Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:30, контрольная работа
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Введение……………………………………………………….
Понятие права…………………………………………...
Классификация юридических норм…………………….
Система римского права…………………………………
Заключение…………………………………………………….
Список литературы…………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра ______________________________
по дисциплине: Римское право.
Тема: Понятие и система римского права.
Выполнил:
студент группы ВЗБ3ЮР - 11
Холмогоров Е. С.
_____
(подпись студента)
« » _________200__ г.
Преподаватель: ____________________
______________________________
(должность, ученая степень)
______________________________
(подпись руководителя)
«___» ________ 200__ г.
Оценка________________________
Вологда 2012 год.
Тема: Понятие и система римского права.
Содержание.
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.
Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.
Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные.
В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. Зарабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.
Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права.
Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право.
Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.
Право преторское – система
права, которая сложилась наряду
с цивильным правом; его появление
связано с расширением
Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.
В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.
В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали.
1. Понятие права.
Обозначению общего понятия права— во всем множестве предполагаемых оттенков и соотношений —служило латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. В исходном, филологическом значении этого слова (посредством чего выражается и общее духовное представление национальной культуры о той или иной категории) отсутствует какое-либо сопряжение с представлением о справедливом, подобно тому как в аналогичное русское слово «право» имманентно вошло понятие «правоты», «правды». Изначальное представление о праве в римском юридическом обиходе было лишено оттенка морального долженствования, право полагается только как надындивидуальная данность — и это воплотилось во всей системе категорий, связываемых с общим понятием права.
Понятие права, jus, имело чисто
социальную наполненность. В этом отношении
римляне противопоставляли fas как установление
божественного происхождения и jus как установление
человеческого общежития. Первое представляет собой род
священного, единожды и навсегда в неизменном
виде установленного права, переданного
людям в виде общих заветов для неукоснительного
следования, не подверженного сомнению
и лукавому истолкованию, гарантированного
Божественным возмездием; благодетельность
предначертаний и требований fas следует
из презумпции его неумолимой гуманности.
Fas определяет собою как бы внешние рамки
существования общины (святость гостеприимства,
соблюдение междуобщинных и международных
договоров, статус главы рода или общины),
и санкцией за его нарушения следует изгнание
из общины или «предание воле богов». Jus —
это внутреннее право общины, формируется
оно общественным согласием без всякого
участия высших сил, и его обязательность
основывается либо на целесообразности
следования предписанному, либо на властной
принудительности. Fas lex
Этимология слова jus, которая бы позволила точнее характеризовать понятие о праве, краеугольное для римской юридической культуры, не ясна. Ближайшие сопоставления, которые принято делать, сводятся к аналогиям cjussum (приказ, повеление) и с именем верховного божества римского языческого пантеона Jupiter; и в первом и во втором случае единственной характеристикой исходного понятия о праве становится властная обязательность, опирающаяся на подчинение силе.
Понятие права в римской юридической культуре имело много разных сопряжений. Правом могли обозначаться правила общежития в отличие от нравов и обычаев. Право могло означать определенное общественное или государственное состояние — в отличие от бесправия. Наконец, право могло сливаться с более общим понятием правопорядка вообще. Тем же словом могла обозначаться совокупность норм, отличающаяся по своему источнику: право божественное — право человеческое; по своему формальному характеру: право писаное — право неписаное; по историческому значению: право новое — право древнее. Jus обозначало и субъективное право: право кого-либо на выражение воли, на завещание, на вещь, или даже более узко — на отказ от опекуна. Несмотря на множественность своих значений, для того чтобы быть рассматриваемым в качестве юридического права, т.е. функционирующего в сфере регулирования юридических отношений, помимо властной принудительности, право должно отвечать некоторым основным критериям.
Право может иметь субъективное происхождение, но не субъективное, чисто индивидуальное содержание. В нем должна присутствовать общечеловеческая целесообразность: «Права установлены не для единой персоны, но для общего значения». Затем, право должно предоставлять своего рода меру общественного согласия относительно тех или иных вопросов общежития: «Все право введено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем». Это, следуя римскому классическому юристу Модестину, своего рода общественные источники права, и наличие конкретного происхождения (из определенного и принятого традицией источника) является необходимой чертой для него. Наконец позднейшее историческое воздействие на понимание права античной философии стоицизма включила в содержание права ценностные представления: «Предписания права суть следующие: честно жить не оскорблять другого, воздавать каждому должное».
Главным критерием собственно юридического права (в отличие от отвлеченных понятий - естественное право, божественное право кулачное право и т. п.) является его выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих как форму существования права так и преобладающий вид его жизненного применения в юридической практике
2. Классификация юридических норм.
Юридическая норма (norma agendi) составляет выражение правовой воли субъекта управомоченного на это всем данным сообществом или народом; поэтому она называлась объективным правом в отличие от индивидуального потенциального правомочия, или субъективного права. Формирование таких норм сводится обыкновенно к нескольким наиболее общим историческим понятиям или историко-логическим процедурам.
Юридическая норма может
быть (1) непосредственно установлена
предписанием источника, имеющего правовую силу - обычая закона,
судебной практики; такая норма, как правило,
определенна и однозначна. Норма может
быть (2) установлена путем истолкования
общих или конкретных предписаний источника
права, причем это истолкование должно
подчиняться определенным выработанным
правилам. Истолкование может быть легальным
В отношении качественной классификации юридических норм наиболее важными следует признать следующие: по характеру, по правосодержанию и по объему правового действия.
По характеру юридические
нормы могут воплощать строгое право (jus strictum)
или справедливое право (jus
По своему правовому содержанию