Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Безусловно, не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Для дальнейшего развития внешнеэкономической политики России необходимо обеспечить реализацию определенных мер.

Прежде всего, следует разработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, на базе которой можно было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию, включая целевое привлечение иностранного капитала. Для этого необходимо оптимизировать размеры экспорта (в первую очередь, сырья и топлива) при сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов, оборудования, вооружения и военной техники и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Также отечественному бизнесу необходимо занять определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. Далее, необходимо обеспечить равноправные условия доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

Существенной корректировки требует таможенно-тарифная политика. Она должна создавать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности национального производства, не ухудшая при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

Следующей мерой является сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли, создавая благоприятные экономические условия в России, ужесточая валютный и таможенный контроль, а также пресекая контрабанду.

Импорт должен обеспечивать народное хозяйство продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране.

При этом основой устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях.

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.

Уже было отмечено, что необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий. Необходимо задействовать механизмы регулированию торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

В условиях международных экономических отношений необходимо налаживание интенсивных торгово-экономических связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное сотрудничество является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

Внешнеторговый оборот России (с учетом данных о торговле с Бело­рус­сией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29,9%, или в 1,3 раза, и составил 173 млрд. долл. (При­ложение 2).[8]

Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд. долл. и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд. долл., что превышает пока­затель аналогичного периода прошлого года на 47,1%. Таким образом, поло­жительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52,6 млрд. долл. и снизи­лось на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем про­шлого года.

Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, по­ли­тической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Евро­пей­ского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать осно­вой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в це­лом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Ла­тинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Аф­рики.

 

Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г

В настоящее время складывается качественно новая ситуация в миро­вом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-по­ли­тического воздействия зарубежных государств на сферу международной тор­говли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спек­тра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью пе­рехода страны к инновационной модели социально-экономического разви­тия.

Помимо этого в современном мире возникла проблема внешнеэконо­ми­ческого комплекса России.

Все это привело к необходимости создания качественно нового доку­мента который бы регламентировал все эти вопросы. Таким документом стала внешнеэкономическая стратегия России до 2020 г.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фак­ти­чески началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были при­вле­чены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ве­домств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Россий­ской Федерации в иностранных государствах.

В рамках подготовки проекта документа впервые в современной прак­тике состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Минэконом­развития России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при участии Первого заместителя Председателя Правительства Рос­сийской Феде­рации И.И. Шувалова, руководителей заинтересованных феде­ральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Россий­ской Федерации.

И в октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года[9], подготовленную Минэ­кономразвития России при активном участии других министерств и ве­домств, а также бизнеса.

Данная концепция базируется на положениях Концепции долгосроч­ного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Кон­цепции внешней политики России, Основных направлений деятель­ности Пра­вительства Российской Федерации на период до 2012 года, долго­срочных стра­тегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных пра­вовых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долго­сроч­ной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федера­ции складывается качественно новая ситуация по сравнению с пред­шествую­щим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой эко­номике и внешнеэкономических отношениях Российской Феде­рации, так и не­обходимостью перехода российской экономики на инноваци­онный путь разви­тия.

Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономиче­ской политике. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обуславливают необходимость разработки долгосрочного видения и долго­срочной стратегии России в данной области. В условиях усиления меж­дуна­родной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внеш­неэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны мира.

Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь раз­вития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проек­тов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потен­циала других стран и иностранных компаний. Необходима долговре­менная ко­ординация таких проектов, что требует повышения системности разработки внешнеэкономической политики и увязки ее с приоритетами внутренней поли­тики.

В-третьих, российские компании активно выходят на мировой рынок. В этой связи они нуждаются в системной и масштабной поддержке со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, пре­одо­ления барьеров по доступу на внешние рынки.

Стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэко­но­мической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными це­лями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновацион­ному типу социально-экономического развития.

При этом решаются следующие основные задачи:

-         Определение приоритетных направлений внешнеэкономической поли­тики Российской Федерации в долгосрочной перспективе, путей и способов их обес­печения;

-         Определение приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации по отношению к отдельным странам и регионам мира;

-         Выбор адекватных инструментов реализации внешнеэкономической по­ли­тики;

-         Определение приоритетов развития институтов внешнеэкономической по­литики и регулирования внешнеторговой деятельности.

Целью внешнеэкономической политики в соответствии со стратегией яв­ляется создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в гло­бальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделе­нии труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее националь­ного хо­зяйства.

Достижение этой цели предполагает:

-                     специализацию российской экономики на производстве высокотех­но­логичной продукции и товаров с высокой степенью перера­ботки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

-                     усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспор­тера аг­рарной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйст­венной продукции и продовольствия;

-                     обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатываю­щих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной поли­тики, ре­гулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капи­тала и фор­мирования в отраслях центров компетенции, встроенных в миро­вые цепочки производства добавленной стоимости;

-                     достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энер­го­ресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой дивер­сификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетиче­ской ин­фраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетиче­ских рынков;

-                     реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграр­ном секторе и сфере переработки сырья;

-                     усиление роли России в решении глобальных проблем и формиро­ва­нии мирового экономического порядка;

-                     географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесто­ров на традиционных рынках и освоение новых рынков;

-                     создание евразийского экономического пространства с интеграци­он­ным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных ус­ловий для на­лаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъ­ектов Российской Федерации;

-                     выстраивание стабильных диверсифицированных связей с миро­выми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчи­вость развития российской экономики;

-                     укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Ин­дией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Ти­хоокеан­ского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

-                     повышение эффективности содействия российским компаниям и ин­весторам за рубежом, совершенствование международной договорно-пра­во­вой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в це­лях снижения технических барьеров в торговле.

В  стратегии также представлены основные целевые индикаторы по го­дам (приложение 1).

Как уже отмечалось в предыдущей главе основные принципы внешне­эко­номической политики России закреплены Федеральном Законе от 8 де­кабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внеш­неторго­вой деятельности».

  Однако принципы внешнеэкономической политики Российской Фе­де­рации также определены и в данной концепции, такие как:

-                     обусловленность внешней экономической политики целевыми ори­ен­тирами и приоритетными направлениями внутренней экономической поли­тики;

-                     перевод экономики на инновационный путь развития;

-                     активное обеспечение реализации национальных интересов во внеш­неэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инве­сти­ций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе