Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

-                     экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономиче­ское и техническое сотрудничество с зарубежными странами;

-                     импортная политика;

-                     валютное регулирование;

-                     принципы внутреннего финансирования экспортных и импорт­ных операций;

-                     регулирование внешнего финансирования экспортных и импорт­ных операций и иностранных инвестиций;

-                     регулирование российских инвестиций за рубежом.

С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней[2]:

Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП этого уровня должна вестись с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодейст­вия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом меж­дународной по­литической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вы­текающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

Странового уровня, когда учитываются особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. вся совокупность внеш­них факторов, а именно:

-                     взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматривае­мой страны;

-                     уровень развития производственных сил страны и их структура;

-                     экономическая и социально-политическая ситуация в стране;

-                     объем и структура внутреннего производства и потребление со­стоя­ние платежного баланса рассматриваемой страны;

-                     особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой стра­ной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), вклю­чая на­личие обязательств, вытекающих из ее участия в международных со­глашениях и договорах.

Результаты анализа всех перечисленных факторов позволяют сформи­ро­вать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отноше­нию к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия стран.

Достижение любой из ранее упомянутых целей внешнеэкономической политики зависит:

-                     от инструментов внешнеэкономической политики;

-                     от способности и готовности субъектов власти использовать эти ин­ст­рументы;

-                     от готовности населения страны принять эти цели и нести социаль­ные издержки.

Все инструменты внешнеэкономической политики можно классифици­ро­вать по:

1.                  характеру действия;

2.                  характеру регулирования;

3.                  характеру использования.

По характеру действия инструменты внешнеэкономической политики подразделяются:

-                     действующие автоматически и непрерывно (налоговая база и т. п.);

-                     требующие принятия особых административных решений, но прак­ти­чески действующие постоянно (минимизация колебаний процентной ставки и т. п.);

-                     применяемые периодически с согласия парламента или междуна­род­ных организаций (импортная квота и т. п.).

По характеру регулирования инструменты внешнеэкономической по­ли­тики делятся:

-                     на инструменты административного контроля и регулирования (кво­тирование, лицензирование и т. п.);

-                     на инструменты стоимостного регулирования (таможенные по­шлины, налоги и т. п.)

По характеру использования инструменты внешнеэкономической по­ли­тики характеризуются следующим образом:

-                     инструменты, эффективные в условиях стабильной экономики. К дан­ной группе инструментов относится традиционный набор мероприятий: внешнеторговая политика, инвестиционная политика, валютная политика, ми­грационная политика;

-                     инструменты, направленные на преодоление кризисных процес­сов во внешнеэкономической сфере деятельности и способные работать в чрезвы­чайных условиях. К числу таких инструментов можно отнести приме­нение сис­темы запретов на вывоз капиталов, установление обязательной продажи ва­люты, введение эмбарго и т. п.

Также все инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Эффективный набор инструментов внешнеэкономической политики по­зволяет государству адекватно и своевременно реагировать на изменения, про­исходящие в мировом сообществе, и обеспечивает благоприятные усло­вия для развития национальной экономики. Как показывает практика, наи­большим ар­сеналом инструментов внешнеэкономической политики пользу­ются развитые страны, что позволяет им осуществлять гибкую внешнеэко­номическую поли­тику.

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: та­моженно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движе­ния капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.[3]

В промышленно развитых странах сложился механизм государствен­ного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с по­мощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю тор­говлю.

К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные огра­ни­чения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обяза­тель­ные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными парт­нерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух про­тивоположных тенденций: политика свободной торговли - фритре­дерство и протекционизм.

1.2. Виды внешнеэкономической политики

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интегра­ци­онные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

-                     Автономной (самостоятельной, односторонней);

-                     Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);

-                     Автономно-конвенционной.

Существует две экономических концепции в подходе к мировым свя­зям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономиче­ской по­литике – протекционизм и фритредерство(от англ. free trade - свобод­ная тор­говля). 

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую поли­тику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят эле­менты сво­бодной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные усло­вия в экономи­ческих связях с другими странами: с ними заключаются торго­вые сделки, со­держащие пункты о взаимных обязательствах в области внеш­неторговой поли­тики.

Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Свободная торговля.

Фритредерство[4] – политика свободной торговли, основанная на прин­ципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможно­сти ми­ровой экономике достигнуть более эффективного размещения ресур­сов и более высокого уровня материального благосостояния.

Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеэкономическая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Она предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. И для такой политики характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

Протекционизм.

Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность.[5] Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

Протекционизм - это система ограничений импорта, когда вводятся вы­со­кие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, ис­поль­зуются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изде­лий с ме­стными. Политика протекционизма поощряет развитие отечествен­ного произ­водства, способного заменить импортные товары.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либераль­ным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уро­вень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количествен­ных ог­раничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ог­раничения используются не интенсивно и носят преимущественно регист­раци­онный характер.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экс­тре­мальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был харак­терен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внеш­ней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тариф­ными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от ино­странной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в отно­сительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это об­ласти сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле раз­витых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развиваю­щимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традицион­ного экспорта.

Выделяют несколько форм протекционизма:

-                     селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

-                     отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, пре­жде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

-                     коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

-                     скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней эко­номической политики.

Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более раз­витые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имею­щие более развитое производство. В этом случае он реакционен, по­скольку за­трудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее раз­ви­тые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее раз­витые и младенческие отрасли.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

- импортных пошлин (тарифов);

- акцизных налогов на импортируемый товар.

Таким образом, можно сделать вывод, что под внешнеэкономической политикой государства сле­дует понимать осуществляемую на основе вы­бран­ных приоритетов в области регулирования международной торговли то­варами и услугами, а также меж­дународного перемещения материальных, денежных, трудовых и интеллек­туальных ресурсов деятельность государства, направлен­ную на развитие экономических отношений с другими странами в процессе международной экономической интеграции и сотрудничества в рамках специа­лизированных международных экономических организаций и объединений.

Сущность внешнеэкономической политики состоит в проведении сис­темы мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: та­моженно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движе­ния капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе