Внешняя политика и дипломатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

В 1972 г. вышла в свет книга И.П.Блищенко "Дипломатическое право". В ней он пишет "Дипломатическим правом регулируются вопросы - стр.95 1 официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. К таким вопросам относятся вопросы регламентации внешних сношений государств, формы их представительства за границей, формы ведения переговоров, организация дипломатической службы /центральной, зарубежной/, вопросы дипломатического этикета, подготовки и создания дипломатических актов, их классификация, подготовка дипломатических кадров и ряд вопросов гражданско-правового характера".

Исходя  из вышеизложенного, дипломатическое  право следует определить следующим  образом: дипломатическое право - это  совокупность устанавливаемых в  результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права норм, которые выражают волю народа, господствующих классов субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют положение и деятельность (статус и функции) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочнения мира и мирного сосуществования.

Предметом дипломатического права является дипломатическая  деятельность, деятельность официальных  органов внешних сношений, правовое регулирование которое охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.

Источниками дипломатического права являются международно-правовые нормы содержащиеся в международных  обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.) регламентах  и постановлениях международных  конференций и организаций.

Комиссия  международного права ООН на своей  первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала  вопросы дипломатических и консульских  сношений. В 1958 г. Комиссия составила  проект конвенции о дипломатических  сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. принятой в Вене. В 1961 г. комиссия составила проект Конвенции о консульских сношениях и имунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной в Вене в 1963 г. Комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями уневерсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 г. и в 1975 г.

Венская Конвенция о дипломатических  сношениях от 18 апреля 1961 г. является ключевым международно-правовым документом, регулирующим дипломатическую деятельность субъектов международного права.

К дествующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности, кроме Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. прежде всего относятся: Гаванская Конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская Конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская Конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая Конвенция о привелегиях и имунитетах ООН 1946 г; Конвенция о привелегиях и имунитетах специализированных учереждений 1947 г. регламенты международных встреч и конференций.

Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных органзаций и конференций.

Когда в практике государств встают вопросы  правового положения дипломатического представительства, представительства  при международных организациях, делегациях на международные встречи  и конференции и других зарубежных органов внешних сношений, прав и обязанностей их персонала, то обращаются прежде всего к действующим конвенциям многостороннего характера, которые определили их режим.

Дипломатическая деятельность субъектов международного права в настоящее время прежде всего осуществляется в рамках Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Гаванской Конвенции о дипломатическом убежище 1928 г., Конвенции о привелегиях и имунитетах ООН 1946 г., Конвенции о привелегиях и имунитетах специализированных учереждений ООН 1947 г. Следует подчеркнуть, что многосторонние соглашения о режиме дипломатической деятельности основываются на общепризнаных принципах современного международного права: прежде всего суверенное равенство, уважение суверинитета и невмешательства во внутренние дела, взаимность и ответственность за нарушение международного права.

В основу режима дипломатической деятельности положена объективная необходимость  развития народа, находящая выражение  установлением и развитием широких  внешних связей с другими государствами, в необходимости обеспечить эффективное осуществление функции органов внешних сношений государств в целях осуществления своих внешнеполитических задач.

Дипломатическое право может трактоваться и в  более широком плане, как включающее в себя еще две автономные подсистемы: право специальных миссий и дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций. Центральным звеном первой подсистемы является конвенция о специальных миссиях 1969 г.; второй - Венская Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями уневерсального характера 1975 г. стр.100 1 "Объектом дипломатического и консульского права являются те междувластные, политического характера отношения, в которых, взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов международного права и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих отношений органами".

Содержанием этих официальных отношений, именуемых внешними сношениями государств и иных субъектов международного права, служит сотрудничеству между ними по вопросам политического, а так же экономического и правового характера. И хотя все отношения между государствами - это так или иначе отношения политические, нельзя не учитывать, что дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства хотя и могут при определенных условиях выполнять дипломатические функции, но все же как правило, занимаются защитой прав и интересов представляемого государства и его граждан в экономической, социальной, гоманитарной и правовой областях.

Другой  важнейший признак внешних сношений - осуществление их специально созданным аппаратом: органами внешних сношений государств и иных субъектов международного права. Деятельность этих органов и составляет внешние сношения как часть международной деятельности каждого государства и международных отношений в целом. 

Дипломатия  и международное право выступают как управляющие системы в международных отношениях, воздействуя на них посредством, соответственно, политических и правовых норм.

Концепция взаимодействия политического и  правового регулирования международных  отношений представляется особенно плодотворной в наше время, когда остро ощущается потребность в повышении степени управляемости международными отношениями. 

Дипломатические отношения - краеугольный камень системы  международных отношений. Для установления таких отношений необходимы соответствующие политико-правовые условия. Важнейшие из них признание дегоре и взаимное согласие на установление дипломатических отношений.

Международное признание - это дипломатический  акт, имеющий соответствующие последствия. Речь идет не просто о констатации факта существования или появления на международной арене суверенного государства, но именно о готовности признающего вступить с объектом признания в определенные официальные отношения на основе норм международного права. Уже в первом из десяти вошедших в Заключительный акт 1975 года Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе принципов содержится положение которым и следует руководствоваться в вопросе о признании. 1. В рамках международного права все государства-участники будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации... Они имеют так же право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками союзных договоров; они так же имеют право на нейтралитет".

Здесь хорошо передана суть дела - свободы  выбора в отношениях с другими  государствами, но в соответствии с  международным правом.

Как видим, данный принцип, определяя в целом права, присущие суверенитету, не включают сюда право на признание установление дипломатических отношений. Наличие их ставится в зависимость от определенных политико-правовых условий. Автоматически ни признания ни дипломатические отношения не наступают - они требуют в каждом случае специального волеизъявления государств в виде формального акта или конклюдентных факторов...

Признание де-юре выступает либо как непременное  условие для установления дипломатических  отношений, либо как неизбежное следствие  самого факта установления таких отношений, если раньше признания не было.

Что касается установления дипломатических отношений  между двумя уже давно существующими  на международной арене государствами, то в этих случаях вопрос о признании  не возникает и остается единственное условие - достижение договоренности, взаимное согласие государств на установление таких отношений. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. содержит сформулированную норму:1"Установление дипломатических отношений между государствами стр.103 и учереждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию".

Венская конвенция о дипломатических  сношения 1961 г. подробно регламентирует порядок вступления в должность  главы дипломатического представительства, именуемый аккредитованием. Складывается он из нескольких стадий: подбор кандидатуры посла, запрос агремана, издание акта внутреннего права, оформляющего назначение, выдача верительных грамот, предварительная по прибытии в страну пребывания аудиенция и ее министра иностранных дел и передача ему копий верительных грамот, вручение во время официальной церимонии верительных грамот главе государства пребывания как завершение процесса аккредитации и начало дипломатической миссии данного представителя - его "личной миссии" на посту посла или посланника, официальное сообщение в печати о состоявшемся вручении верительных грамот.

Рассмотрим  требования, предъявляемые международным  правом к вступлению в должность  глав дипломатических представительств. Первое из них - запрос заинтересованным государством агремана, т.е. согласия государства предполагаемого пребывания на назначение данного лица в качестве посла, посланника или постоянного поверенного в делах.

В п.1 ст.4 Венской Конвенции 1961 г. говориться: "Аккредитирующее- 1 мтр 105 государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитировать как главу представительства в этом государстве". И далее, в п.2 ст.4 указывается: "Государство пребывания не обязано сообщать аккредитирующему государству мотивы отказа в агремате".

Акт вручения верительных грамот пораждает важные правовые последствия. С этого момента  начинается, как правило, дипломатическая  миссия главы представительства. Он считается теперь официально приступившим к исполнению своих обязанностей.

Международное право, помимо этого, регламентирует порядок  созыва, организацию и процедуру  международных дипломатических  конференций, а так же международно-правовое положение глав, членов и сотрудников  делегаций правительств на этих конференциях. Поскольку за последнее десятилетие несомненно возрасло значение непосредствееных встреч и личных контактов руководителей представительств в дипломатической деятельности, нормы международного права, касающиеся регламентации проведения международных конференций, занимают не последнее место в системе его норм.

Международное право регламентирует также формы  тех официальных актов, посредством  которых осуществляются дипломатические  сношения между правительствами. Международное право определяет порядок заключения международного договора, начиная от процедуры обсуждения отдельных частей его текста и кончая предписанием, ратификацией и обменом ратификационными грамотами, внешнюю форму и язык договора, порядок и условие присоединения к договору новых государств, выдвижение и принятие оговорок, порядок и условие продолжения действия договора, прекращение его действия (денонсация и анулирование) оснований действия силы договора.1.Совокупность норм, стр 106 относящихся к международным договорам, составляет очень важную часть международного права, которую можно назвать международным договорным правом.

Наряду  с договорами официальными актами дипломатических  сношений между правительствами  являются декларации, письма, ноты, меморандумы  и т.п. Юридическое значение этих актов определяется нормами международного права. 

Международное право определяет формы устройства, функции, правовое положение и порядок  действия международных организаций  и учереждений. стр.107 1. Многие юристы-ученые считают, что право международных организаций представляет собой "право международного общения" и стоит над государствами. Все подобные рассуждения более или менее близки отзвукам теорий "мирового правительства" и "мирового права".

В действительности международные организации являются не органами надгосударственной власти, а органами международного сотрудничества, и нормы международного права, регулирующие их устройство и деятельность, в первую очередь нормы Устава ООН, предусматривают не навязывание государствам посторонней воли от имени этих государств, а формы сотрудничества государств на основе взаимного согласования. Далее если речь идет об особых полномочиях Совета Безопасности действующего в интересах обеспечения мира и безопасности от имени всех членов ООН и принимающее обязательное для них решение. Это положение не утрачивает своего значения, поскольку деятельность Совета Безопасности ООН строится на согласованном сотрудничестве государств, несущих главную ответственность за обеспечение мира. Этоиу и следует принцип единогласия постоянных членов СБ, являющийся краеугольным камнем ООН.

Информация о работе Внешняя политика и дипломатия