Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа
В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.
Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
61
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. И поэтому все более значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеэкономическую политику.
Внешнеэкономическая политика любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований внешнеэкономической политики, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.
Современный мир открыл для человечества новые способы ведения «мирных войн» посредством определённой внешнеэкономической политики, когда одно государство (группа государств), используя доминирующее положение, вводит экономические ограничения для других стран мира, тем самым, ставя экономику этих стран в тупиковое положение, что в свою очередь помогает «сильным» укреплять своё положение на мировой арене.
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. На формирование внешнеэкономической политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.
Актуальность данной темы обусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.
Объектом изучения курсовой работы является внешнеэкономическая политика России и её элементы, а предметом - исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей страны.
Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;
- установить нормативно-правовую базу внешнеэкономической политики России;
- охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе;
- проанализировать основные положения внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г;
- выявить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.
В первой главе раскрывается сущность внешнеторговой политики. Во второй главе выявляются особенности внешнеторговой политики именно в России. В третьей заключительной главе дается характеристика внешнеторговой политики России на современном этапе, структура товарооборота, региональные и страновые приоритеты.В заключении подводятся итоги выполненной работы.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие, цели внешнеэкономической политики
Выявленные тенденции развития системы международных экономических отношений обуславливают важную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. В качестве основной формы государственного регулирования выступает внешнеэкономическая политика, которая формируется под воздействием реализации на практике интересов политических партий и социальных групп общества с учетом особенностей развития мирового сообщества.
Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Исходя из вышеизложенного, под внешнеэкономической политикой (далее - ВЭП) государства следует понимать осуществляемую на основе выбранных приоритетов в области регулирования международной торговли товарами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направленную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специализированных международных экономических организаций и объединений.[1]
В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.
Также внешнеэкономическая политика – это политика государства в области регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, привлечения иностранных инвестиций, регулирования международной миграции капитала и рабочей силы, экономической помощи другим государствам, осуществления совместных международных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Сущность внешнеэкономической политики состоит в проведении системы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Таким образом, внешнеэкономическая политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической политики любого государства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внутренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе мирового хозяйства.
Под целями внешнеэкономической политики государства понимается совокупность основных приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих реализацию государственных интересов в системе международных экономических отношений.
Данные цели могут подразделяться на следующие четыре основные группы:
- общие;
- специальные;
- количественно-определенные;
- социальные.
Под общими целями понимается совокупность государственных приоритетов, определяющих общую внешнеэкономическую политику государства в рамках международного сотрудничества. При этом в данной совокупности целей выделяются:
- цели, которые реализует государство через участие в специализированных международных организациях и объединениях;
- цели, определяемые государством в процессе осуществления международной экономической интеграции;
- цели, обеспечивающие экономическую безопасность страны в процессе ее участия в системе международных экономических отношений.
Под количественно-определенными целями понимаются такие экономические характеристики развития внешнеэкономических связей государства, которые позволяют установить количественные задания. К числу таких целей можно отнести:
- уровень специализации страны в мировой экономике;
- объём экспорта;
- объём импорта.
Под социальными целями понимается совокупность мероприятий, направленных на реализацию социальных интересов отдельных регионов, социальных групп, субъектов хозяйствования и физических лиц данного государства, а также содействие развитию других стран. В качестве таких целей можно выделить:
- программу импортозамещения;
- программу реэмиграции;
- политику применения антидемпинговых и компенсационных пошлин;
- развитие свободных экономических зон.
Под специальными целями понимается совокупность государственных мероприятий, направленных на реализацию конкретных внешнеэкономических задач, стоящих перед государством в рамках регулирования текущей внешнеэкономической деятельности. В качестве таких целей можно выделить:
- достижение равновесия платежного баланса;
- определение системы льгот и других мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей и экспортеров;
- установление системы защиты национального рынка на основе тарифных и нетарифных методов регулирования;
- распределение государственных заказов между субъектами хозяйствования.
Внешнеэкономическая политика направлена также на достижение следующих целей:
1. создание условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;
2. обеспечение национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;
3. обеспечение защиты внешнеэкономических интересов страны.
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.
При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера:
1. Преобразующая функция;
2. Мобилизующая функция;
3. Балансирующая функция;
4. Иные функции.
Преобразующая функция связана с проведением политики развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.
Сущность мобилизующей функции заключается в удержании позиций на тех или иных рынках и расширении внешних рынков.
Балансирующая функция предполагает сопоставление национальных интересов с интересами блоков стран.
Основными функциями внешней политики являются защитная и наступательная функции. Но необходимо отметить, что сами функции по-разному трактуются и имеют разное содержания применительно к конкретному государству. Так, для наступательной политики США применимы агрессивные военные меры для защиты сфер влияния. Для других же стран наступательная функция внешнеэкономической политики может означать активизацию наращивания форм сотрудничества.
Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.
Формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.
К группе основных внутренних факторов следует отнести:
- уровень развития и структуру производственных сил страны;
- состояние природных ресурсов и климатических условий;
- количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
- валютно-финансовое положение страны;
- количественный и профессиональный состав экономически активного населения.
Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:
Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе