Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа
В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.
Другой характерной особенностью региона будет существенная роль приграничного сотрудничества.
3.2.3.Страны Азии (АТР)
Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР – обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия, добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону, продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР, использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество
Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничества за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов, активизации контактов между деловыми сообществами двух стран.
Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1. Продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения;
2. Расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, производства аграрной продукции, разработки природных ресурсов, создания на территории России мощностей по глубокой переработке древесины и предприятий пищевой промышленности;
3. Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;
4. Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
Индия. Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотехнологичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенклатуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота. Основными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.
Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут:
1. Расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на территориях обеих стран;
2. Сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики;
3. Углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;
4. Создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета.
Япония. В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машиностроении, нано- и биотехнологиях и других сферах, где Япония является мировым лидером. Акцент будет сделан на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной техники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфраструктурные проекты. Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения поставок сырьевых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также отвечающих передовому уровню технологий и высокотехнологичных товаров российского производства.
В перспективе Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в получении из России в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.
В отношении Монголии и Вьетнама, основы экономик которых были созданы с участием бывшего СССР и которые традиционно были ориентированы на развитие сотрудничества с Россией, приоритетными направлениями взаимодействия будут: модернизация совместных предприятий с инвестициями из России; участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности.
Быстроразвивающиеся страны Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие) представляют интерес для России в области реализации крупных инфраструктурных проектов, а также в создании региональной энергетической системы. Имеются перспективы взаимодействия в сфере добычи полезных ископаемых, сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, атомной энергетике, рыболовстве.
Многостороннее сотрудничество. Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Россия рассматривает АТЭС прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована работа в структурах форума АТЭС и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.
3.2.4. Страны Северной Америки
Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики.
Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций.
Поступательное развитие двустороннего экономического сотрудничества сдерживается сохраняющимися в США препятствиями и дискриминационными ограничениями (поправка Джексона-Вэника, жесткий экспортный контроль США в отношении поставок технологий в Россию, антидемпинговые меры и др.). Ликвидация или снижение данных барьеров будет достигаться путем использования различных форм межправительственного экономического диалога, поощрением долговременных кооперационных связей компаний обеих стран.
Основными задачами в отношениях с США будут укрепление взаимодополняемости экономик двух стран, в том числе в сферах энергетики и транспорта, финансов, обеспечение доступа к американским технологиям и компетенциям, продвижение российских товаров, услуг и инвестиций на рынки США.
Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии.
3.2.5. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна
Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.
Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:
1. Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;
2. Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;
3. Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;
3. Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;
4. Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;
5. Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.
3.2.6. Страны Ближнего и Среднего Востока и Африки
Основная цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.
Основные направления взаимодействия:
1. Участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Алжир);Создание на территории стран региона сборочных производств российской машиностроительной продукции и содействие развитию промышленной кооперации;
2. Сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива);
3. Создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодорожно-паромного маршрута по Каспийскому морю;
4. Участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия).
Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки является также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказании помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.).
Приоритетами внешнеэкономической стратегии в этом регионе являются:
1. Разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и эксплуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бокситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.);
Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе