Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:14, контрольная работа
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений
на континентальном шельфе..............................................................................5
2. Понятие континентального шельфа............................................................10
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа ………………………………………………………………………..…10
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф ………………………………………………………………...……….....19
4.1 Международно-правовая регламентация суверенных прав
прибрежного государства на континентальный шельф………………....19
4.2 Закрепление суверенных прав на континентальный
шельф в законодательстве Российской Федерации……………………….22
3.3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов
и благ……………………………………………………..……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
Конвенцией
о континентальном шельфе 1958 г. предусмотрено
безусловное правило, что сооружения,
покинутые или более не эксплуатируемые
должны быть полностью убраны (п. 5 ст. 5).
Однако столь четко сформулированное правило отсутствует в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 3 ст. 60 данной Конвенции указано, что любые покинутые или более неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповещение.
Следовательно, по Конвенции 1982 г., допускается в отличие от Конвенции 1958 г., случай, когда более не эксплуатируемые установки, сооружения не убираются. Соответствующее государство, которое не выполнило обязательство об удалении неиспользуемых установок, сооружений, вместе с тем обязано дать надлежащее оповещение об этом.
Отмеченное
отличие между двумя
Прибрежное
государство, там, где это необходимо,
согласно статье 60 Конвенции 1982 г.,
может устанавливать вокруг искусственных
островов, установок и сооружений
разумные зоны безопасности, ширина которых
не должна превышать 500 метров, отмеряемых
от каждой точки их внешнего края, за
исключением случаев, когда это
разрешено общепринятыми
Искусственные острова и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.
Искусственные острова не могут иметь статус островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.
4.2. Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Права Российской Федерации на континентальный шельф определены в статье 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ). К ним относятся:
1) суверенные
права в целях разведки
2) исключительное
право разрешать и
3) исключительное
право сооружать, а также
4) юрисдикцию в отношении морских научных исследований;
защиты
и сохранения морской среды в
связи с разведкой и
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и нормами международного права.
Указанный
Федеральный закон
Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность
на континентальном шельфе осуществляется
с учетом судоходства, рыболовства,
морских научных исследований, других
правомерных видов
В
Федеральном законе «О континентальном
шельфе Российской Федерации» также
предусмотрена норма
Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.
О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с указанием глубины, географических координат, размеров тех искусственных островов, установок и сооружений, которые удалены не полностью, сообщается в федеральный орган исполнительной власти в области обороны для опубликования в «Извещениях мореплавателям».
С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания Российская Федерация взяла на себя важное международное обязательство, предусмотренное статьей 16 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»: «Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства».
Физические и юридические лица, виновные в нарушении положений указанного Федерального закона, международных договоров Российской Федерации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Указанные лица не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
Заключение
Рассмотрев особенности
Проблемы
освоения и использования пространств
и ресурсов Мирового океана, в том
числе и континентального шельфа,
носят комплексный характер. Эта
особенность проявляется в
Таким образом, продолжение научных исследований проблем использования пространств и ресурсов Мирового океана должно способствовать решению долгосрочных задач по реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в области морской деятельности.
Национальное законодательство
1.
Конституция Российской
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
2. Федеральный
закон от 30.12.1995 г. №187-ФЗ «О
континентальном шельфе
Список использованной литературы
1. Д.А. Гаврилин. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа. М., 2002.
2.
Е.Б. Ганюшкина. Ограничение
3.
В.Н. Гуцуляк. Современный международно-правовой
режим континентального шельфа. // Морское
право. 2003. №2.
4. Международное морское право. Учебное пособие. / Под ред. С.А. Гуреева. М.: «Юридическая литература», 2003.
5. Мировой океан: экономика и политика (международные проблемы освоения). / Под ред. Е.М. Примакова. М.: «Мысль», 1986.
6. С.В. Молодцов. Международное морское право. М., 1987.
7.
С.В. Молодцов. Международно-правовой
режим открытого моря и
8. А.В. Овлащенко. Притязания государств на пространства Мирового океана: Историко-правовые вопросы. // Транспортное право. 2005. №2.
9.
В.А. Самсонов. Правовой режим
континентального шельфа
10.
Э.П. Свиридов. Границы континентального
шельфа (международно-правовые
11. Словарь международного морского права. / Отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М.: «Международные отношения», 1985.
12. И.Е. Тарханов. Международное морское право и Военно-морской флот. // Морской сборник. 1977. №1.
13. International
Court of Justice, The North Sea Continental Shelf Case. Judgement of
20 February 1969.
Информация о работе Рассмотрение правового режима континентального шельфа