Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:46, лекция
Выработка понятия «международное право», т.е. сущностного содержания этого явления, — одна из задач науки права вообще и того ее раздела, который именуется теорией права, в частности, а также науки (доктрины) международного права и ее раздела — теории международного права.
Международное и внутригосударственное право принадлежат к разным системам права и международный договор в силу суверенитета государства не может непосредственно создавать права и обязанности для субъектов внутригосударственного права.
Между заключением международного договора и его воздействием на поведение субъектов должен находиться волевой акт государства, допускающий и обеспечивающий такое воздействие. "Международная норма выражает согласованную волю государств, внутренняя - только волю данного государства. В силу же суверенитета государства на его территории может действовать только его воля..." . Когда цели международного договора могут быть достигнуты только путем нормативного регулирования поведения субъектов внутригосударственного права, такой волевой акт представляет собой акт правотворчества .
Исследователь международного права Е.Т. Усенко1 объединяет эти положения в понятии трансформации, определяя ее как "способ осуществления международного права посредством издания государством внутренних нормативных актов... в обеспечение исполнения им своего международного обязательства или в интересах использования им своего международного правомочия . В науке международного публичного права лишь немногие (С.В. Черниченко, В.Г. Буткевич, Э.М. Аметистов)2 тоже называют этот процесс трансформацией, а большинство (Н.В. Миронов, Д.В. Левин, А.С. Гавердовский и др.) квалифицирует его иначе.3
Для науки МПП, имеющего дело с международными договорами, по сути своей связанными с внутригосударственным регулированием, теория трансформации всегда имела особое значение.
Решив принципиальные вопросы вхождения международного права в национальном праве, теория трансформации не сделала из этих решений логически необходимых выводов в отношении механизма имплементации. Этим, а также недостаточным вниманием к международным обязательствам государств, которые прямо касаются их национального права, объясняется разнообразие предлагаемых этой теорией объяснений того, как реально действует механизм трансформации.
Одно из важных положений теории трансформации состоит в том, что государство, имплементирующее международное право путем внутреннего правотворчества, действует "во исполнение своего международного обязательства". Но в чем конкретно это обязательство состоит, эта теория не объясняет.
Мы определим его как обязательство придерживаться при регулировании определенных внутренних отношений известных норм, содержащихся в международном договоре.
Участвующее в унификационном договоре государство несет обязанность обеспечить в пределах своей юрисдикции правовое регулирование определенных в этом договоре отношений установленным в нем образом.
В зависимости от избранных участниками договора способов унификации права содержание таких обязательств может быть различным. Международный договор может содержать "правовые положения в форме определенных норм поведения", а может устанавливать "лишь некоторые общие принципы, на базе которых... государство берет на себя обязательство издать свой внутренний закон...". Соответственно в первом случае (прямая унификация) от договаривающегося государства требуется обеспечить применение правила, которое в международном договоре предусмотрено уже как "норма", готовая к применению к государствах - участниках договора, тогда как во втором, реже встречающемся случае (косвенная унификация), договаривающееся государство должно создать в своем законодательстве правовую норму, содержание которой лишь в определенной мере предопределено договором.
ГЛЕБОВ
Применение российскими судами норм международного права осуществляется на основе единообразного понимания и толкования положений права Верховным Судом Российской Федерации.[52] Под общепризнанными принципами международного права российские суды понимают основополагающие императивы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права относят принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права российскими судами понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации»,[53] положения официально опубликованных международных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно (ч. З, ст. 5). Для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.
Вместе с тем далеко не каждый договор применим судом. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения судом положений международного договора, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство.
При рассмотрении судами гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15; Федеральный закон «О международных договорах», ч. 1, З, ст. 5; ГК РФ, ч. 2, ст. 7).
Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды исходят из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (Венская конвенция о праве международных договоров, ст. 24).
Международный договор подлежит применению судом, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора. Например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Федеральным законом от З0 марта 1998 г. № 54-ФЗ, а вступила в силу для России 5 мая 1998 г. – в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 данной Конвенции).
Судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в российских официальных изданиях.[54] Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства – преемника СССР, опубликованы в официальных изданиях Верховного Совета СССР и советского правительства.
Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие, применимы судами при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, если международным договором установлены иные правила, чем законом, который регулирует материальные отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, а также гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным и административным законодательством (например, при рассмотрении дел, перечисленных в статье 402 ГПК РФ, ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства).
Международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом.[55]
Исходя из ст. 54 и п. «о» ст. 71 Конституции РФ, а также ст. 8 УК РФ, международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, применяются судами в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса прямо устанавливает необходимость применения международного договора (УК РФ, ст. З55, З56).
В силу ст. 11 ч. 4 УК России вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации, решается согласно нормам международного права – например, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (196З) и др.
Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении относительно законов Российской Федерации, а также подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15, 90, 11З).
Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта (Конституция РФ, ч.4, ст. 15; УПК, ст. З69, З79; ч.5, ст. 415; ГПК, ст. ЗЗ0, З62—З64). Это может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.
Российская Федерация, как участник Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,[56] признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Поэтому применение судами положений Конвенции осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека. Конвенцией предусмотрен механизм, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль выполнения постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. Эти постановления являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов (ст.46, п.1). Суды в пределах своей компетенции обязаны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств нашего государства в области защиты прав человека и основных свобод.
6. Имплементация (внедрение) норм международного права в национальное право.
Имплементация норм международного права, или их внедрение в национальное законодательство, происходит тремя путями:
а) рецепции – прямого заимствования отдельной международно-правовой нормы национальным законодательством;
б) инкорпорации – включения или объявления к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;
в) трансформации – переработки (переформулирования) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного нормативного правового акта, непосредственно обращенного к исполнителям нормы – юридическим и физическим лицам, государственным органам. Государства определяют свое отношение к международному праву и условиям его имплементации в конституциях и специальных законах о международных договорах. Согласно ст. 27 и 46 Женевской конвенции о праве международных договоров (1969), субъекты международного права не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения ими договора. Принятые государствами международные обязательства должны добросовестно соблюдаться ими. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства.
В конституциях государств мира закреплено понимание того, что в случае расхождения положений внутреннего законодательства с договорными международными обязательствами государства преимущество имеют международные обязательства. Приведем примеры:
♦ Конституция Соединенных Штатов Америки, ч. 2, ст. 6: «Все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления»;[51]
♦ Конституция Французской Республики, ст. 55: «Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу превышающую силу внутренних законов»;
♦ Конституция Федеративной Республики Германии, ч. 2, ст. 59: «Договоры, регулирующие политические отношения Федерации или касающиеся предметов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия компетентных в данное время органов федерального законотворчества в форме федерального закона»;
♦ Конституция Японии, ч. 2, ст. 98: «Заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться»;
♦ Конституция Королевства Испании, ч. 1, ст. 96: «Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международного права»;
♦ Конституция Итальянской Республики, ст. 10: «Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права»;
♦ Конституция Греческой Республики, ч. 2, З, ст. З6: «Торговые договоры, а также договоры, касающиеся налогового обложения, экономического сотрудничества или участия в международных организациях и союзах, и все другие договоры, содержащие положения о концессиях, которые согласно положениям Конституции требуют законодательной регламентации или которые создают для греков личные повинности, вступают в силу только после их ратификации посредством юридического закона. Секретные статьи договора ни в коем случае не могут изменять его открытые положения».
Конституция Российской Федерации гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4, ст. 15); «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ч. 1, ст. 46). Права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах российской юрисдикции (ч. 1, ст. 17). Они определяют смысл, содержание и области применения законов, характер деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Информация о работе Понятие, источники и система международного права