Понятие и структура системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:16, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать вопросы, касающиеся статуса, структуры системы Организации Объединенных Наций. показать необходимость существования Организации Объединенных Наций.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история создания ООН;
2. рассматриваются главные органы и специализированные учреждения ООН.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения об Организации Объединенных наций
1.1. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить международную стабильность, мир и порядок ………………………………5
1.2. Устав ООН – юридическая основа организации………………………..7
Глава 2. Система главных органов ООН. Их правовой статус
2.1. Место Генеральной Ассамблеи в современном международном праве………………………………………………………………………………12
2.2. Функции Совета Безопасности ООН в деле мирного урегулирования международных споров…………………………………………………………16
2.3. Роль Международного Суда в обеспечении безопасности……………20
2.4. Деятельность Экономического и социального совета ООН в изучении путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферах………………………………………………………………26
2.5. Роль Секретариата в Организации Объединенных Наций………………28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы …………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Научная р М.П.docx

— 119.89 Кб (Скачать)

Значение  Устава ООН состоит в том, что  он не только является конституционным  документом, регулирующим жизнедеятельность  международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки  своеобразного кодекса поведения  государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях. На основе Устава ООН  возникла разветвленная система  многосторонних договоров, заключенных  в рамках ООН.

Глава 2. Система главных органов  ООН. Их правовой статус.

К настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая  включает в себя главные органы: Генеральную Ассамблею ООН, Совет  безопасности ООН, Экономический и  Социальный Совет ООН, Совет по Опеке  ООН, Международный Суд ООН, Секретариат  ООН.

В систему ООН входят вспомогательные  органы. К ним относятся: Комиссия по миростроительству, Комитеты по санкциям, Контртеррористический комитет, Комитет 1540, Компенсационная комиссия Организации  Объединенных Наций, Международный  уголовный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный трибунал по Руанде, Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, Комиссия по миростроительству, Совет по правам человека.

Также в систему включаются и специализированные учреждения: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции  и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Международная морская  организация, Международная организация  гражданской авиации, Международная  организация труда, Международный  союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Организация Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и  культуры, Всемирная организация  здравоохранения, Всемирная организация  интеллектуальной собственности, Организация  Объединенных Наций по промышленному  развитию, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Всемирная  метеорологическая организация, Международный  фонд сельскохозяйственного развития, Международное агентство по атомной  энергии.

Каждая  из вышеперечисленных структур ООН  занимает свое место в регулировании  отдельных областей международных  отношений.

 

2.1. Место деятельности Генеральной  Ассамблеи в современном международном  праве

 

Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состоящая из 193 членов Организации Объединенных Наций, Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права. Интенсивный период работы очередных сессий Ассамблеи приходится на сентябрь-декабрь каждого года, в последующий период она может собираться по мере необходимости.

Генеральная ассамблея ООН обладает широкими полномочиями. Все страны-члены ООН представлены в Генеральной Ассамблее одним голосом.

В соответствии с Уставом она может  обсуждать любые вопросы или  дела, в том числе относящиеся  к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением  ст.12, давать рекомендации членам ООН  и (или) Совету Безопасности ООН по любым  таким вопросам и делам.13 Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации.14 Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности  ООН, и делать в отношении любых таких  вопросов рекомендации заинтересованному государству  или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения.  Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает  ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Помимо  регулярных сессий, Генеральная Ассамблея  ведет работу через использование  сложной структуры комитетов  и региональных групп; это позволяет  различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в  ООН. Эти группы принимают участие  также в отборе государств, которые  в соответствии с процедурой ротации  должны будут войти в Совет  Безопасности.

Ассамблея проводит очередные сессии ежегодно, начиная с третьего вторника сентября; сессия обычно продолжается около трех месяцев. Помимо очередных, Ассамблея может проводить специальные сессии по требованию Совета Безопасности либо большинства членов ООН. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи «Единство в пользу мира», принятой в ноябре 1950 года, в случае возникновения угрозы миру Ассамблея может собраться в течение 24 часов на чрезвычайную сессию.15

Ассамблея ежегодно избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей  семи основных постоянных комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой  через Генеральный комитет.

В основном решения на Генеральной Ассамблее  принимаются простым большинством голосов. Однако те из резолюций, которые  в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворческие резолюции  и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две  трети голосов.

Подобно национальным законодательным собраниям, Ассамблея подразделяется на комитеты. В ее состав входят 6 постоянных комитетов: Специальный политический комитет; Первый комитет (разоружение и вопросы безопасности); Второй комитет (экономические и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый комитет (территории, находящиеся под опекой, и вопросы деколонизации); Пятый комитет (административные и бюджетные вопросы) и Шестой комитет (правовые вопросы). Каждое государство – член ООН имеет право быть представленным в любом из этих комитетов.16

Решения Ассамблеи, как и решения Совета Безопасности, в известной мере отражают соотношение сил, сложившееся за рамками ООН. Даже принятый на Ассамблее  политический принцип «одно государство  – один голос» не способен преодолеть неравенства в представлении  политических, военных и экономических  интересов различных стран. Достижению прочного большинства часто способствовало закулисное лоббирование, иногда принимавшее формы взяток и угроз.17

На счету  Генеральной Ассамблеи немало достижений, но есть и откровенные провалы. В 1956 ей удалось восстановить статус-кво  на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира – Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Однако она  не смогла предпринять эффективных  действий, чтобы остановить вторжение  СССР в Венгрию в 1956 и в Чехословакию в 1968. Она не смогла оказать влияние  и на ход войны во Вьетнаме. На Ближнем Востоке даже проарабский  настрой Ассамблеи после войны 1967 не способствовал переговорам  между Израилем и соседними государствами.18

Деятельность  Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. Так, в сфере международного права под эгидой Генеральной  Ассамблеи было учреждено Международное  агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1948 весомым вкладом Ассамблеи  явились Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о геноциде. Хотя Всеобщая декларация не стала юридически обязательным документом, Конвенция о геноциде обрела статус обязательного, так как  ее ратифицировали государства –  члены ООН.19

Генеральная Ассамблея приняла также три  исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 Договор  о космическом пространстве, в 1968 Договор о нераспространении  ядерного оружия и в 1971 Договор об использовании морского дна. В 1974 она  стала инициатором организации  Университета Организации Объединенных Наций (УООН) со штаб-квартирой в  Токио и учредила его региональные отделения по всему миру20.

В 1970-х  многие страны «третьего мира» пытались использовать Генеральную Ассамблею с целью изменения сложившейся структуры мировой экономики. В 1974 Алжир созвал специальную сессию Ассамблеи, чтобы рассмотреть пути ускорения экономического развития стран «третьего мира» и уменьшить пропасть между богатыми и бедными государствами. К 1980 последние превратили Генеральную Ассамблею в форум для обсуждения Нового международного экономического порядка (НМЭП), предполагавшего более справедливое распределение материальных благ и ресурсов. Богатые страны Севера неохотно признали, что диалог по данным вопросам с бедными и голодными странами Юга является вопросом, касающимся всеобщего выживания21.

 

 

2.2. Функции  Совета Безопасности  ООН в деле мирного урегулирования  международных споров

 

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира.

В Совет Безопасности входят 5 постоянных членов – Великобритания, Китай, Россия, США и Франция – и 10 членов, избираемых на Генеральной Ассамблее  на двухлетний срок; повторное переизбрание не допускается. Непостоянные члены  избираются из следующих регионов: 5 из Африки и Азии, 1 из Восточной  Европы, 2 из Латинской Америки и 2 из Западной Европы, а также остальных  регионов, включая Австралию и  Канаду. Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательство в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.22

Согласно  Уставу ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или  должностное лицо  ООН имеет  право принимать решения о  проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно  решать вопросы, связанные с созданием  и использованием Вооруженных сил  ООН, в частности, такие, как определение  задач и функций  вооруженных  сил, их состава и численности, структуры  командования, сроков пребывания в  районах операций, а также вопросы  руководства операциями и определение  порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение  мира, Совет может решить и потребовать  от членов ООН применения мер, не связанных  с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или  частичный перерыв экономических  отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН.

  Совет вносит рекомендации о  приеме государств в члены  ООН, об исключении членов ООН,  систематически нарушающих принципы  Устава ООН, о приостановлении  осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если  против этого члена он предпринимает  действия превентивного или принудительного  характера. Совет дает рекомендации  Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Создатели Устава рассматривали Совет  Безопасности как ключевой элемент  организации. В военное время  Большая пятерка трансформировалась в Совет постоянных членов, известный  в кругах ООН как Постоянная пятерка, которая обладает широкими полномочиями по сохранению мира и безопасности. В других положениях Устава утверждается, что только резолюции СБ являются обязательными; решения всех других органов ООН носят лишь рекомендательный характер. Совет может организовывать дискуссии и предлагать средства обеспечения его решений мирным путем или же имеет право прибегать  к применению разнообразных санкций  – от свертывания дипломатических  отношений до применения коллективных военных мер. По Уставу был создан Военно-штабной комитет, определявший «стратегическое направление» военных  операций миротворческих сил ООН.

Информация о работе Понятие и структура системы ООН