Внешняя политика и дипломатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Введение.

Международное право играет особую роль в международных  отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают  в результате взаимодействия на международной  арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике. Отсюда возникает проблема соотношения внешней политики и международного права, которое представляет не только научный интерес, но и практический. Поэтому в данной дипломной работе рассматривается "Проблема соотношения внешней политики и международного права".

Конец XX века ставит перед человечеством  новые и все более сложные  проблемы. Однако, он пораждает и  новые надежды. С одной стороны, - угроза ядерной катострофы, рост острых экологических проблемм, экономическая отсталость стран "третьего" мира, акты международного терроризма, рост количества региональных территориальных войн. С другой стороны, - подписано много договоров в области реального разоружения, поиски различных региональных конфликтов, интенсификация экологических связей между государствами, развитие сотрудничества в области науки и культуры, гуманитарной сфере в целом, рост роли и значения антивоенных, демократических общественных движений.

Становление взаимозависимого целостного мира по-новому ставит многие вопросы, решать которые - всему человечеству. Отсюда рост значения международного права и внешней политики отдельных государств в международной жизни. В целостном и взаимозависимом мире внешняя политика государств и международное право всегда взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Международное право и международные организации являются регуляторами международной жизни в целом, и внешней политики государств в частности.

Современное международное право можно определить "как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями. Основой всей системы международного права, является общее международное право"1 .

Многие  общечеловеческие ценности уже нашли  свое нормативное воплощение в международном  праве, главным образом в его основных принципах. Запрет обращения к силе или угрозе ее применения, вмешательство во внутренние дела государств, право народов на самоопределение и т.д. Прочный правопорядок в мире возможен в случае признания примата международного права в политике.

Генеральная Ассамблея ООН на своем 60-м пленарном  заседании, которое состоялось 17 ноября 1989 году приняло резолюцию Nо44/23, провозгласившую  период 1990-1999 годов "Десятилетием международного права ООН".

Целями  десятилетия являются1 :

а)содействие принятию и уважению принципов международного права;

б)содействие средствам и методам мирного  разрешения споров между государствами,включая  обращение в Международный Суд  и полное уважение к нему;

с)поощрение  прогресивного развития международного права и его кодификации;

д)поощрение  преподавания,изучения,распространения  и более широкого признания МП.

Государства осуществляя свою внешнюю политику должны руководствоваться основными  нормами и принципами международного права,поскольку этого требуют  современные международные отношения.

I. Проблема соотношения внешней  политики и международного права  . 

1. Взаимосвязь внешней политики  и международного права.

Международное право, внешняя политика и дипломатия - явления не только взаимосвязанные, но и во многом переплетающиеся. Поэтому исследование какого-либо из них в отдельности невозможно. Политика каждого государства как единого целого делится в зависимости от сферы приложения на внутренную и внешнюю, но обе они имеют единые социальные и экономические корни. Внешняя политика государства реализуется в рамках международной системы, где она взаимодействует с внешней политикой других государств и их союзов, испытывает воздействие международных организаций. Внешнеполитическое поведение государства непосредственно определяется не только внутренными факторами но и состоянием международной системы, которое с одной стороны налагает ограничения на внешнюю политику, а с другой - предоставляет возможности для определенных внешнеполитических акций. "Внешняя политика - понятие весьма широкое. Оно включает в себя вншнеполитический курс государства, внешнеполитические доктрины , концепции, органы, осуществляющие внешнеполитические функции, и, главное - внешнеполитическую деятельность, или внешнеполитическое поведение государства. Именно в процессе внешнеполитической деятельности государств создаются и реализуется нормы международного права"1 . 

Проблема  соотношения взаимодействия внешней  политики и международного права - это, по существу , проблема соотношения  политики и права в международной системе. Поскольку международное право функционирует в рамках международной системы и , здесь же реализуется внешняя политика государства, то их соотношение приобретаетет особые черты. По существу, все международно-правовые акты имеют не только юридический, но и политический характер, а порожденные ими отношения являются и политическими и правовыми. Французский юрист М.Вирали, говоря о соотношении внешней политики и международного права считает, что "любой договор, любое разногласие юридического характера , все нормы международного права имеют политическое содержание и характер, и, наоборот, политика включена в право в том смысле , что правопорядок переплетается с определенным политическим порядком"1 . Американский автор Л.Хенкин пишет , что "в своей основе все нормы и обязательства являются политическими, их соблюдение, а также умышленное нарушение - это политические акты, акты внешней политики.2 " 

Действительно, и соблюдение и нарушение норм международного права выражаются во внешнеполитических действиях, а соответствующие решения государства это внешнеполитические решения. В результате взаимодействия внешней политики государств складываются международные и политические отношения, требующие для своего регулирования адекватных , политических по своей природе норм. Если все юридическое в международной системе имеет политическую природу, то не все политическое является юридическим, и, конечно, не любое внешнеполитическое поведение государства представляет собой международно-правовое поведение. 

Раскрывая суть проблемы соотноошения внешней политики и международного права , все же возникает вопрос, что приоритетнее, примат международного права, или же, - примат внешней политики государств в международных и межгосударственных отношениях. В западной международно-правовой литературе довольно распространены взгляды на соотношение международного права и внешней политики, которые по существу жертвуют правом ради политики.

2. Доктрина политического реализма  и ее сторонники.

Так доктрина "политического реализма" в лице Дж.Кенана и Г.Моргентау резко противопоставляет международное право и политику в международных отношениях. Г.Моргентау писал, что "железный закон международной политики в том, что правовые обязательства должны отступать перед национальным интересом". Дж.Кенан видел наиболее серьезный недостаток в определении внешнеполитического курса США в "юридико-моралистическом" подходе к международным проблемам. Если Дж.Кенан и Г.Моргентау приносили международное право в жертву национальному интересу, то М.Макдугал и его соратники так называемого ориентированного на политику подхода к международному праву жертвуют международным правом, растворяя его в политике, рассматривая международное право в качестве властных процессов принятий решений, в которых общественные предписания формилируются, предъявляются и фактически применяются в целях осуществления полититики сообщества.

В настоящее  время большинство известных  западных ученых критически относятся  к взглядам Дж.Кенана и Г.Моргентау. Американский юрист и политолог С.Хофман критикует сторонников "политического реализма" за чрезмерное жестокое и нереалистичное разделение права и диплопатии, юридических обязательств и национального интереса.

Л.Хенкин пишет, что "реалисты" не признающие необходимости и значения права в международных отношениях , не являются реалистами, так как они недооценивают то обстоятельотво , что "национальный интерес" может состоять в соблюдении правовых норм.

Нельзя  отрицать роль политики в международном  праве, ее воздействие на образование  норм и принципов международного права . Роль политики в процессе правотворчества исключительно велика. Политические идеи нередко превращаются в принципы права, а конкретные политические требвания в специальные правовые нормы. Право закрепляет отношения, складывающиеся в результате политики.

3. Превращение политических идей  в нормы международного права. 

Говоря  о воздействии политики государств и конкретных исторических явлений  на образование норм международного права, хотелось бы привести в пример принятие Устава ООН, который является многосторонним международным договором. Устав ООН, принятый после второй мировой войны в конкретных принципах отражает политические идеи государств учредителей. Война, которая унесла миллионы жизней, заставила политиков думать о будущем совместном существовании в едином мире, избавить человечество от будущих войн. В первой главе ст.1 п.2 о целях и принципах Устава ООН написано : 

"Развивать  дружественные отношения между  нациями на основе уважения  принципа равноправия самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира".

Здесь нашел отражение принцип уважения равноправия и самоопределения  народов. Сам этот факт говорит о  том, что конкретная политическая идея, воля государств стали одними из общепризнанных принципов международного права. Насколько этот принцип соблюдается во внешней политике государств имеет важное значение в современном мире.

Сторонники "политического реализма", как  было указано выше, жертвуют правом ради "начионального интереса". Такой подход имеет целью подтолкнуть государство на грубое нарушение взятых на себя международных обязательств, которые являются обязательными для выполнения, и их невыполнение может привести к международно-правовой ответственности.

Согласно  главе1 ст.2 п.2 Устава ООН "Все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязатеьства, чтобы обеспечить ими всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации."

Послевоенная  история показала, что доктрина "политического  реализма" во внешнеполитическом курсе  государств, подтолкивала государства  с целью защиты своих национальных интересов к военно-политическим авантюрам, которые стали причиной региональных войн, а иногда превращались в кризисы глобального, мирового масштабов. Можно привести несколько примеров: действия США во Въетнаме, ввод советских войск в Афганистан, агрессия Ирака против Кувейта. Эти факты говорят о том, что взаимозависимость государств приобретает универсальный характер как по кругу участников международного общения, так и по предмету их взаимоотношений. Она естественно, вынуждает к поискам общего языка для регулирования своих взаимоотношений. Здесь приоритетом должно пользоватся международное право. Нельзя не согласится со мнением ученого-юриста Колосова Ю.М о том, что "существующей во все возрастающей в реальной жизни взаимозависимости государств должна корреспондировать взаимозависимость международно-правовая, то есть приоритет международного права."

Универсализация международно-правового регулирования  различных сфер межгосударственных отношений, максимальная детализация  взаимных прав и обязанностей субъектов  международного права и создание международных механизмов по осуществлению  контроля и мер доверия в их совокупности неизбежно привели бы к своевременному выявлению фактов любых отступлений от международных обязательств. Всякое нарушение международно-правовой нормы, как правило, приводит к возникновению международного спора.

Как видно из вышеизложенного, правильное теоретическое определение права и политики в международной системе имеет важное практическое значение. Признание нормативной ценности международного права обязательной силы его принципов и норм имеет непосредственное отношение к внешнеполитической практике государств. Современное международное право распространяется на области межгосударственных отношений, регулирует самые острые политические вопросы, такие, например, как обеспечение международного мира и безопасности.

Только соблюдая требования международного права,можно гарантировать наиболее важные политические интересы государств, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность границ, безопасность. В доядерную эпоху можно было, если не одобрять, то во всяком случае понять разграничение, проводимое,например Дж.Кенаном, между "морально-юридическим" и "реалистическим", т.е. основанным на силе, подходом к международным отношениям. В наши же дни единственно реалистической внешней политикой является политика, опирающееся на международное право. Это отнюдь не означает идеализацию современной международной обстановки и состояния международного правопорядка, игноирования актов применения силы на международной арене и вмешательства во внутренние дела государства. Реалистический, а следовательно, учитывающий важность и необходимость международного права подход к международным отношениям и внешней политики государств предполагает признание того , что если в современном взаимосвязанном мире какое-то международное правонарушение может дать определенное кратковременное преимущество государству правонарушителю, то в конце концов правонарушитель должен быть наказан.

Примат  международного права в политике предполагает в первую очередь господство права над силой в международных отношениях. Силовая политика должна быть заменена политикой строго соответствующей принципам и нормам международного права. Кроме того, учитывая, что нормы международного права, нормативно оформленное выражение стандартов внешнеполитического поведения государств, примат международного права в политике предполагает верховенство подобных стандартов поведения над продиктованными односторонними действиями на международной арене. Говоря о примате международного права в межгосударственных отношениях, то есть во внешней политике, необходимо выделить внимание международно-правовому институ ответственности государств в международных отношениях. Без этого института невозможно обеспечить эффективность примата международного права. Война в персидском заливе доказала, что при желании международное сообщество в лице ООН способно восстановить мир и безопасность в регионе, заставить государство-правонарушителя придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права, однако действующий международно-правовой механизм не способен предотвратить все региональные конфликты и межгосударственные споры , которые угрожают миру и безопсности,например,война на Балканах, "горячие точки " на территории бывшего СССР.

Информация о работе Внешняя политика и дипломатия