Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономи­че­ских интересов России. В качестве отличительной черты отношений Рос­сии с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешне­экономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функцио­нирования важной для России транзитной инфраструктуры, с про­блемами на­циональной безопасности страны и защиты прав наших соотече­ственников.

Другой характерной особенностью региона будет существенная роль при­граничного сотрудничества.

3.2.3.Страны Азии (АТР)

Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР – обес­пе­чить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу   уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия, добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрора­стущими центрами мировой экономики, и географической сбалан­сированности экономических отношений с партнерами по региону, продол­жить активное уча­стие России в основных интеграционных структурах АТР, использовать воз­можности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Вос­тока.

Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество

Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем бу­дет возрастать значение экономической составляющей сотрудничества за счет зна­чительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестици­онных по­токов, интенсификации приграничных и межрегиональных эконо­мических об­менов, активизации контактов между деловыми сообществами двух стран.

Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Ки­тая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестицион­ной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быст­рорасту­щих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китай­ской эко­номик.

Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим при­ори­тетным направлениям:

1. Продвижение российской машинно-технической продукции на ры­нок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машино­строения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленно­сти, граж­данского авиа- и судостроения;  

2. Расширение инвестиционного сотрудничества в области развития ин­фраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьютор­ских сетей, производства аграрной продукции, разработки природных ресур­сов, соз­дания на территории России мощностей по глубокой переработке древесины и предприятий пищевой промышленности;

3. Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;

4. Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия тене­вой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.

Индия. Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотех­но­логичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенк­латуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота. Основ­ными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.

Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского со­трудничества будут:

1. Расширение сотрудничества российских компаний с индийскими парт­нерами в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на тер­риториях обеих стран;

2. Сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики;

3. Углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», соз­дание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;

4. Создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-тех­нического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, уско­рителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского само­лета.

Япония. В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машино­строении, нано- и биотехнологиях и других сферах, где Япония является ми­ро­вым лидером. Акцент будет сделан на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной тех­ники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфра­структур­ные проекты. Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения по­ставок сырь­евых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также отве­чающих передовому уровню технологий и высокотехнологич­ных товаров рос­сийского производства.

В перспективе Республика Корея может стать источником крупных ка­пи­таловложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в полу­чении из Рос­сии в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.

В отношении Монголии и Вьетнама, основы экономик которых были соз­даны с участием бывшего СССР и которые традиционно были ориентиро­ваны на развитие сотрудничества с Россией, приоритетными направлениями взаимо­действия будут: модернизация совместных предприятий с инвести­циями из России; участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании  транспортно-логистической инфраструк­туры, реализа­ции проектов в сфере атомной промышленности.

Быстроразвивающиеся страны Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие) представляют интерес для России в области реализации крупных ин­фраструктурных проектов, а также в создании региональной энергетической системы. Имеются перспективы взаимодействия в сфере добычи полезных ис­копаемых, сотрудничество в использовании космического пространства в мир­ных целях, атомной энергетике, рыболовстве.

Многостороннее сотрудничество. Форум «Азиатско-тихоокеанское эко­номическое сотрудничество» (АТЭС). Россия рассматривает АТЭС пре­жде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Ази­атско-ти­хоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для актив­ного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в дейст­вующие инте­грационные механизмы, одновременно активизируя свое уча­стие  в выдвиже­нии и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована ра­бота в структурах форума АТЭС и осуществлено проведе­ние саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полно­мас­штабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компа­ний по про­движению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе пу­тем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепле­ние за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциа­ции.

3.2.4. Страны Северной Америки

Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве осо­бого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лиди­рующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они до­минируют во многих международных и региональных экономических и фи­нансовых ин­ститутах. Экономические и политические события, происходя­щие в США, за­метно воздействуют на общее состояние мировой экономики.

Американский рынок представляет значительный интерес для россий­ских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приоб­ретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых техноло­гий и бизнес-компетенций.

Поступательное развитие двустороннего экономического сотрудниче­ства сдерживается сохраняющимися в США препятствиями и дискримина­ционными ограничениями (поправка Джексона-Вэника, жесткий экспортный контроль США в отношении поставок технологий в Россию, антидемпинго­вые меры и др.). Ликвидация или снижение данных барьеров будет дости­гаться путем ис­пользования различных форм межправительственного эконо­мического диалога, поощрением долговременных кооперационных связей компаний обеих стран.

Основными задачами в отношениях с США будут укрепление взаимо­до­полняемости экономик двух стран, в том числе в сферах энергетики и транс­порта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компе­тенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.

Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотруд­ни­чества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях про­мышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уни­кального транзитного потенциала обеих стран путем организации аркти­ческих морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать крат­чайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Аме­рики и Евразии.

3.2.5. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна

Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми тем­пами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, совре­менных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также распола­гают разно­образными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляю­щими интерес для российских компаний. Ведущий партнер Рос­сии в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромыш­ленную, горноруд­ную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, стано­вится крупной энергетической державой.

Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направле­ниям:

1. Укрепление присутствия России в странах региона путем расшире­ния номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции хими­ческой промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

2. Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строи­тель­ства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по рос­сийским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промыш­ленных и энергетических объектов;

3. Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на произ­водство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопрово­дов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, гор­норудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

3. Создание совместных предприятий по добыче и переработке про­мыш­ленного сырья и сельхозпродукции;

4. Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в пер­вую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информа­ционные технологии, телекоммуникации;

5. Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объе­ди­нениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

3.2.6. Страны Ближнего и Среднего Востока и Африки

Основная цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраи­вание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими стра­нами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание россий­ского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.

Основные направления взаимодействия:

1. Участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Ал­жир);Создание на территории стран региона сборочных производств россий­ской машинострои­тельной продукции и содействие развитию промышленной кооперации;

2. Сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива);

3. Создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодо­рожно-паромного маршрута по Каспийскому морю;

4. Участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия).

Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стра­те­гический интерес для российской экономики, в том числе как источник при­родных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и ры­нок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки явля­ется также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказа­нии помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.).

Приоритетами внешнеэкономической стратегии в этом регионе явля­ются:

1. Разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и экс­плуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бок­ситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.);

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе