Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа
Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике.
По мнению Моргентау, перед дипломатией стоят четыре задачи. Дипломатия должна:
1. Наметить свои цели с учетом действительной и потенциальной силы, имеющейся для достижения этих целей;
2. установить
цели других государств и силу,
которую они действительно или
потенциально имеют для
3. установить, в какой мере эти различные цели совместимы друг с другом;
4. использовать
средства, необходимые для достижения
своих целей. Каковы средства,
которые может использовать
"Три средства", - говорит Моргентау,- имеются в распоряжении дипломатии: убеждение, компромисс, угроза силой". Заметили также, что "угроза силой", которую Моргентау считает одним из средств дипломатии, запрещается современным международным правом/ п.4 ст.2 Устава ООН/.
Международное право определяя юридические обязанности государств, устанавливает определенные рамки для их внешней политики и дипломатии, с другой стороны, фиксируя права государств, оно открывает перед государствами возможность использования международного права в интересах их внешней политики и дипломатии.
То, что государства стремяться опереться на международное право в осуществлении своей внешней политики и дипломатии не вызывает сомнение. Внешнеполитические документы государств пестрят ссылками на международное право в целом и на отдельные его принципы и нормы.
Международное право является не только юридическим, но и важным политическим и моральным фактором. Внешнеэкономическая акция государства, опирающаяся на международное право, приобретает в силу этого не только определенные юридические, но и политические и моральные преимущества.
2. Международное право как инструмент внешней политики государств.
Рассмотрение
вопроса о возможности
Это не означает, что международное право может быть орудием любой политики. Нормы международного права могут быть использованы в качестве орудия внешней политики отдельных государств или в пределах, определяемых содержанием этих норм, то есть содержанием соглашения между государствами, результатом которого явилось возникновение той или иной нормы международного права, ее развитие и изменение.
В период "холодной" войны сверхдержав, СССР и США проводили политику "с позиции сил", сколачивали гонку ядерных вооружений, и противостояние в мировом масштабе. Такая политика противоречила принципам и нормам международного права.
В период Горбачевской перестройки, между СССР и США были заключены договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а также договоры о сокращении стратегических поступательных вооружений - все это свидетельствовало о значительном, если не о глобадьном изменении внешнеэкономической концепции СССР и США, начала изменений в системе международных отношений.
Эти процессы связаны с возрастанием социальной роли и значения международного права, выдвигают принципально новые задачи, перед его наукой. Учитывая то, что современное международное право направлено на охрану мира и безопасности, можно сделать вывод, что примат международного права в политике - это по существу нормативное выражение приоритета общегосударственных интересов.
Международное право, может быть опорой лишь такой политики, принципы которой соответствуют международному праву. В этом случае государство может опереться на международное право. Такой политикой является политика мирного решения споров, укрепления мира и безопасности, соблюдение норм и принципов международного права.
Таким образом, международное право является ,с одной стороны, системой обязательных для государств норм, регулирующих поведение государств, а с другой стороны, в определенных пределах опорой политики этих государств. Это две стороны одного и того же явления. Дело в том, что двойственная роль международного права как "регулятора и как опоры или орудия" политики субъектов права отражает реальную действительность. Она, как уже указывалось определяется содержанием норм международного права, которые, так же как и нормы национального права, воздействуют на поведение субъектов права путем определения их прав и обязанностей.
Если международное право является опорой или орудием внешней политики, то это не означает, что государство может взять в свои руки международное право, и как скульптор из глины, лепить из него то, что ему нужно. Нормы международного права являются результатом соглашения между государствами, и отдельное государство не может менять их по своему усмотрению.
Нормы международного права - это не пустые формы, в которые каждое государство может внести то или иное содержание. Как всякая правовая норма, норма международного права имеет свою форму и содержание. Последнее определяется содержанием того соглашения результатом которого является эта норма.
Отдельное государство не может внести в норму международного права новое содержание. Изменение содержания нормы права - это изменение нормы, которое возможно не в результате односторонних действий государства, а в силу соглашения между государствами. Ни одна держава в одностороннем порядке не может изменять нормы международного права.
Если допустить, что каждое государство своими односторонними действиями может вносить изменения в нормы международного прва, то последнее как объективная система норм, регулирующих отношения между государствами исчезает, вместо него появляется внешние права отдельных государств.
Нормы международного права имеют свое содержание, которое в ходе международных отношений может изменяться договорным или обычным путем, такое изменение происходит всегда в результате соглашения между государствами, в процессе формирования которого, односторонние действия государств, как уже говорилось, играют свою роль.
Хотя государства могут использовать международное право в качестве опоры внешней политики, это не означает, что международное право сливается с политикой. Соглашение международного права с политикой неизбежно ведет к отрицанию нормативного характера международного права, к отрицанию международного права, которое утопает в политике, исчезает как право.
Примером такого рода смешания или слияния внешней политики и международного права является концепция проф. Макругала, называемая им "ориентированным на политику" подходом к международному праву. стр.88 1. Хотя проф. Макругал и критикует Моргентау за переоценку значения "голой силы" в международных отношениях, он приходит, правда, другими путями, по существу, к тем же выводам о роли международного права, что и критикуемые им авторы. Макдугал, на словах не отрицая значения международного права, а иногда и подчеркивая его, на деле топит международное право в политике. В результате этого в концепции Макдугала международное право лишается самостоятельного значения как средство регулирования международных отношений, оно исчезает в политике, и более того, превращается в средство оправдания политики, нарушающей международное право.
Макдугал
объявляет несостоятельным
Слишком часто думают, что "технические правила, которые якобы составляют международное право", могут решать вопрос о том, как следует поступать. Макдугал концентрирует свое внимание на так называемом "принятии решений", под которыми он понимает процесс формирования внешней политики и ее осуществление. Он утверждает, применение "общих правил" международного права требует "выбора политики". Следовательно, по мнению автора, не при вынесении политических решений надо учитывать и соблюдать нормы международного права а, наоборот, надо сначало "выбрать политику". Необходимость такого предварительного "выбора политики" обосновывается автором тем, что в случае применения нормы международного права могут быть разные мнения о том, как следует поступать.
Что касается международного права, то не совсем ясно, какую роль отводит ему автор при "выборе политики". Поскольку "выбор политики" предшествует применению нормы международного права, то очевидно, что этот "выбор" делается независимо от существующих норм.
По мнению Макдугала, право не ограничивает государство в осуществлении его внешней политики и дипломатии, а только служит им; рамки должного исчезают, рамки возможного поведения расширяются до любых пределов, необходимых для осуществления политики.
Отрицая роль международного права как регулятора международных отношений, имеет цель оправдать любые внешнеполитические акции государств, это несомненно приводит к хаосу в мире.
Рассматривая влияние международного права на внешнюю политику и дипломатию, нужно подчеркнуть роль примата международного права. стр.90 1. Примат международного права в политике предполагает господство права над силой в международных отношениях. Силовая политика должна быть заменена политикой, строго соответствующей принципам и нормам международного права. В такой формулировке права противопоставляются не политике, а силе. стр.91 1. Нормы международного права - концентрированное и взаимосогласованное, нормативно оформленное выражение стандартов внешнеполитического поведения государств. Следовательно, примат международного права в политике предполагает, примат концентрированных и взаимосогласованных стандартов поведения над односторонним, продиктованным конъюктурными соображениями действиями на международной арене. Это примат, стабильной, принципиальной и, главное взаимосогласованной, освобожденной от конъюктурных влияний внешней политики над политикой, не учитывающей взаимозависимости государств, ставящей групповые интересы выше общегосударственных.
Реализация
установки примата
Западные юристы, говоря о влиянии международного права на внешнюю политику и дипломатию, часто противопоставляют друг другу эти две области, исключая возможность какой бы то ни было гармонии между ними.
Такое противопоставление дипломатии и внешней политики имея цель доказать ту концепцию, согласно которой, пока существуют суверенные государства, не может быть более или менее прочной международно-правовой системы, что такая система возможна только при установлении сверхгосударственной власти, чего-то вроде мирового государства, либо "мирового права". стр.92 1. П.Корбет пишет, что пока остается в силе концепция суверенитета и существуют независимые государства, то "каковы бы не были хартии или декларации, практически правительства не станут на позиции общего подчинения международному праву", что "если подходить к дипломатии, как к политическому взаимодействию групп, отрицающих подчинение какой-либо коллективной власти", то юридические аргументы "кажутся не столько стабилизирующими институтами правопорядка, сколько весьма приспособляемыми modi vivendi".
Таким образом, для того что бы обосновать необходимость создания сверхгосударства, Корбет старается доказать, что дипломатия не может соблюдать международное право, что она только стремится декларировать им свои акции либо попирает его.
Такое
противопоставление международного права,
внешней политики и дипломатии не
совсем объективно, поскольку регулирование
международных отношений
3.Международно-правовая
Следующий аспект влияния международного права на внешнюю политику и дипломатию - это международно-правовая регламентация деятельности дипломатии. Такая регламентация предполагает применение довольно широкого ряда международно-правовых институтов, образующих целые отрасли международного права. Прежде всего это - дипломатическое право, одна из наиболее древних отраслей международного права. Оно определяет порядок деятельности и правовое положение дипломатических представительств государств за границей, порядок назначения, аккредитования и отозвания, ранги и правовое положение глав этих представительств, правовое положение их персонала.
Дипломатическое право регламентирует нормы и институты международного права, которые определяют правовое положение за границей внутригосударственных органов внешних снашений, порядок созыва, организацию и процедуру международных дипломатических конференций, различного рода совещаний, встреч и иные формы официальных сношений между правительствами, структуру, функции и порядок работы международных организаций. Понятие дипломатическое право получило широкое распространение в заподноевропейской литературе по международному праву. стр.94 1. Во Франции издаются специальные курсы дипломатического права, а в англо-американской литературе подобного рода курсы носят название "руководства по дипломатической практике".