Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:14, контрольная работа
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений
на континентальном шельфе..............................................................................5
2. Понятие континентального шельфа............................................................10
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа ………………………………………………………………………..…10
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф ………………………………………………………………...……….....19
4.1 Международно-правовая регламентация суверенных прав
прибрежного государства на континентальный шельф………………....19
4.2 Закрепление суверенных прав на континентальный
шельф в законодательстве Российской Федерации……………………….22
3.3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов
и благ……………………………………………………..……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
Если
прибрежное государство считает, что
внешняя граница подводной
В настоящее время большинство государств, в том числе и Российская Федерация, установили, согласно Конвенции 1982 г. фиксированный предел протяженности континентального шельфа в 200 морских миль.[16]
Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ) определил в статье 1 понятие континентального шельфа и его внешние границы. Так, континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется, согласно статье 2 ФЗ «О континентальном шельфе РФ», на основе международных договоров РФ или норм международного права.
Так,
например, 28 марта 1986 г. был издан
Указ Президиума Верховного Совета СССР
N 4374-XI «О ратификации Договора между
Союзом Советских Социалистических
Республик и Корейской Народно-
Этот Договор, подписанный в Пхеньяне 22 января 1986 г., принимал во внимание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., подписанную обеими договаривающимися сторонами.
Граница
экономической зоны и континентального
шельфа между СССР и КНДР согласно
Договору начинается в точке пересечения
линии государственной границы
между Союзом Советских Социалистических
Республик и Корейской Народно-
Подобные договоры Российская Федерация как продолжатель Советского Союза имеет со всеми граничащими с ней государствами.
Право
прибрежного государства
Так, согласно п. 8 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., соответствующее прибрежное государство предоставляет данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Приложением II к Конвенции 1982 г.
Также
прибрежное государство, согласно ст.
82 Конвенции 1982 г., производит отчисления
или взносы натурой в связи
с разработкой неживых ресурсов
континентального шельфа за пределами
200 морских миль, которые подлежат
распределению между
Конкретные данные о внешних границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль прибрежное государство предоставляет Комиссии по границам континентального шельфа в течение десяти лет со времени вступления Конвенции в силу для этого государства (ст. 4 Приложения II к Конвенции 1982 г.). Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны (п. 8 ст.76 Конвенции 1982 г.).
В 2005 году представление в Комиссию по границам континентального шельфа об установлении шельфа свыше 200 морских миль направили Бразилия, Австралия и Ирландия. В период до 2009 года подать представление намерены следующие государства: Нигерия, Тонга, Новая Зеландия, Великобритания, Уругвай, Пакистан, Мьянма, Гайана и Япония.[17]
В 2002 году в Нью-Йорке в штаб-
Комиссия
согласилась с тем, что участки
морского дна в районах Баренцева,
Берингова и Охотского морей
являются российским континентальным
шельфом. Что же касается точных координат
их внешних границ, то они должны
быть определены после окончательного
урегулирования вопросов о разграничении
морских пространств с
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф
4.1. Международно-правовая
регламентация суверенных прав
прибрежного государства на
Согласно п. 1 ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство осуществляет над континентальном шельфом суверенные права в целях его разведки и его природных ресурсов.
Данные права носят исключительный характер в том смысле, что, если прибрежное государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства (п. 2 ст. 77 Конвенции 1982 г.). Также в Конвенции указано, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления (п.3 ст. 77 Конвенции 1982 г.).
Указанные
природные ресурсы в
Необходимо
также отметить, что в силу статьи
78 Конвенции 1982 г., права прибрежного
государства на континентальный
шельф не затрагивают правового
статуса покрывающих вод, то есть
открытого моря или той его
части, которая может составлять
исключительную экономическую зону,
а также правового статуса
воздушного пространства над этими
водами. Осуществление прав прибрежного
государства в отношении
Таким
образом, прибрежное государство, например,
не может препятствовать осуществлению
свободы судоходства
Вышеупомянутое положение п. 1 ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в основном повторяет п. 1 ст. 2 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., где вместо слов «природные ресурсов» употребляется выражение «естественных богатств».
Комиссия по международному праву в 1956 г. указывала, что придает решающее значение цели сохранения «принципа полной свободы покрывающего материковый выступ моря и воздушного пространства над ним».[20]По мнению Комиссии, прибрежное государство, осуществляя свои исключительные права, должно уважать и существующие права других государств. На любое стеснение таких прав, когда оно неизбежно вызывается нуждами разведки и разработки естественных богатств, распространяются нормы международного права, относящиеся к уважению прав иностранцев.[21]
Относительно
природы и юридической основы
принадлежащих прибрежному
Прибрежное государство по смыслу п. 3 ст. 77 Конвенции по морскому праву 1982 г. не обязано предпринимать какие-либо действия по разработке природных ресурсов его континентального шельфа только для того, чтобы воспрепятствовать такой разработке иностранным государством.
В свете этого показательно решение Международного Суда ООН по делу о континентальном шельфе в Северном море (Федеративная Республика Германия против Дании; Федеративная Республика Германия против Нидерландов) от 20 февраля 1969 г. В решении было отмечено, что
«… Права прибрежного государства в отношении района континентального шельфа, составляющего естественное продолжение его территории в море и под морским дном, существуют ipso facto и ab initio, вследствие его суверенитета в виде осуществления суверенных прав в целях исследования морского дна и использования его природных ресурсов».[23]
Таким
образом, как указал Международный
Суд, континентальный шельф не является
государственной территорией
В силу статей 80, 81 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, в том числе для разработки минеральных ресурсов.
Кроме того, как было отмечено Комиссией международного права, права прибрежного государства на континентальный шельф не включают права на такие объекты, как затонувшие суда и их груз (включая слитки золота или серебра), лежащие на морском дне или скрытые в его недрах.[24]
По мнению ученых в настоящее время наиболее острой стоит проблема покинутых, более не эксплуатируемых сооружениях на континентальном шельфе.[25]
Как было отмечено выше, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство имеет исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование на своем континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, в том числе в целях разработки нефти, других минеральных ресурсов.
Поскольку месторождения таких ресурсов исчерпаемы, рано или поздно подобные установки, сооружения на шельфе становятся ненужными. Их собственники заинтересованы в экономии финансовых средств на демонтаж и удаление таких сооружений. В то же время другие пользователи моря, выражающие, например, интересы судоходных, торговых, морских рыболовных, рекреационных компаний, заинтересованы в том, чтобы эти сооружения были убраны.
Информация о работе Рассмотрение правового режима континентального шельфа