Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:14, контрольная работа
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений
на континентальном шельфе..............................................................................5
2. Понятие континентального шельфа............................................................10
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа ………………………………………………………………………..…10
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф ………………………………………………………………...……….....19
4.1 Международно-правовая регламентация суверенных прав
прибрежного государства на континентальный шельф………………....19
4.2 Закрепление суверенных прав на континентальный
шельф в законодательстве Российской Федерации……………………….22
3.3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов
и благ……………………………………………………..……………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений
на
континентальном
шельфе........................
2.
Понятие континентального
шельфа........................
3.
Проблема установления
внешних границ континентального
шельфа ………………………………………………………………………..…
4. Суверенные
права прибрежного государства
на континентальный
шельф ………………………………………………………………...………
4.1 Международно-правовая регламентация суверенных прав
прибрежного государства на континентальный шельф………………....19
4.2 Закрепление суверенных прав на континентальный
шельф в законодательстве Российской Федерации……………………….22
3.3 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов
и
благ……………………………………………………..…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...32
ВВЕДЕНИЕ
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
Рассмотрение правового режима континентального шельфа является необходимым в свете определения суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф, бесперебойного осуществления иных прав и свобод другими государствами в открытом море, в частности свободы судоходства в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права.
Проблему
правового регулирования
Исходя
из всего выше сказанного, целью
настоящей работы будет являться
определение современного международно-правового
режима континентального шельфа: суверенных
прав прибрежного государства на
континентальный шельф, проблему установления
внешних границ континентального шельфа
прибрежного государства на основе
понятия континентального шельфа в
юридическом и геологическом
смысле, имеющих некоторые отличия,
а также раскрытие
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений на континентальном шельфе
История
правового регулирования
Принятая
28 сентября 1945 г. вторая прокламация
президента США Г. Трумэна «Политика
Соединенных Штатов в отношении
прибрежного рыболовства в
1) если
рыболовство ведут только
2) если рыболовство в таком районе ведут граждане как США, так и других государств, то регулирование таких рыбных промыслов осуществляется по соглашению США с соответствующими государствами [2].
За
прокламацией Г. Трумэна последовала
череда односторонних притязаний на
прилегающие к территориальному
морю районы открытого моря, континентального
шельфа под ним и минеральные
живые природные ресурсы в
этих районах: Аргентины – на континентальный
шельф и покрывающие его воды
(1946 г.); Панамы – на продукцию морского
промысла в пределах континентального
шельфа (1946 г.); Чили – на 200-мильную
зону шельфа и лежащих вод в
целях использования
К 1958 г. односторонние акты о континентальном шельфе приняли уже более 20 государств.[4]
В
силу такого широкого подражания примеру
США, провозгласивших свои права
на континентальный шельф, саму правовую
идею и юридическое понятие
Однако
история правового вопроса о
континентальном шельфе начинается
значительно раньше. Как справедливо
отмечал С.В. Молодцов, защищая суверенитет
«на некоторые острова в
В
50 - 80-е гг. XX в. центральное место
при обсуждении международно-правового
режима морских пространств заняли
вопросы регулирования
Профессор И.Е. Тарханов обращал внимание на то, что правовой режим пространств Мирового океана «постоянно меняется под воздействием объективных и субъективных факторов».[7] В этот же период проблемы хозяйственного использования Мирового океана заняли приоритетное место в межгосударственных отношениях и во внешней политике всех без исключения государств.[8]
Проблема
использования ресурсов континентального
шельфа была частично решена Конвенцией
о континентальном шельфе 1958 г. и
в дальнейшем – Конвенцией ООН
по морскому праву 1982 г.[9] Однако, по мнению
А.В. Овлащенко, это решение по сути представляло
собой мирный раздел континентального
шельфа между всеми прибрежными государствами.[10]
2. Понятие континентального шельфа
Понятие
континентального шельфа закреплено в
двух международных договорах, регулирующих
его международно-правовой режим: в
Женевской конвенции о
Исходя из статьи 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. термин «континентальный шельф» употребляется применительно:
а) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов;
б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
По смыслу данной Конвенции, следовательно, там, где заканчивается отсчет от исходных линий дна территориального моря прибрежного государства, начинается континентальный шельф.[11]
Однако
данное понятие существенно отличается
от геологического понятия континентального
шельфа, под которым понимают пологую
часть материка, продолжающуюся под
морскими водами до того места, где
она резко переходит в
Невозможность принятия геологического понятия континентального шельфа за основу правого регулирования его режима было отмечено Комиссией международного права в1956 году. [12]
В
принятых Комиссией международного
права статьях по морскому праву,
в их русском тексте вместо термина
«континентальный шельф» используется
понятие «материковый выступ». Как
отмечала Комиссия это выражение
«употребляется здесь в таком
смысле, который до некоторой степени
отступает от обозначенного этим
выражением геологического понятия. Различная
трактовка этого понятия
Статья 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. дает следующее определение континентального шельфа:
Континентальный
шельф прибрежного государства
включает в себя морское дно и
недра подводных районов, простирающиеся
за пределы его территориального
моря на всем протяжении естественного
продолжения его сухопутной территории
до внешней границы подводной
окраины материка или на расстояние
200 морских миль от исходных линий, от
которых отмеряется ширина территориального
моря, когда внешняя граница
Однако,
если, подводная окраина материка
простирается более чем на 200 морских
миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря,
то континентальный шельф
Подводная окраина материка
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа
В основу определения внешней границы континентального шельфа, согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., было положено два критерия:
· глубина в 200 метров;
·
техническая доступность
Таким
образом, на основании Конвенции 1958
г., прибрежное государство как минимум
могло считать внешним пределом
своего континентального шельфа глубину
в 200 метров. По своему выбору оно могло
претендовать и на подводные районы
за этим пределом до такого места, до которого
глубина покрывающих вод
Конвенция
ООН по морскому праву 1982 г., в части
установления внешних границ континентального
шельфа, идет по пути в отказе от критерия
технической эксплуатации и предлагает
сложную систему юридического определения
внешней границы подводной
Информация о работе Рассмотрение правового режима континентального шельфа