Правовая система Кубы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 00:53, реферат

Краткое описание

Правовая система Кубы входит в социалистическую правовую семью, при этом сохраняя сильные традиции испанского наследия и отдельные черты англо-американского права.

Оглавление

Введение
ГлаваI. Общая характеристика правовой системы Кубы
Глава II. Гражданские и смежные с ним отрасли права
Глава III. Уголовное право и процесс
Глава IV. Судебная система. Органы контрол
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

правовая система Кубы.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    УПК (но не Конституция) Кубы предусматривает  такой институт, как обжалование в порядке хабеас корпус (обжалование в суд законности задержания). Этот институт был заимствован из англосаксонской правовой системы и не имел применения в уголовно-процессуальном законодательстве СССР и других социалистических государств, поскольку в них надзор за законностью задержания и ареста осуществлялся исключительно прокуратурой. Согласно УПК Кубы до судебного решения лицо может находиться под стражей не более 7 суток6.

    Если  советское уголовно-процессуальное законодательство знало только кассацию, то кубинское предусматривает как кассационное, так и апелляционное обжалование.

В муниципальных  судах уголовные дела рассматривают  коллегии из одного профессионального  судьи и двух народных заседателей. Более серьезные уголовные дела в провинциальных судах рассматриваются коллегиями из 3 профессиональных судей и 2 народных заседателей.

    Специальный, усложненный порядок установлен для вынесения смертных приговоров. Дела о преступлениях, наказуемых смертной казнью, которые подпадают под  юрисдикцию гражданских судов, сначала слушаются в провинциальном народном суде. Дела, по которым вынесены смертные приговоры, автоматически направляются на проверку в Верховный народный суд. Если этот суд утвердил приговор, министр юстиции изучает дело и дает рекомендации Государственному совету. Государственный совет имеет право решить, казнить осужденного или помиловать; помилование имеет форму замены смертной казни лишением свободы на срок не более 30 лет.

По мнению международных наблюдателей, предусмотренные  законом процессуальные гарантии и принципы правосудия нередко не соблюдаются на практике, особенно в отношении политических заключенных. 
 
 

ГлаваIV

Судебная  система. Органы контроля 

    Основы  судебной системы закреплены в главе X Конституции Кубы "Суды и прокуратура". Функция отправления правосудия принадлежит народу и осуществляется от его имени Верховным народным судом и другими судами, учреждаемыми на основании закона (ст.121). Суды составляют систему государственных органов, функционально независимых от любых других органов и подчиненных только Национальной ассамблее народной власти и Государственному совету (ст.122). Судьи при осуществлении своих функций независимы и подчиняются только закону.

    В соответствии со ст.124 Конституции Верховный  народный суд является высшей судебной инстанцией, и его решения являются окончательными. Через свой президиум он осуществляет законодательную инициативу и полномочия в соответствии с регламентом, принимает решения и издает правила, обязательные к выполнению всеми народными судами, и на основе их опыта издает инструкции обязательного характера для установления единой судебной практики при толковании и применении закона.

    Положения ст.124 Конституции воспроизводятся  в п."б" ст.21 Закона "Об организации  судебной системы". Пленум Верховного народного суда Республики может направлять судей этого суда в провинциальные и муниципальные народные суды для проверки вынесенных приговоров, получения данных о состоянии преступности, а также о различных аспектах деятельности названных судов, сбора информации по вопросам правильного и единообразного применения закона и в связи с изданием соответствующих инструкций. Пленум осуществляет через Управляющий совет контроль и наблюдение за судебной деятельностью всех судов.

    Второе  звено кубинской правовой системы составляют провинциальные суды, рассматривающие по первой инстанции определенные категории уголовных, гражданских и других дел, а также жалобы на решения муниципальных судов, составляющих нижнее звено. Муниципальные суды рассматривают по первой инстанции основную массу всех уголовных, гражданских и других дел. Отдельную вертикаль образуют военные трибуналы, для которых высшей инстанцией является военная палата Верховного народного суда.

    Верховный народный суд и провинциальные суды имеют в своем составе палаты (salas) по уголовным, гражданским, административным, трудовым делам и делам государственной безопасности (Верховный народный суд - также военную палату).

    Все суды принимают решения коллегиально. Профессиональные судьи и народные заседатели обладают равными правами и обязанностями.

    Суды  отчитываются в своей деятельности перед Ассамблеей, которая их избрала, не реже одного раза в год. Право  отзыва судей принадлежит органу, который их избрал. Статья 66 Конституции  Кубы устанавливает, что все суды избираются и периодически обновляются. Закон об организации судебной системы 1977 г. подробно регламентирует порядок выбора судей и заседателей, а также указывает на те требования, которым должны соответствовать лица, избираемые на должность судей и в качестве заседателей. Согласно ст.66 этого Закона судья должен быть пригодным к осуществлению адвокатской деятельности; иметь диплом, выданный или подтвержденный университетом или управомоченным официальным учреждением; быть кубинским гражданином по рождению или натурализации; активно участвовать в революционной деятельности; обладать высокими моральными качествами и пользоваться достойной репутацией.

    На  Кубе по-прежнему действуют товарищеские суды, рассматривающие дела о мелких правонарушениях и некоторые  виды гражданских споров.

    Судебное  преследование по уголовным делам (только по преступлениям, а не проступкам) и общий надзор осуществляет прокуратура. В соответствии с Конституцией (ст.130) главной задачей Генеральной  прокуратуры Республики является контроль за соблюдением социалистической законности государственными органами, хозяйственными и социальными учреждениями и гражданами. Прокуратура также возбуждает ходатайства о применении мер безопасности, утверждает постановления о производстве обыска, проверяет законность задержания, следит за исполнением наказаний, представляет общественный интерес в неуголовных видах процесса.

    Генеральная прокуратура представляет собой  единый орган, подчиненный исключительно  Национальной ассамблее народной власти и Государственному совету. Генеральный прокурор получает инструкции непосредственно от Государственного совета и отчитывается в своей деятельности перед Национальной ассамблеей народной власти не реже одного раза в год. Он руководит деятельностью прокуратуры на всей национальной территории. Органы прокуратуры организованы по вертикали, подчиняются только Генеральной прокуратуре и независимы от местных органов власти.

    Генеральный прокурор и его заместители избираются и могут быть отозваны Национальной ассамблеей народной власти. Генеральный прокурор является по должности членом президиума Верховного народного суда.

    В целом, судебная система  Кубы зиждется на следующих принципах:

1) полная  независимость как отдельных  судей, так и всей судебной  системы при отправлении правосудия;

2) народный характер органов юстиции, определяемый главным образом

назначением на судейские должности не только профессиональных, но и не

профессиональных  судей (так называемых заседателей);

3) избираемость  всех судей (как профессиональных  судей, так и заседателей);

4) полное  равенство всех перед законом;

5) коллегиальность  любых действий судов в связи  с отправлением правосудия вне  зависимости от судебной инстанции  и характера рассматриваемого  дела;

6) презумпция  невиновности. Каждый обвиняемый  считается невиновным, пока его виновность не будет доказана. Бремя доказывания возлагается на

прокуратуру;

7) все  судебные разбирательства являются  открытыми, за исключением случаев,  предусмотренных законом7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Подводя итог, нужно обратить внимание на то, что Куба со стороны правого государства целиком и полностью зависит от нормативных актов прошлых лет. Куба «впитала» и объединила в себе несколько правовых нюансов. Правовая система Кубы только присоединяла к своему законодательству частички разных систем.

    Часть из законодательства Испании помогла  Кубе создать первичный свод правил для граждан, после же прохождения  определенных периодов Куба дополняла  и изменяла свое законодательство, создавая независимое государство. Сохранившийся коммунистический режим служит доказательством того, что Кубинская правовая система работает только по «совмещенной» программе. Мало создали, но много позаимствовали.  В числе основных элементом сохраняющейся на Кубе социалистической правовой системы следует назвать концепцию "социалистической законности", однопартийную политическую систему советского типа, приоритет государственных и общественных интересов над частными, привилегированное положение общенародной собственности и ведущую роль государства в экономике, партийное руководство судами и правоохранительной системой в целом.

    Следует отметить, что Куба является развивающийся  страной, развитие должно происходить  не только в государстве, но в законодательстве для нормального функционирования правого режима. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Конституция Кубы 1976 г. (в ред. 1992 г.)  

Давид Р., Жоффре-Спинози  К. Основные правовые системы современности. – М.: Международные отношения, 1997 

Крашенинникова  Н.А. История государства и права  Кубы. М., 1966. 

Перес Сармьенто  Эрик Лоренсо. Социалистическая политическая система (на опыте Республики Куба) : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Москва, 1985. - 203 c 

Саидов А.Х. Сравнительное  правоведение. – М.: Норма, 2006 

Волкова Е.Д., Игнатов  Е.И., Торшин М.П. Республика Куба. - М., 1979. 
 
Куба: Историко-этнографические очерки. - М., 1991

 
Республика Куба. Справочник. - М., 1987

 
Слезкин Л. История Кубинской республики. - М., 1996

 
Строганов А.И. Новейшая история стран  Латинской Америки. - М.: Высшая школа, 1995.
 
 

Azieri M. Introduction to Cuban Socialist Law // Review of Socialist Law. Vol. 6. 1980. P.153-163. 

Berman H.J. Impressions of Cuban Law // American Journal of Comparative Law. Vol. 28. 1980. P. 475-486. 

Lisborne J. Cuba // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1977. P.C95-102. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовая система Кубы