Понятие и структура системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:16, научная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать вопросы, касающиеся статуса, структуры системы Организации Объединенных Наций. показать необходимость существования Организации Объединенных Наций.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается история создания ООН;
2. рассматриваются главные органы и специализированные учреждения ООН.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения об Организации Объединенных наций
1.1. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить международную стабильность, мир и порядок ………………………………5
1.2. Устав ООН – юридическая основа организации………………………..7
Глава 2. Система главных органов ООН. Их правовой статус
2.1. Место Генеральной Ассамблеи в современном международном праве………………………………………………………………………………12
2.2. Функции Совета Безопасности ООН в деле мирного урегулирования международных споров…………………………………………………………16
2.3. Роль Международного Суда в обеспечении безопасности……………20
2.4. Деятельность Экономического и социального совета ООН в изучении путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферах………………………………………………………………26
2.5. Роль Секретариата в Организации Объединенных Наций………………28
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы …………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Научная р М.П.docx

— 119.89 Кб (Скачать)

Помимо контроля за миротворческими  силами, Совет Безопасности дает рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения нового генерального секретаря. Совет должен рассматривать также  все предложения о приеме новых  членов ООН.

Небольшой численный состав Совета Безопасности – важный фактор, способствующий оперативному проведению его заседаний  и акций. Вместе с тем, когда требуется единогласное решение пяти его постоянных членов, возникают серьезные процедурные проблемы.

Официально Совет Безопасности заседает регулярно, но может собираться и срочно для рассмотрения вопросов, представляющих серьезную угрозу всеобщему  миру. Генеральный секретарь, любой  орган ООН, или любое государство  – член ООН может потребовать  созыва заседания Совета. Председательство на Совете предоставляется каждому  делегату в течение одного месяца, их ротация проводится в порядке  следования названий стран по английскому  алфавиту.

Страны Большой пятерки, первыми  взявшие на себя ответственность  за поддержание мира, потребовали  себе определенных привилегий, включая  постоянное членство в Совете Безопасности и право вето по любому существенно  важному для них вопросу. Хотя Устав определяет вето как «принцип единогласия постоянных членов Совета», на практике оно означает несогласие с решением. Право вето применяется  при приеме новых членов ООН, при  противодействии шагам, представляющим угрозу миру, по предложениям о мирном разрешении конфликтов, при обсуждении дополнений к Уставу и при выборах  генерального секретаря. Более того, Большая пятерка настаивала на том, что процедурные вопросы голосования  носят принципиальный характер и  вследствие этого подпадают под  действие права вето. Тем самым  уже изначально почти неограниченное применение права вето ставило под  сомнение эффективность функционирования этого органа.

Председательствование в Совете Безопасности осуществляется членами Совета Безопасности поочередно в английском алфавитном порядке  их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца.

Непостоянные  члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах  непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати  до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию. На основании поправки к статье 23 Устава, в 1965 году число членов Совета Безопасности было увеличено с одиннадцати до пятнадцати.23

Каждый  член Совета имеет один голос. Решения  по вопросам процедуры считаются  принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется  девять голосов, включая совпадающие  голоса всех пяти постоянных членов. Это  — правило «единогласия великих  держав», которое часто называется «правом вето».24

В соответствии с Уставом все члены  Организации Объединенных Наций  соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять  их. Если другие органы Организации  Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.

2.3.  Роль Международного Суда в обеспечении безопасности

     

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был  учрежден новый международный судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный  Суд является главным судебным органом  Организации Объединенных Наций. Его  учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность  организации судебного разбирательства.25

Статут  Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.26

Согласно  Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и  вступившему в силу 24 октября  того же года, Международный Суд  является главным судебным органом  ООН.27 Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а страны, не состоящие в Организации могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких  моральных качеств, удовлетворяющих  требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом  в области международного права (статьи 2 и 3 Статута). Кандидаты в  члены Суда выдвигаются в каждом государстве "национальными группами", состоящими из членов Постоянной палаты третейского суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены  Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа  лиц, внесенных в список по предложению  национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе  отдельных дел могут принимать  участие так называемые судьи  ad hос, т.е. судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. Судьи ad hос не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам, для рассмотрения которых они назначены. Судьи ad hос принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда.

Суд может также пригласить асессоров  для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В  отличие от судей ad hос, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или экспертизы.

Международный Суд расположен в Гааге, однако, это  не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для  образования судебного присутствия  достаточен кворум в девять судей. В  соответствии с пунктом 1 статьи 30 Суд  составляет Регламент, который определяет порядок выполнения им своих функций, и, в частности, устанавливает правила  судопроизводства. 

Производство  в Суде ведется на французском  либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и  документы на один из двух официальных  языков.

Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение  Суда по такому делу28.

После вынесения Судом решения, которое  является окончательным, стороны имеют  лишь право обратиться в Суд с  просьбой истолковать решение (в  случае спора о самом смысле решения  или сферы его действия) или  с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся  обстоятельств, которые при вынесении  Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о  пересмотре.

В пункте 2 статьи 94 предусмотрен способ обеспечения выполнения решения  Международного Суда. Так, если какая-либо сторона в деле не выполняет обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который  может принять решение  о принятии мер для приведения решения в  исполнение.

Компетенция Международного Суда определена в главе  II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливать границы компетенции Международного Суда.29

Во-первых, компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры  между частными лицами и государством и тем более споры между  частными лицами. Но и споры между  государствами могут рассматриваться  лишь с согласия всех сторон. Таким  образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. 

Факультативный  характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута Международного Суда, "к  ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами...". Государства - участники Статута  могут, однако, признать для себя компетенцию  Суда обязательной по определенным категориям дел.

В Статуте Международного Суда заложены несколько вариантов признания  за ним обязательной юрисдикции. Так, государство может выступить  с соответствующим заявлением либо являться участником двустороннего  международного соглашения, содержащего  положения об обязательной юрисдикции.

Обязательная  юрисдикция Международного Суда в договорном плане признается государством либо в целом, либо с оговоркой, либо по конкретным категориям международных  споров. Широко применяемая практика оговорок с заявлением о признании  обязательной юрисдикции Международного Суда существенно сужает пределы  действия последней.

Кроме собственно судебных функций, Суд имеет  право давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу  любого учреждения, уполномоченного  делать такие запросы самим Уставом  ООН или согласно этому Уставу. Это прямо следует из статьи 96 Устава ООН и статьи 65 Статута  Международного Суда ООН.30 В соответствии со статьей 96 Устава право запроса у Международного Суда консультативных заключений по любому юридическому вопросу принадлежит Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Другие органы ООН, а также и специализированные учреждения ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения суда по юридическим вопросам, возникающим в связи с их деятельностью. К их числу относятся: Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международная организация труда, ЮНЕСКО и многие др.

Консультативное заключение Международного Суда представляет собой лишь выражение мнения международных  судей по тому или иному юридическому вопросу международного права. Оно  не носит обязательного характера и не связывает орган, который обратился в Международный Суд за консультативным заключением.

Имеется большое количество договоров и  конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним  относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий  споров, могущих возникнуть между  двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более  категорий споров и т. д. (пункт 1 статьи 36 и статья 37 Статута).31

Государства-участники  Статута могут также принимать  весьма широкие обязательства в  соответствии с пунктом 2 статьи 36. Они  могут в любое время заявить, что признают в отношении каждого  государства, принявшего такие же обязательства, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

1) толкования договоров;

2) любого вопроса международного  права;

3) наличие факта, которые, если  он будет установлен, представляет  собой нарушение международного  обязательства;

4) характера и размеров возмещений, причитающихся за нарушение международного  обязательства.

Такие заявления, как правило, оговариваются  условиями, ограничивающими, например, сроки судопроизводства, определяющими  характер спора и т.д.

На  практике юрисдикция Международного Суда несколько шире. Суд с определенными  ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов.

Международный Суд играет одну из ключевых ролей  в обеспечении эффективности  международно-правовых норм и выступает  гарантом неприкосновенности интересов  государств, защита которых обеспечена согласно основополагающим принципам  международного права.

Конечно, не всегда Международный Суд принимал объективные решения. К примеру, в 1966 года по делу о Юго-Западной Африке Судом было принято решение, противоречащее антиколониальному принципу самоопределения, что заметно снизило вес этой инстанции среди государств. Тем не менее, позже Международный Суд сумел поправить свой имидж и ныне он считается одним из наиболее эффективным органов, обеспечивающих реализацию международно-правовых норм.

 

2.4. Деятельность Экономического и социального совета

 

ЭКОСОС является одним из шести  основных органов ООН, статус которого определен X главой Устава ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих «сопутствующих» вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, может созывать международные конференции по этим вопросам.

Информация о работе Понятие и структура системы ООН