Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:54, реферат
Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Введение
Глава 1 Понятие рецепции (возрождения) римского права: этапы рецепции
Глава 2 Причины и истоки рецепции
Заключение
Библиография
С
развитием экономической жизни
и просвещения влияние
Содействие
рецепции оказывало и феодальное
государство, его судебные органы. Правда,
первоначально изучение римского права
было частным делом отдельных
лиц, университетов, но уже вскоре феодальные
государи поняли важность его использования
для достижения своих целей. Римская
правовая концепция была прочно соединена
с идеей сильной
В
XV—XVI вв. на более широкой основе
развивающихся товарно-денежных отношений,
роста экономической и
Рецепция имела идеологические и юридические предпосылки. Так, в раннем Средневековье внимание римскому праву в сильной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является наследником Римской империи. Формальное основание рецепции видели в преемственности власти от римских императоров. И на Руси политическая теория “Москва - третий Рим” способствовала восприятию римских правовых воззрений.
В рецепции находили отражение все крупные движения общественной мысли — идеи Возрождения и гуманизма, различного рода богословские течения, позже культ разума естественно-правовой теории, а также учение о “народном духе” исторической школы права. В Реформации и создании “филологической школы”, в отстаивании знания и применении “чистого” римского права следует видеть выступления против феодализма, а значит, и против феодального и феодализированного римского права.
У рецепции были и чисто юридические основания. Во-первых, это высокий уровень римского права — наличие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как “общее, высшее, научное право”6. Во-вторых, рецепция обусловливалась недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия, т. е. в целом оно не давало надлежащих средств для регулирования новых отношений. Правда, в силу экономической необходимости такие средства могли быть созданы и на местной правовой основе. Например, там, где действовало саксонское зерцало XIII в. (сборник переработанных судебной практикой и систематизированных обычаев)7, потребность в римском праве была меньше, а его рецепция затруднена. Регулированию новых отношений с помощью постепенно развивающегося местного права, противостояло использование измененного римского права. Второй путь на континенте оказался более простым и экономным в смысле затраты сил.
Не
следует думать, что у рецепции
римского права имелись только сторонники.
Наоборот, рецепция осуществлялась в
остром противоречии с рядом сторон
жизни феодального общества. Использование
римского права серьезно затруднялось
тем, что оно было порождено идеями
и представлениями иной исторической
эпохи. То право, которое содержалось
в Своде законов Юстиниана
как основном материале рецепции,
оказалось слишком сложным и
потому малопригодным для
Римское
право, находясь в явном противоречии
с господством натурального хозяйства,
было чуждо и непонятно широким
массам крестьян. Оно способствовало
разложению общины и изъятию у
крестьян земель. Монополия на знание
права в руках узкого круга
юристов оборачивалась
Этап ранней рецепции
Для
этого этапа характерно интенсивное
овладение знанием римского права,
опережающее действие рецепции. Римское
право рассматривалось
В
раннем Средневековье практическая
потребность в римском праве
была невелика. Оно не требовалось
для регламентации простых
Начало рецепции относится к XI—XII вв. Одним из первых ее шагов было изучение римского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов, способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Они образовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру деятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов. Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы.
Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055—1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход к материалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинного смысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римского права. Примечательно, что он изучал именно классическое римское право по Дигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок римской юриспруденции. В вопросе о соотношении права и справедливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволяло наиболее полно ознакомиться с достижениями и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали, прежде всего, для того, чтобы познать римское право из “единственного чистого источника”. Отсюда проистекали и слабые стороны работы глоссаторов. Например, о рабстве они говорили как о современном им институте, применяясь к окружавшей их обстановке, они превращали римского претора в средневекового судью, римского всадника — в рыцаря и т.п. В отклонениях от точного смысла римских законов Ирнерий и отчасти его последователи видели не настоятельную необходимость приспособления римского права к новым условиям, а лишь ошибки, проистекающие из незнания источников.
Изучение
римского права предвосхищало требования
феодального производства. В факте
опережающего развития рецепции проявилась
относительная
Положения
об опережающем характере
На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособление римского права к использованию в судах. Уже в трудах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при нем комментарии римского права и создает сводную глоссу (Glossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его предшественников, римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Сам же он приобретает славу первого юриста Средневековья. Однако даже в “глоссированном” виде рядовым юристам того времени римское право все же представлялось чрезвычайно сложным и малопригодным для практические нужд. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наиболее видных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институты римского права подвергаются формальнологическим приемам толкования, пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существенными становятся искажения точного смысла римских правовых норм. В этой связи можно привести пример римского института эмфитевзиса, который в феодальной Европе начинает использоваться для регулирования отношений “расчлененной” феодальной собственности.
Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать Священной Римской империей (962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом. В особенной степени германским императорам импонировало признание римскими юристами высшей юридической силы за императорскими постановлениями (“что угодно императору, имеет силу закона”). В борьбе с папами, настаивая на неограниченности своей власти, они выступали также за восстановление римского права “в первоначальном и подлинном смысле”. Однако сравнительной отсталостью этой части Европы объясняется замедленное протекание в Германии рецепции римского частного права. Даже в XIII в. практическое его применение было весьма ограниченным.
«В Англии рецепция права также имела свои особенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий - один из лучших представителей ранних глоссаторов - в 1144 г. по приглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кентербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. Появляются и первые работы с изложением основ римского права — “Книга для бедных студентов” Вакария»8.
Характерный пример своеобразия рецепции в Англии — работа Брактона “О законах и обычаях Англии” (XIII в). Основное ее содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено решениями королевских судов. Лишь в обширном введении приводились те общие положения римского права, которые могли содействовать более точной формулировке правовых норм, развитию юридической мысли, а отчасти использовались с целью “подправить” нормы английского материального права. Несмотря на то, что римское право было хорошо знакомо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, не оно все же определяло своеобразие правового развития в Англии.
Особое
отношение к римскому праву в
Англии связано с долгодействующими
факторами: относительной географической
изолированностью страны, историческими
традициями, которые формировались
всей ее социально-экономической