Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:53, реферат
Правовая система Кубы входит в социалистическую правовую семью, при этом сохраняя сильные традиции испанского наследия и отдельные черты англо-американского права.
Введение
ГлаваI. Общая характеристика правовой системы Кубы
Глава II. Гражданские и смежные с ним отрасли права
Глава III. Уголовное право и процесс
Глава IV. Судебная система. Органы контрол
Заключение
Список литературы
Как и все буржуазные ГК первого поколения, Кодекс 1889 г. был основан на принципах формального равенства граждан перед законом, "неограниченности и священности" права частной собственности, принципе "свободы" договоров, ограниченной правоспособности замужней женщины, бесправного положения внебрачных детей.
Введение испанских Гражданского и Торгового кодексов на Кубе сопровождалось рядом дополнений и изменений, касавшихся преимущественно вопросов деятельности торговых обществ и товариществ. После принятия на Кубе демократической Конституции 1940 г. в ГК были внесены изменения, расширяющие правоспособность замужней женщины, предоставляющие некоторые права внебрачным детям и ряд других.
После революции 1959 г. ГК 1889 г. оставался в силе, но его действие было ограничено целым рядом новых законодательных актов. Прежде всего были ограничены принципы неприкосновенности частной собственности и свободы договора.
Государство уже в 1959 г. установило контроль над всеми капиталистическими предприятиями страны, ограничивая (в общественных интересах) действие частного предпринимательства, а также контроль над ценами, оборотом валюты, внешней торговлей. В 1959-1961 гг. проводится национализация сначала предприятий и имущества американских граждан, затем сахарных заводов, фабрик, железных дорог и других промышленных и торговых предприятий.
В ходе аграрной реформы часть земель была национализирована, часть передана крестьянам в пределах определенного максимума. Полученный крестьянином участок не был объектом договоров купли и продажи, дарения, аренды, пользования, заклада. Эта земля могла быть передана лишь по наследству, продана государству или обменена на другую (со специального разрешения компетентных органов власти). На основе национализированных латифундий создавались государственные имения.
В 1975 г. был принят пересмотренный ГК. Он воспроизвел те части старого Кодекса, которые не были изменены законами об аграрной и городской реформах, о национализации. Брачно-семейные отношения выделены из ГК в Семейный кодекс, принятый в том же 1975 г. Последний в целом основан на общих для социалистических стран принципах; в то же время в нем есть некоторые особенности, связанные с политическими, экономическими и социальными условиями Кубы. В соответствии с Конституцией брак основывается на абсолютном равенстве прав и обязанностей супругов, которые должны заботиться о сохранении семьи и гармоничном воспитании детей посредством общих усилий и так, чтобы эти усилия не мешали ни одному, ни другому супругу в их общественной деятельности. Брак считается законным, если он зарегистрирован. Признание брака в судебном порядке производится в тех случаях, когда союз между женщиной и мужчиной отвечает требованиям единства и стабильности. Развод производится судом по взаимному согласию супругов или если суд установит, что брак утратил значение для супругов, детей, а в связи с этим и для общества.
В 1987 г. Национальной ассамблеей был принят новый Гражданский кодекс Кубы, который как бы подвел итог социалистических преобразований в гражданском праве страны. В качестве основных форм собственности закреплялись социалистическая (государственная и кооперативная) собственность, собственность мелких земледельцев на их землю и другие средства и орудия производства, личная собственность граждан.
Конституция
1976 г. провозгласила, что на Кубе господствует
экономическая система
До
конца 1980-х гг. на Кубе существовала
управляемая командно-
Регулирование предпринимательских отношений основано на испанском Торговом кодексе 1885 г. Многие положения этого Кодекса были лишены силы или изменены законами, изданными после 1958 г. Права интеллектуальной собственности на Кубе регулируются Законом об изобретателях и рационализаторах 1982 г. и Декретом-законом 68/83. До сих пор на острове отсутствует законодательство о банкротстве.
Трудовое и социальное законодательство на Кубе возникло в начале XX в. В 1910 г. был введен 8-часовой рабочий день для правительственных чиновников, работников отелей, ресторанов и кафе. Для чиновников вводился также минимум заработной платы. Были предприняты и некоторые попытки ограничить эксплуатацию детей (запрещалось брать на работу подростков моложе 14 лет). В 1916 г. была установлена компенсация за несчастный случай на производстве, тогда же введены пенсионные фонды для престарелых учителей, личного состава полиции и армии, работников суда и других правительственных учреждений, портовых рабочих, рабочих железных дорог и городского транспорта.
Более быстрыми темпами развитие трудового и социального законодательства пошло после революции 1933 г. Президентским декретом от 19 сентября 1933 г. устанавливался 8-часовой рабочий день для всех работников, в октябре 1933 г. - 48-часовая рабочая неделя. Однако это не распространялось на сельскохозяйственных рабочих, домашних слуг, шоферов такси и др. Декрет от 7 ноября 1933 г. подтвердил право на объединения в профсоюзы рабочих и служащих всех специальностей, за исключением правительственных чиновников, армии и полиции. Им же регулировалось право на забастовки, которые не могли проводиться без предварительного обращения в арбитраж (в дальнейшем были введены и другие ограничения).
После революции 1959 г. и до начала 1990-х гг. трудовое право Кубы развивалось на чисто социалистических принципах. В соответствии с Конституцией труд был провозглашен правом, обязанностью и делом чести граждан. Кубинские профсоюзы огосударствлены и находятся под полным контролем Коммунистической партии. На них возлагается задача активного участия в воспитательной деятельности. Забастовки запрещены законом и не допускаются на практике. Важная роль в регулировании трудовых отношений принадлежит Министерству труда. В 1984 г. принят Трудовой кодекс Кубы, отражающий типичный для социалистических стран подход к регулированию трудовых отношений. Он предоставляет работникам многочисленные права, льготы и социальные гарантии. Закреплена 44-часовая рабочая неделя.
С начала 1990-х гг. в трудовое право вносятся некоторые коррективы, связанные с введением в стране элементов рыночных отношений. В сентябре 1993 г. узаконена индивидуальная трудовая деятельность.
Большое
развитие в социалистический период
получила государственная система
здравоохранения, ставшая лучшей во
всей Латинской Америке (Закон о
здравоохранении 1983 г.)5.
Глава III
Уголовное
право и процесс
До 1938 г. на Кубе действовал Уголовный кодекс Испании 1870 г. Он исходил из деления всех преступлений на тяжкие, или собственно преступления, и менее тяжкие, или правонарушения. Это деление сохраняется в кубинском уголовном праве и поныне.
Первый Уголовный кодекс независимой Кубы был принят в 1935 г. и окончательно введен в действие в 1938 г. вместе с правилами о наказаниях, подготовленными Министерством юстиции. В этом Кодексе, получившем название "Кодекса социальной защиты", нашли отражение идеи социологической школы права, объявлявшей задачей уголовной политики не наказание преступника, а защиту общества от преступных акций. Сам термин "наказание" в нем заменен термином "санкция". "Опасное состояние", выявляемое специфическими симптомами, являлось критерием для применения правовой ответственности, или "санкции". Проводилось различие между уголовной ответственностью и мерами безопасности, применяемыми за совершение вредных действий.
Кодекс 1935 г. состоял из четырех книг и 594 статей, а также ряда дополнительных и переходных постановлений. Книги первая и вторая представляли собой соответственно Общую и Особенную части УК. В книге третьей рассматривались нарушения общественного порядка и другие нарушения, не являющиеся преступлениями, но влекущие санкции; методы превенции, обеспечения безопасности "индивидуума и общества": принудительное содержание в больничных учреждениях, сельскохозяйственных колониях, исправительных учреждениях и т.д.
После победы революции 1959 г. уголовное законодательство подвергалось постоянным изменениям, хотя Кодекс 1935 г. долгое время оставался в силе. Общей тенденцией было постоянное ужесточение уголовной репрессии, особенно в отношении "контрреволюционных" действий. Первые акты разрешали применять к защитникам свергнутого режима законы, принятые после того, как совершено преступление. Принятый в июле 1959 г. Закон о повышении ответственности за политические преступления изложил в новой редакции главы I, III, IV Кодекса социальной защиты, касающиеся преступлений "против целостности и безопасности государства и преступлений против государственной власти". Мерами наказания предусматривались смертная казнь и лишение свободы на срок до 30 лет. В 1960 г. к разряду контрреволюционных был отнесен ряд тяжких должностных преступлений, предусмотренных главами V и VI части VIII книги II Кодекса социальной защиты (присвоение имущества, подлог с целью хищения). В 1961 г. усилена ответственность за террористическую деятельность.
В 1973 г. была принята Общая часть Уголовного кодекса (Закон от 25 июня 1973 г.), а в 1979 г. - новый УК целиком. Уголовный кодекс 1979 г. предусматривал смертную казнь как альтернативное наказание за широкий круг преступлений. В 1980-егг. появилась тенденция к некоторому смягчению кубинской уголовной политики. При пересмотре УК в декабре 1987 г. смертная казнь была отменена за "преступления против коллективной безопасности", некоторые виды "преступлений против мира и международного права", а также за ограбление с использованием насилия или угрозы его применения. Кроме того, был полностью декриминализирован целый ряд политических преступлений, сокращены размеры санкций за многие общеуголовные преступления и увеличен диапазон наказаний, альтернативных тюремному заключению. Тем не менее смертная казнь сохранялась в качестве альтернативного наказания в 23 статьях, в 19 из которых указаны преступления против государственной безопасности. Еще за 19 преступлений она предусматривалась Законом 1979 г. о воинских преступлениях.
В кубинском УК закреплен классовый характер уголовного законодательства, приоритет защиты государственных интересов перед личными и соответствующая этому трактовка понятия преступления. В то же время, в отличие от других социалистических уголовных кодексов, в нем отражена концепция "опасного состояния" (предделиктной опасности), а наряду с наказаниями предусмотрены меры безопасности.
В Особенной
части УК Кубы по-прежнему сохраняется
немало составов преступлений, типичных
для социалистического
Основными
источниками уголовно-
Кубинский уголовный процесс построен на принципах социалистической законности, публичности, гласности, равенства граждан перед законом и судом. Однако при общности принципов УПК Кубы имеет целый ряд важных отличий от законодательства других социалистических стран, что обусловлено сохранением на острове ряда прежних правовых традиций.
В числе особенностей УПК Кубы - наличие норм, определяющих процессуальный порядок назначения мер безопасности. Согласно ст.404 УПК в компетенцию муниципальных народных судов входит рассмотрение признаков предделиктной опасности и назначение мер безопасности во всех случаях, когда это устанавливает материальный уголовный закон. В соответствии со ст.405 УПК производство по рассмотрению признака предделиктной опасности начинается по письменному ходатайству прокурора, в котором излагаются факты и данные, необходимые для идентификации лица, против которого направлена мера безопасности, а также предлагается конкретная мера. В случае душевной болезни, наркомании и дипсомании (запоя) такое ходатайство могут подать опекун или законный представитель лица, к которому должна быть применена мера безопасности, а при их отсутствии родственник, под опекой которого находится указанное лицо. Окончательный вопрос о мере безопасности решается судом (ст.417).