Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:53, реферат
Правовая система Кубы входит в социалистическую правовую семью, при этом сохраняя сильные традиции испанского наследия и отдельные черты англо-американского права.
Введение
ГлаваI. Общая характеристика правовой системы Кубы
Глава II. Гражданские и смежные с ним отрасли права
Глава III. Уголовное право и процесс
Глава IV. Судебная система. Органы контрол
Заключение
Список литературы
УПК (но не Конституция) Кубы предусматривает такой институт, как обжалование в порядке хабеас корпус (обжалование в суд законности задержания). Этот институт был заимствован из англосаксонской правовой системы и не имел применения в уголовно-процессуальном законодательстве СССР и других социалистических государств, поскольку в них надзор за законностью задержания и ареста осуществлялся исключительно прокуратурой. Согласно УПК Кубы до судебного решения лицо может находиться под стражей не более 7 суток6.
Если
советское уголовно-
В муниципальных судах уголовные дела рассматривают коллегии из одного профессионального судьи и двух народных заседателей. Более серьезные уголовные дела в провинциальных судах рассматриваются коллегиями из 3 профессиональных судей и 2 народных заседателей.
Специальный, усложненный порядок установлен для вынесения смертных приговоров. Дела о преступлениях, наказуемых смертной казнью, которые подпадают под юрисдикцию гражданских судов, сначала слушаются в провинциальном народном суде. Дела, по которым вынесены смертные приговоры, автоматически направляются на проверку в Верховный народный суд. Если этот суд утвердил приговор, министр юстиции изучает дело и дает рекомендации Государственному совету. Государственный совет имеет право решить, казнить осужденного или помиловать; помилование имеет форму замены смертной казни лишением свободы на срок не более 30 лет.
По мнению
международных наблюдателей, предусмотренные
законом процессуальные гарантии и
принципы правосудия нередко не соблюдаются
на практике, особенно в отношении политических
заключенных.
ГлаваIV
Судебная
система. Органы контроля
Основы судебной системы закреплены в главе X Конституции Кубы "Суды и прокуратура". Функция отправления правосудия принадлежит народу и осуществляется от его имени Верховным народным судом и другими судами, учреждаемыми на основании закона (ст.121). Суды составляют систему государственных органов, функционально независимых от любых других органов и подчиненных только Национальной ассамблее народной власти и Государственному совету (ст.122). Судьи при осуществлении своих функций независимы и подчиняются только закону.
В соответствии со ст.124 Конституции Верховный народный суд является высшей судебной инстанцией, и его решения являются окончательными. Через свой президиум он осуществляет законодательную инициативу и полномочия в соответствии с регламентом, принимает решения и издает правила, обязательные к выполнению всеми народными судами, и на основе их опыта издает инструкции обязательного характера для установления единой судебной практики при толковании и применении закона.
Положения ст.124 Конституции воспроизводятся в п."б" ст.21 Закона "Об организации судебной системы". Пленум Верховного народного суда Республики может направлять судей этого суда в провинциальные и муниципальные народные суды для проверки вынесенных приговоров, получения данных о состоянии преступности, а также о различных аспектах деятельности названных судов, сбора информации по вопросам правильного и единообразного применения закона и в связи с изданием соответствующих инструкций. Пленум осуществляет через Управляющий совет контроль и наблюдение за судебной деятельностью всех судов.
Второе звено кубинской правовой системы составляют провинциальные суды, рассматривающие по первой инстанции определенные категории уголовных, гражданских и других дел, а также жалобы на решения муниципальных судов, составляющих нижнее звено. Муниципальные суды рассматривают по первой инстанции основную массу всех уголовных, гражданских и других дел. Отдельную вертикаль образуют военные трибуналы, для которых высшей инстанцией является военная палата Верховного народного суда.
Верховный народный суд и провинциальные суды имеют в своем составе палаты (salas) по уголовным, гражданским, административным, трудовым делам и делам государственной безопасности (Верховный народный суд - также военную палату).
Все
суды принимают решения
Суды отчитываются в своей деятельности перед Ассамблеей, которая их избрала, не реже одного раза в год. Право отзыва судей принадлежит органу, который их избрал. Статья 66 Конституции Кубы устанавливает, что все суды избираются и периодически обновляются. Закон об организации судебной системы 1977 г. подробно регламентирует порядок выбора судей и заседателей, а также указывает на те требования, которым должны соответствовать лица, избираемые на должность судей и в качестве заседателей. Согласно ст.66 этого Закона судья должен быть пригодным к осуществлению адвокатской деятельности; иметь диплом, выданный или подтвержденный университетом или управомоченным официальным учреждением; быть кубинским гражданином по рождению или натурализации; активно участвовать в революционной деятельности; обладать высокими моральными качествами и пользоваться достойной репутацией.
На Кубе по-прежнему действуют товарищеские суды, рассматривающие дела о мелких правонарушениях и некоторые виды гражданских споров.
Судебное преследование по уголовным делам (только по преступлениям, а не проступкам) и общий надзор осуществляет прокуратура. В соответствии с Конституцией (ст.130) главной задачей Генеральной прокуратуры Республики является контроль за соблюдением социалистической законности государственными органами, хозяйственными и социальными учреждениями и гражданами. Прокуратура также возбуждает ходатайства о применении мер безопасности, утверждает постановления о производстве обыска, проверяет законность задержания, следит за исполнением наказаний, представляет общественный интерес в неуголовных видах процесса.
Генеральная прокуратура представляет собой единый орган, подчиненный исключительно Национальной ассамблее народной власти и Государственному совету. Генеральный прокурор получает инструкции непосредственно от Государственного совета и отчитывается в своей деятельности перед Национальной ассамблеей народной власти не реже одного раза в год. Он руководит деятельностью прокуратуры на всей национальной территории. Органы прокуратуры организованы по вертикали, подчиняются только Генеральной прокуратуре и независимы от местных органов власти.
Генеральный прокурор и его заместители избираются и могут быть отозваны Национальной ассамблеей народной власти. Генеральный прокурор является по должности членом президиума Верховного народного суда.
В целом, судебная система Кубы зиждется на следующих принципах:
1) полная
независимость как отдельных
судей, так и всей судебной
системы при отправлении
2) народный характер органов юстиции, определяемый главным образом
назначением на судейские должности не только профессиональных, но и не
профессиональных судей (так называемых заседателей);
3) избираемость
всех судей (как
4) полное равенство всех перед законом;
5) коллегиальность
любых действий судов в связи
с отправлением правосудия вне
зависимости от судебной
6) презумпция невиновности. Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана. Бремя доказывания возлагается на
прокуратуру;
7) все
судебные разбирательства
Заключение
Подводя итог, нужно обратить внимание на то, что Куба со стороны правого государства целиком и полностью зависит от нормативных актов прошлых лет. Куба «впитала» и объединила в себе несколько правовых нюансов. Правовая система Кубы только присоединяла к своему законодательству частички разных систем.
Часть из законодательства Испании помогла Кубе создать первичный свод правил для граждан, после же прохождения определенных периодов Куба дополняла и изменяла свое законодательство, создавая независимое государство. Сохранившийся коммунистический режим служит доказательством того, что Кубинская правовая система работает только по «совмещенной» программе. Мало создали, но много позаимствовали. В числе основных элементом сохраняющейся на Кубе социалистической правовой системы следует назвать концепцию "социалистической законности", однопартийную политическую систему советского типа, приоритет государственных и общественных интересов над частными, привилегированное положение общенародной собственности и ведущую роль государства в экономике, партийное руководство судами и правоохранительной системой в целом.
Следует
отметить, что Куба является развивающийся
страной, развитие должно происходить
не только в государстве, но в законодательстве
для нормального
Список
литературы
Конституция
Кубы 1976 г. (в ред. 1992 г.)
Давид Р., Жоффре-Спинози
К. Основные правовые системы современности.
– М.: Международные отношения, 1997
Крашенинникова
Н.А. История государства и права
Кубы. М., 1966.
Перес Сармьенто
Эрик Лоренсо. Социалистическая
политическая система (на
опыте Республики
Куба) : диссертация ... кандидата юридических
наук : 12.00.01. - Москва, 1985. - 203 c
Саидов А.Х. Сравнительное
правоведение. – М.: Норма, 2006
Волкова Е.Д., Игнатов
Е.И., Торшин М.П. Республика Куба. - М., 1979.
Куба: Историко-этнографические очерки.
- М., 1991
Республика Куба. Справочник. - М., 1987
Слезкин Л. История Кубинской республики.
- М., 1996
Строганов А.И. Новейшая история стран
Латинской Америки. - М.: Высшая школа,
1995.
Azieri M. Introduction to Cuban
Socialist Law // Review of Socialist Law. Vol. 6. 1980. P.153-163.
Berman H.J. Impressions of
Cuban Law // American Journal of Comparative Law. Vol. 28. 1980. P.
475-486.
Lisborne J. Cuba // International
Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1977. P.C95-102.