Понятие и рецепции римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Оглавление

Введение
Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы рецепции
Глава 2 Причины и истоки рецепции
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

контрольная по римскому пр.docx

— 39.97 Кб (Скачать)
 

      Оглавление 

Введение

Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы рецепции

Глава 2 Причины и истоки рецепции

Заключение

Библиография

 

       Введение 

     Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно  пережило создавший его народ  и дважды покорило себе мир.

     Зародилось  оно в далекой глубине времени  — тогда, когда Рим представлял  еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди  многих других подобных же общин средней  Италии. Как и весь примитивный  склад жизни этой общины, римское  право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую  патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно  затеряно в архивах истории.

     Но  судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая  civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

     Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской  юридической литературы, формировало  юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс  юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной  работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и  в теоретических исканиях: юриспруденция  французская работала все время  рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней  на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира.

     Такова  историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем  в качестве фундамента для правового  развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается  повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась  юридическая мысль, оно изучается  и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой  основные юридические институты  и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в  прежнее время оно считалось  за самый писаный разум, за ratio scripta.

 

     Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы  рецепции 

     Генезис и развитие римского права как  целостной и единой правовой системы  распадается на две самостоятельные  эпохи (как по своим закономерностям, так и по своему значению для формирования принципов и институтов римского права)1:

     - VIII в. до н.э. – V в. н.э. – эпоха становления и развития римского права в рамках государственности Древнего Рима и в связи с общей античной культурой;

     - с VI в. – по настоящее время – эпоха рецепции исторической традиции римского права другими народами в рамках собственной государственности.

     Хотя  именно на вторую эпоху приходится содержательный и формальный расцвет  римского права, античное римское право  принято характеризовать как  классическое римское право, представляющее образец догматической конструкции  и понимания различных институтов.

     Существует  несколько периодизаций классического  римского права. В российской романистике  принято различать три периода  истории римского государства (царский, республиканский и имперский) и, соответственно, три периода развития античного римского права. О. А. Омельченко, отмечал, что различия в периодизации не имеют «принципиального развития для квалификации собственно римского права».

     Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших  исторических процессов всей эпохи  феодализма — рецепция римского права.

     Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

     Первый  этап рецепции характеризуется преимущественно  изучением римского права в отдельных  городских центрах Италии. Для  второго этапа типично распространение  рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом  рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти  имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в  выделении этапов позволяет лучше  рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и  повторяемости.

     Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с  Возрождением, Ренессансом. Передовые  люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся  остатков культуры Древней Греции и  Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать как новое только в области  искусства и архитектуры. Оно  означало коренные преобразования в  мировоззрении, в духовной жизни; это  было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась  живая неразрывная связь между  рецепцией и “возрождением Запада к новой умственной жизни”2. Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позднего времени.

     Развивающаяся промышленность и торговля требовали  развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно ими территориально и по существу. Применение косных и  дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании  силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное  право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации  частной собственности и договорных отношений, и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше “абстрактность” римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

     Римское частное право стало, таким образом, “общим правом” ряда государств и  фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного  права. Оно приобрело уже через  ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной  Европы.

     Но  следует подчеркнуть, что предметом  рецепции явилось преимущественно  римское частное право. Наоборот, римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. «И если германская империя присвоила  себе гордое название “священной римской  империи”, если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул  императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать  императором, измыслил должность первого  “консула”, то все это явилось  лишь заимствованием некогда знаменитого  титула, но отнюдь не воскрешением римских  государственных учреждений»3.

     Однако  и римское частное право как  право рабовладельческого государства  не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в  недрах которого уже начали развиваться  буржуазные отношения. Римское право  в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно  и Германии XVI -XVII вв., то “искаженное” римское право, которое получило название пандектного права или  же странное и нелогичное название “современного римского права” (heutiges rumisches Recht)4. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от “чистого” римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX вв., общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.

     Глава 2 Причины и истоки рецепции

 

     «Начало рецепции римского права связано  с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это объясняется, прежде всего, социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII—XIII вв. наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения»5. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

     Если  бюргерство выступало за возможно более  широкое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция  феодальных сословий, светской и церковной  власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта  позиция сходна с их отношением к  развитию производства и торговли —  она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли  и открытую враждебность римскому праву.

     Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальном мире. Возникнув еще в недрах Римской  империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных  школах преподавание велось на латинском  языке, то уцелели и некоторые  рукописи с текстами римских законов, — та предпосылка, которая позже  сделала возможным рецепцию. Духовенство  сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и  некоторые правовые воззрения и  правовые институты. Разумеется, они  были изменены и приспособлены к  специфическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла  в Средневековье.

     По  мере укрепления своих позиций церковь  устанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь  видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.

Информация о работе Понятие и рецепции римского права