Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)


61

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. И поэтому все более значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеэкономическую политику.

Внешнеэкономическая политика любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований внешнеэкономической политики, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.

Современный мир открыл для человечества новые способы ведения «мирных войн» посредством определённой внешнеэкономической политики, когда одно государство (группа государств), используя доминирующее положение, вводит экономические ограничения для других стран мира, тем самым, ставя экономику этих стран в тупиковое положение, что в свою очередь помогает «сильным» укреплять своё положение на мировой арене.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации находится в ста­дии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. На формирование внешнеэкономической политики государства оказы­вают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капи­тала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой  обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Актуальность данной темы обусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.

Объектом изучения курсовой работы является внешнеэкономическая политика России и её элементы, а предметом - исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей страны.

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-                раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;

-                определить виды внешнеэкономической политики;

-                выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

-                установить нормативно-правовую базу внешнеэкономической поли­тики России;

-                охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе;

-                проанализировать основные положения внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г;

-                выявить проблемы внешнеэкономической политики России и пути их решения.

В первой главе раскрывается сущность внешнеторговой политики. Во второй главе выявляются особенности внешнеторговой политики именно в России. В третьей заключительной главе дается характеристика внешнеторго­вой политики России на современном этапе, структура товарооборота, регио­нальные и страновые приоритеты.В заключении подводятся итоги выполнен­ной работы.             


ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие, цели внешнеэкономической политики

Выявленные тенденции развития системы международных экономиче­ских отношений обуславливают важную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. В качестве основной формы государст­венного регулирования выступает внешнеэкономическая политика, которая формируется под воздействием реализации на практике интересов политиче­ских партий и социальных групп общества с учетом особенностей развития ми­рового сообщества.

Главная задача государства в современных условиях - выработка внешне­экономической политики, адекватной рыночным принципам функ­ционирова­ния российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяй­ство.

Исходя из вышеизложенного, под внешнеэкономической политикой (да­лее - ВЭП) государства следует понимать осуществляемую на основе вы­бран­ных приоритетов в области регулирования международной торговли то­варами и услугами, а также международного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов деятельность государства, направлен­ную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специа­лизированных международных экономических организаций и объединений.[1]

В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является  создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой.

Также внешнеэкономическая политика – это политика государства в об­ласти регулирования экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, при­влечения иностранных инвестиций, регулирования международной ми­грации капитала и рабочей силы, экономической помощи другим государст­вам, осуще­ствления совместных международных экономических проектов. Внешнеэконо­мическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностран­ные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых техноло­гий, а также миграцию рабочей силы.

Сущность внешнеэкономической политики состоит в проведении сис­темы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Таким образом, внешнеэкономическая политика является важнейшим звеном внешней, внутренней и экономической политики любого государства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внут­ренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе ми­рового хозяй­ства.

Под целями внешнеэкономической политики государства понимается со­вокупность основных приоритетных направлений развития внешнеэконо­миче­ской деятельности, обеспечивающих реализацию государственных ин­тересов в системе международных экономических отношений.

Данные цели могут подразделяться на следующие четыре основные группы:

-                     общие;

-                     специальные;

-                     количественно-определенные;

-                     социальные.

Под общими целями понимается совокупность государственных при­ори­тетов, определяющих общую внешнеэкономическую политику государ­ства в рамках международного сотрудничества. При этом в данной совокуп­ности це­лей выделяются:

-                     цели, которые реализует государство через участие в специализиро­ванных международных организациях и объединениях;

-                     цели, определяемые государством в процессе осуществления меж­ду­народной экономической интеграции;

-                     цели, обеспечивающие экономическую безопасность страны в про­цессе ее участия в системе международных экономических отношений.

Под количественно-определенными целями понимаются такие эконо­ми­ческие характеристики развития внешнеэкономических связей государ­ства, ко­торые позволяют установить количественные задания. К числу таких целей можно отнести:

-                     уровень специализации страны в мировой экономике;

-                     объём экспорта;

-                     объём импорта.

Под социальными целями понимается совокупность мероприятий, на­правленных на реализацию социальных интересов отдельных регионов, со­ци­альных групп, субъектов хозяйствования и физических лиц данного госу­дар­ства, а также содействие развитию других стран. В качестве таких целей можно выделить:

-                     программу импортозамещения;

-                     программу реэмиграции;

-                     политику применения антидемпинговых и компенсационных по­шлин;

-                     развитие свободных экономических зон.

Под специальными целями понимается совокупность государственных мероприятий, направленных на реализацию конкретных внешнеэкономиче­ских задач, стоящих перед государством в рамках регулирования текущей внешне­экономической деятельности. В качестве таких целей можно выде­лить:

-                     достижение равновесия платежного баланса;

-                     определение системы льгот и других мероприятий, обеспечиваю­щих повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводите­лей и экспортеров;

-                     установление системы защиты национального рынка на основе та­риф­ных и нетарифных методов регулирования;

-                     распределение государственных заказов между субъектами хозяй­ст­вования.

Внешнеэкономическая политика направлена также на достижение сле­дующих целей:

1. создание условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

2. обеспечение национальным субъектам благоприятных условий пу­тем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торго­выми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-фи­нансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с меж­дународными финансовыми организациями, странами-кредиторами и деби­торами;

3. обеспечение защиты внешнеэкономических интересов страны.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их ин­теграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями ис­пользуют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее разви­тие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации ком­петенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограни­чивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функ­ции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как това­ров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную струк­туру в соответствии с национальными интересами.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функ­ции следующего характера:

1.      Преобразующая функция;

2.      Мобилизующая функция;

3.      Балансирующая функция;

4.      Иные функции.

Преобразующая функция связана с проведением политики развития от­раслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.

Сущность мобилизующей функции заключается в удержании позиций на тех или иных рынках и расширении внешних рынков.

Балансирующая функция предполагает сопоставление национальных ин­тересов с интересами блоков стран.

Основными функциями внешней политики являются защитная и на­ступа­тельная функции. Но необходимо отметить, что сами функции по-раз­ному трактуются и имеют разное содержания применительно к конкретному госу­дарству. Так, для наступательной политики США применимы агрессив­ные во­енные меры для защиты сфер влияния. Для других же стран наступа­тельная функция внешнеэкономической политики может означать активиза­цию нара­щивания форм сотрудничества.

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Формирование внешнеэкономической политики должно осуществ­ляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важ­нейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

-                     уровень развития и структуру производственных сил страны;

-                     состояние природных ресурсов и климатических условий;

-                     количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную харак­тери­стику внутреннего рынка;

-                     валютно-финансовое положение страны;

-                     количественный и профессиональный состав экономически актив­ного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает необходимые осно­ва­ние и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе