создания и
1. Процесс создания и применения норм международного права.
Прежде чем рассматривать вопрос о влиянии внешней политики, дипломатии на процесс создания и применения норм международного права, хотелось бы остановиться на процессе создания и применения этих норм с точки зрения теоритической проблемы вообще. стр35 1. Нормы международного права - те клетки, из которых состоит ткань международного права. Именно изучение особенностей норм международного права дает возможность наиболее отчетливо выявить особенности международного права в целом как социального явления.
Но международное право - не сумма норм. Это прежде всего система норм. Исследование норм международного права не должно ограничиваться исследованием отдельной его нормы, нормы как таковой. Норма права вообще и норма международного права в частности существует, представляет интерес не сама по себе, не как обстрактная модель определенного поведения, а как норма, оказывающая влияние, воздействие на общественные отношения. стр.36 1. По мнению Лукашука И.И. "международноправовое регулирование начинается с создания норм международного права". Такая трактовка вполне объективная, поскольку правовое регулирование тех или иных видов общественных отношений предполагает правотворческую фазу, так как регламентация соответствующих отношений требует предварительного осознания необходимости такой регламентации и создания конкретных норм, ориентированных на определенные общественные отношения. стр.36 2. Процесс образования правовых норм вообще и норм международного права в частности имеет две стороны - объективную и субъективную. Объективная - это, так сказать, социальный толчок к образованию норм. Субъективная - это осознание необходимости или целесообразности принятия правовой нормы и непосредственно правоведческий процесс.
Процессы происходящие в обществе вызывают создание правовых норм в целом как системы. Именно они - объективная основа процесса нормообразования. При обсуждении объективной основы международного права возникает вопрос, что является базисом международного права. Базис международного права - продукт взаимодействия на международной арене различных государств, со своими различными государственными системами управления, общественно-экономическим строем, политическими традициями и т.д. Это взаимодействие осуществляется как взаимодействие государств, являющихся непосредственными творцами международного права. стр.37 1. Создателями норм международного публичного права выступают государства, каждое из которых обладает своей индивидуальной волей, формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, помимо воли государства являются носителями общих и индивидуальных интересов, целей и убеждений. И воля, и интересы, и цели государства объективируются в процесс международного нормотворчества, но каждое из них по разному воплощается в создаваемых ими нормах международного публичного права.