Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Существует два направления в государственной внешнеэкономиче­ской по­литике – протекционизм и фритредерство.

 

 


ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России

Основой внешнеэкономической политики (ВЭП) страны является ее законодательная база, т.е. система законодательных актов, определяющих правила осуществления внешнеэкономической деятельности.

Основополагающие документы по этому вопросу в России были приняты в 90-е годы ХХ столетия.

Распад Советского Союза (1991 г.) и образование на его территории большой группы суверенных государств поставили перед Россией актуальную задачу создания современной системы регулирования внешнеэкономических связей. Дело в том, что в течение более чем 70 лет все экономические контакты СССР с зарубежными странами осуществлялись на основе государственной монополии, т.е. на основе административных, внеэкономических методов, которые не подразумевали использование рыночных рычагов регулирования внешнеэкономической деятельности.[6]

В существовавших в то время условиях число участников ВЭД не превышало нескольких десятков (экспортно-импортные объединения Министерства внешней торговли и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям), а управление ими осуществлялось из единого центра на базе государственного экспортно-импортного плана. Это обусловливало незаинтересованность непосредственных производителей в экспорте, а выделявшиеся на импорт валютные средства часто расходовались нерационально.

Первым серьезным шагом на пути создания новой системы регулирования внешнеэкономической деятельность в России стал Указ Президента России "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" (ноябрь 1991 г.). В соответствии с этим правовым актом всем предприятиям независимо от форм собственности было предоставлено право участия во внешнеэкономических связях.

В течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы "О таможенном тарифе" (1993 г.), "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.), "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (1991 г.); "О налоге на добавленную стоимость" (1991 г.), "Об акцизах" (1991 г.). федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (1995г.), "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами" (1998 г.), "Об экспортном контроле" (1999 г.) и ряд других.

В связи с принятием перечисленных выше законов необходимо отметить два момента. Во-первых, абсолютное большинство этих законодательных актов не являлись законами прямого действия. В результате для их практического использования потребовалось издание целого ряда дополнительных инструкций и постановлений различных государственных органов. Во-вторых, начавшиеся переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) выявили многочисленные несоответствия, нестыковки и просто противоречия с действующими в ней правилами.

В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимо отметить, что важнейшей составной частью ВЭД современной России является внешнеторговая деятельность (ВТ Д). В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[7] (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004 г.), в котором изложены правила осуществления ВТД.

Можно сделать вывод, что значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику.

2.2. Цели и принципы внешнеэкономической политики России

Главная задача государства в современных условиях - выработка внешне­экономической политики, адекватной рыночным принципам функ­ционирова­ния российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяй­ство.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внеш­неторговой деятельности, которые охватывают международный обмен това­рами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуаль­ной дея­тельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепри­знанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекаю­щих из меж­дународных договоров Российской Федерации.

Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности и ответственность орга­нов власти России и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности ус­танов­лены Федеральным Законом Российской Федерации «Об основах государст­венного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ.

Данный закон содержит следующие положения: «четкое разделение функций осуществления внешнеторговой политики между ветвями власти, ве­домствами, а также Федерацией и ее субъектами», «Президент осуществ­ляет руководство государственной внешнеторговой политикой». «Прави­тельство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации». В соответствии с Законом «разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Феде­рации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключе­нию международных договоров Российской Федерации в области внешнетор­говых связей осуществляется Федеральным органом ис­полнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с дру­гими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетен­ции».

Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

В соответствии со ст. 2 данного закона, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

Помимо названых, выделяют следующие цели современной внешне­эко­номической политики России:

-                     обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рын­кам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, мине­рально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значе­ние здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной под­держки в про­движении продукции российских предприятий на рынки, кон­тролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протек­ционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

-                     достижение благоприятного торгово-политического режима в от­но­шениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группи­ров­ками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискри­минационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;

-                     долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаи­моотношениях со странами-кредиторами, международными организа­циями и должниками России;

-                     формирование эффективной системы защиты внешнеэкономиче­ских интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

А ст. 4 закона устанавливает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которыми являются следующие:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что главная задача государства в современных условиях - выработка внешне­экономической политики, адекватной рыночным принципам функ­ционирова­ния российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяй­ство.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внеш­неторговой деятельности, которые охватывают международный обмен това­рами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуаль­ной дея­тельности.

Основные положения касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России ус­танов­лены Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В том числе им регламентированы основные цели и принципы внешнеторговой деятельности в России. Итак, к важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.

 


ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1. Проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.

 

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

Географически Россия ушла со многих перспективных зарубежных рынков, и в ее внешнеэкономических связях сложился неоправданный евроцентризм. Это лишь увеличивает отставание регионов Сибири и Дальнего Востока и негативно влияет на наше хозяйственное сотрудничество со странами СНГ.

Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.

Развитие этих явлений при отсутствии убедительной экономической политики Правительства только усиливают данные негативные тенденции. В докризисное время государство стремилось обеспечить больший экономический рост в ущерб развитию фискальной политики. Возросшие экспортные доходы, как правило, размещаются за рубежом, хотя в стране налицо острый дефицит «длинных денег» и рост корпоративного внешнего долга.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе