Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Другой ключевой задачей является превращение рубля в региональную резервную валюту. Основой для создания такого инструмента является уско­ренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, раз­работка  коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансо­вых систем.

Часть взаимной торговли между государствами - участниками СНГ должна осуществляться с использованием российского рубля. Необходимо соз­дать инструменты и механизмы страхования коммерческих и инвестици­онных рисков сделок, осуществляемых в рублях.

Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономиче­ского порядка.

Деятельность России в ведущих международных институтах должна за­ключаться в максимально активном участии в них как в решении глобаль­ных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэко­номических задач. По мере становления в качестве одного из гло­бальных лиде­ров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем ре­формировании многосторонних институтов экономического регулирования.

Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой ор­ганизации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и раз­вития на условиях учета экономических интересов России. Будет активи­зиро­вана работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического со­трудни­чества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Значительную роль будет играть политика по налаживанию конструк­тив­ного диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Евро­пей­ским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе в рамках стратегиче­ских партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное зна­чение будет придаваться развитию диалогового партнерства с Ассоциацией госу­дарств Юго-Восточной Азии в сфере экономики.

Будет использован потенциал других региональных экономических объе­динений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтий­ского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая уча­стие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с дру­гими аналогич­ными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского биз­неса в соответствующих регионах.

3.2. Региональные и страновые приоритеты России

Внешнеторговый оборот России (с учетом данных о торговле с Бело­рус­сией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29,9%, или в 1,3 раза, и составил 173 млрд. долл. (При­ложение 2).[10]

Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд. долл. и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд. долл., что превышает пока­затель аналогичного периода прошлого года на 47,1%. Таким образом, поло­жительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52,6 млрд. долл. и снизи­лось на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем про­шлого года.

Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот России в ян­варе-марте 2011 года составил 144,5 млрд. долл., что на 26% больше, чем год назад. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 93,8 млрд. долл. (+17,1%), импорт - 50,7 млрд. долл. (+46,6%). В торговле со странами даль­него зарубежья сальдо равнялось 43 млрд. долл. (снижение на 2,5 млрд).

Самым большим внешнеторговым партнером РФ среди стран дальнего зарубежья является Китай, товарооборот с которым составил 59,3 млрд (рост на 50,3% к 2009 году). Далее идут Нидерланды - 58,4 млрд (46%), Германия - 51,8 млрд (29,7%), Италия - 37,3 млрд (13,2%), Турция - 25,2 млрд (28,8%), США - 23,6 млрд (28,8%), Япония - 23,1 млрд (59,4%), Франция - 22,6 млрд (31,5%), Польша - 20,8 млрд (24,2%), Республика Корея - 17,7 млрд (68%).

Внешнеторговый оборот России в январе-марте 2011 года составил со странами СНГ - 28,5 млрд (+53,9%). Экспорт в страны СНГ вырос на 55,9% - до 19 млрд, импорт из стран СНГ увеличился на 49,9% и составил 9,5 млрд. Сальдо в торговле со странами СНГ выросло на 3,7 млрд - до 9,6 млрд.

Импорт и экспорт в страны СНГ в абсолютном значении намного меньше - 31,6 млрд и 59,7 млрд. Оба показателя демонстрируют отличный рост (+44,8% и +27,4%).

Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, по­ли­тической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Евро­пей­ского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать осно­вой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в це­лом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Ла­тинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Аф­рики.

Особенностью внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 года, стала фиксация впервые за последние годы отраслевых и географических приорите­тов внешнеэкономической политики России в увязке с долгосроч­ными целями внутренней политики страны.

Достижение стратегических целевых ориентиров предусматривает реа­ли­зацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической по­литики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

3.2.1 Страны Содружества Независимых Государств

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества                                    с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет стро­ить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, после­довательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития совре­менных форм интеграции.

Итак, двусторонний формат предполагает развитие договорной базы со­трудничесва и совместные экономические проекты. Участие в приватиза­ции, развитие кооперации и др.

Многостороннее сотрудничество в рамках СНГ бурно развивается. (при­лоджение 3) Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различ­ных форматах. ЕврАзЭС является наиболее динамично развиваю­щимся инте­грационным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном сформировали Таможенный союз, что является важнейшим шагом в развитии интеграционных процессов.

Многосторонний формат предполагает последующее присоединение ос­тальных стран ЕврАзЭС к таможенному союзу между Россией, Казахста­ном и Беларусью и совершенствование режима свободной торговли, а также создание элементов единого экономического пространства в рамках СНГ.

Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией и Казах­станом в рамках созданного таможенного союза.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграцион­ных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положе­ниями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Госу­дарств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными на­правлениями развития взаимодействия будут являться:

1. Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

2. Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

3. Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повыше­ния надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энерге­тических ресурсов;

4. Формирование на основе национальных инновационных систем межго­сударственного инновационного пространства, способствующего эф­фектив­ному использованию научно-технических разработок и изобретений, незави­симо от страны происхождения;

5. Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

Двусторонние внешнеэкономические отношения со странами СНГ бу­дут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономиче­ских ин­тересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратеги­ческими партнерами России на пространстве СНГ являются Бело­руссия, Казах­стан и Украина.

Россия продолжит сотрудничество с Белоруссией в формате Союзного государства, рассматривая его как одно из ключевых направлений интегра­ции. Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федера­ции на центрально-азиатском направлении. Основным направлением во взаи­модействии с Украиной на предстоящий период является достижение более глубокого уровня экономической интеграции.  Реализация этой задачи зависит от встречной позиции украинской стороны.

Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Ар­менией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркме­нией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодей­ствия пу­тем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотруд­ничества, взаимной диверсификации торговли.

После нормализации отношений с Грузией  восстановление торгово-эко­номических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топ­ливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транс­порта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами.

3.2.2. Страны Европы

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностран­ных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капита­ловло­жений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европей­ское эко­номическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гар­монизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присое­динятся остальные европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со стра­нами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе науч­ного, тех­нологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудниче­ства. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с од­ной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленче­ского опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в гло­бальной конку­ренции на основе взаимодополняемости и использования кон­курентных пре­имуществ в областях, представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое про­странство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совмес­тимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную ад­министра­тивную практику. При этом мероприятия по экономическому сбли­жению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосроч­ного соци­ально-экономического развития России, и не должны  опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским сою­зом являются следующие:

1. Доступ к европейским технологиям и компетенциям;

2. Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспече­нии российского участия в доходах от их использования;

3. Стратегическое партнерство в  сфере энергетики;

4. Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование  международных транспортных коридоров;

4. Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на ев­ро­пейские рынки.

Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегиче­ском партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Согла­шение о партнерстве и сотрудничестве.

На обозримую перспективу важное значение будет иметь развитие дву­стороннего торгово-экономического сотрудничества  Российской Федерации с европейскими государствами, среди которых особое место традиционно за­ни­мают наиболее крупные партнеры. Динамика торговли с ними будет опре­де­ляться как внутренними факторами (темпы экономического роста в от­дельных странах), так и изменениями цен на основные экспортно-импортные товары.

Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-герман­ских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уров­нем ак­тивности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Од­новре­менно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, бази­рующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и техно­логического оборудования из Германии.

Акцент в торгово-экономических отношениях с Францией будет сделан на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение). Получит даль­нейшее развитие сотрудничество между российскими и французскими регио­нами.

Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергети­че­ской сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, авто­мобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, про­извод­ство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производ­ственной кооперации и по линии промышленных округов.

Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инве­сти­ционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энер­гетике.

Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отно­ше­ний будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-эконо­мических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосо­ставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовло­жений фин­ских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли по­требительского рынка.

Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Вос­точ­ной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперацион­ных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия россий­ских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоно­сителей и других товаров в Западную Европу.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе