Рассмотрение правового режима континентального шельфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:14, контрольная работа

Краткое описание

В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений
на континентальном шельфе..............................................................................5
2. Понятие континентального шельфа............................................................10
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа ………………………………………………………………………..…10
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф ………………………………………………………………...……….....19
4.1 Международно-правовая регламентация суверенных прав
прибрежного государства на континентальный шельф………………....19
4.2 Закрепление суверенных прав на континентальный
шельф в законодательстве Российской Федерации……………………….22
3.3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов
и благ……………………………………………………..……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32

Файлы: 1 файл

шельф.docx

— 35.38 Кб (Скачать)

   Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. предусмотрено безусловное правило, что сооружения, покинутые или более не эксплуатируемые должны быть полностью убраны (п. 5 ст. 5).   

     Однако  столь четко сформулированное правило  отсутствует в Конвенции ООН  по морскому праву 1982 г. Так, в п. 3 ст. 60 данной Конвенции указано, что  любые покинутые или более  неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения  безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных  стандартов, установленных в этой связи компетентной международной  организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповещение.

     Следовательно, по Конвенции 1982 г., допускается в  отличие от Конвенции 1958 г., случай, когда более не эксплуатируемые  установки, сооружения не убираются. Соответствующее  государство, которое не выполнило  обязательство об удалении неиспользуемых установок, сооружений, вместе с тем  обязано дать надлежащее оповещение об этом.

     Отмеченное  отличие между двумя вышеуказанными международными конвенциями следует  учитывать во взаимоотношениях между  государствами, которые не являются участниками Конвенции 1982 г., но к  настоящему времени остаются сторонами  Конвенции 1958 г. (например, США, Канада).

     Прибрежное  государство, там, где это необходимо, согласно статье 60 Конвенции 1982 г.,  может устанавливать вокруг искусственных  островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, ширина которых  не должна превышать 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это  разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано  Международной морской организацией.

     Искусственные острова и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для  использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.

     Искусственные острова не могут иметь статус островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение  границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

4.2. Закрепление суверенных  прав на континентальный  шельф в законодательстве  Российской Федерации

     В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

     Права Российской Федерации на континентальный  шельф определены в статье 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ). К ним относятся:

1) суверенные  права в целях разведки континентального  шельфа и разработки его минеральных  ресурсов и водных биоресурсов.  Эти права являются исключительными  в том смысле, что, если Российская  Федерация не производит разведку  континентального шельфа или  не разрабатывает его минеральные  ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это  без согласия Российской Федерации  (в соответствии со ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

2) исключительное  право разрешать и регулировать  буровые работы на континентальном  шельфе для любых целей (в  соответствии со ст. 81 указанной  Конвенции);

3) исключительное  право сооружать, а также разрешать  и регулировать создание, эксплуатацию  и использование искусственных  островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет  юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности (в соответствии со ст. 60 Конвенции 1982 г.);

4) юрисдикцию  в отношении морских научных исследований;

     защиты  и сохранения морской среды в  связи с разведкой и разработкой  минеральных ресурсов, промыслом  водных биоресурсов, захоронением отходов  и других материалов;

     прокладки и эксплуатации подводных кабелей  и трубопроводов Российской Федерации.

     Российская  Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном  шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом  Федеральным  законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и нормами  международного права.

     Указанный Федеральный закон воспроизводит  положение статьи 78 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

     Российская  Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном  шельфе, не препятствует осуществлению  судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права.

     Деятельность  на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения  защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.

     В Федеральном законе «О континентальном  шельфе Российской Федерации» также  предусмотрена норма международного права о том, что искусственные  острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16)   

     Вокруг  искусственных островов, установок  и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных  островов, установок и сооружений.

     О создании искусственных островов, установок  и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также  о полном или частичном удалении искусственных островов, установок  и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех  искусственных островов, установок  и сооружений, которые удалены  не полностью, сообщается в федеральный  орган исполнительной власти в области  обороны для опубликования в  «Извещениях мореплавателям».

     С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания Российская Федерация  взяла на себя важное международное  обязательство, предусмотренное статьей 16 Федерального закона «О континентальном  шельфе Российской Федерации»: «Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских  путях, имеющих существенное значение для международного судоходства».

  Физические и юридические лица, виновные в нарушении положений указанного Федерального закона, международных договоров Российской Федерации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Указанные лица не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.

Заключение

       Рассмотрев особенности международно-правового  режима континентального шельфа, можно придти к выводу о  том, что территориальные проблемы, связанные с морскими пространствами, были и продолжают оставаться до настоящего времени одними из самых острых проблем международных отношений. Это находит особое подтверждение в настоящих условиях, когда отдельные страны «стремятся перекроить карту мира, и открыто объявляют зоной своих жизненных интересов различные районы земного шара, включая практически все районы Мирового океана».[26]

     Проблемы  освоения и использования пространств  и ресурсов Мирового океана, в том  числе и континентального шельфа, носят комплексный характер. Эта  особенность проявляется в множественности  и взаимосвязи вопросов, подлежащих регулированию, в глубоком взаимодействии их экономических, политических, военных  и правовых аспектов.

     Таким образом,  продолжение научных  исследований проблем использования  пространств и ресурсов Мирового океана должно способствовать решению  долгосрочных задач по реализации и  защите национальных интересов Российской Федерации в области морской  деятельности.

Национальное  законодательство

1.     Конституция Российской Федерации 

(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Федеральный  закон от 30.12.1995 г. №187-ФЗ «О  континентальном шельфе Российской  Федерации» (в ред. от 04.11.2006 г.  №188-ФЗ).

Список  использованной литературы

1.           Д.А. Гаврилин. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа. М., 2002.

2.           Е.Б. Ганюшкина. Ограничение деятельности  государств нормами международного  права. // Журнал российского права. 2006. №10.

3.           В.Н. Гуцуляк. Современный международно-правовой режим континентального шельфа. // Морское право. 2003. №2. 

4.           Международное морское право.  Учебное пособие. / Под ред. С.А.  Гуреева. М.: «Юридическая литература», 2003.

5.           Мировой океан: экономика и  политика (международные проблемы  освоения). / Под ред. Е.М. Примакова.  М.: «Мысль», 1986.

6.           С.В. Молодцов. Международное морское  право. М., 1987.

7.           С.В. Молодцов. Международно-правовой  режим открытого моря и континентального  шельфа. М., 1960.

8.           А.В. Овлащенко. Притязания государств на пространства Мирового океана: Историко-правовые вопросы. // Транспортное право. 2005. №2.

9.           В.А. Самсонов. Правовой режим  континентального шельфа Российской  Федерации, его содержание и  обеспечение. // Международное публичное  и частное право. 2005. №2.

10.      Э.П. Свиридов. Границы континентального  шельфа (международно-правовые вопросы). М.: «Международные отношения», 1981.

11.      Словарь международного морского права. / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М.: «Международные отношения», 1985.

12.      И.Е. Тарханов. Международное морское  право и Военно-морской флот. // Морской сборник. 1977. №1.

13. International Court of Justice, The North Sea Continental Shelf Case. Judgement of 20 February 1969.  

Информация о работе Рассмотрение правового режима континентального шельфа