Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время имеет место либерализация внешнеэкономической деятельности. Но при этом для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

-                     открытость российской экономики, расширение возможностей дос­тупа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на ос­нове взаимности и справедливой конкуренции;

-                     предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Рос­сию, установление четких и понятных ограничений для иностранных ин­ве­сторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

-                     специализация России в глобальной экономике на основе реализа­ции сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энер­гетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и эконо­мики знаний;

-                     географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обес­печивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

-                     активное участие в решении глобальных проблем с использова­нием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала Рос­сии при оказании содействия международному развитию;

-                     расширение участия предпринимательского сообщества в выра­ботке и реализации внешнеэкономической политики.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обес­печивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увяз­кой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потреб­ностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов пере­хода к инновационному социально ориентированному типу развития.

Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках вы­со­котехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в гло­бальной научно-технологической сфере.

В настоящее время определились контуры специализации России в об­ласти высоких технологий, требующей соответствующего закрепления как на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, так и в системе гло­бальных производственно-кооперационных связей. Это – авиастроение, ра­кетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энерге­тика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Основными задачами внешнеэкономической политики России в об­ласти развития высоких технологий и основанных на них производств стано­вятся:

-         Создание механизма поддержки экспорта высокотехнологичной про­дук­ции, включая содействие проведению НИОКР, гармонизации националь­ных и международных стандартов, сертификации и созданию сети послепро­дажного обслуживания, а также реализации программ ее модернизации;

-         Договорно-правовое обеспечение интересов России в области высоких технологий, включая вопросы доступа на рынки зарубежных стран и импорта в Россию технологий и высокотехнологичных товаров;

-         Расширение поставок российской высокотехнологичной продукции на ми­ровой рынок и закрепление российских компаний в соответствующих сег­ментах рынка, обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высоко­технологичных товаров и услуг, создание инфраструктуры обслужива­ния по­ставляемых товаров в зарубежных странах;

-         Выстраивание трансграничных производственных цепочек и производ­ст­венно-технологической кооперации в области высоких технологий, форми­рова­ние альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высоко­технологичных производств в Россию. Важнейшей задачей становится способ­ность России выступать в качестве инициатора и интегратора междуна­родных кооперационных проектов;

-         Содействие привлечению недостающих компетенций и технологий че­рез систему международного научно-технологического сотрудничества;

-         Присоединение России в качестве ассоциированного члена к 7-й рамоч­ной программе научных исследований и технологического развития Европей­ского союза на 2007 - 2013 годы;

-         Разработка перечня ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.

-         Необходимо стремиться к созданию гибкого инновационного сектора, ко­торый будет строиться одновременно на российских возможностях и разра­бот­ках, а также на кооперации с другими производителями инноваций и тех­ноло­гий, включая страны ЕС, Китай, Индию и США.

-         Второе - содействие экспорту и достижению глобальной конкуренто­спо­собности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

-         Основной целью является формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая машинострое­ние, аг­ропромышленный сектор и рыболовство, металлургию и химическую промыш­ленность, строительство, а также отрасли, оказывающие услуги насе­лению.

-         Будет создан механизм содействия продвижению российских товаров, ос­нованный на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внеш­ние рынки, а также на комплексной поддержке экспортно ориентированных проек­тов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается содейст­вовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут призна­ваться за рубежом.

-         Предстоит существенно развить и усовершенствовать систему обеспе­че­ния недискриминационных условий доступа российских товаров, услуг и капи­таловложений на зарубежные рынки. С этой целью необходимо интенси­фициро­вать работу с российским деловым сообществом как по выявлению барьеров к доступу на внешние рынки или угроз возникновения таких барье­ров, так и по информированию делового сообщества о существующих и по­тенциальных инст­рументах защиты его интересов на внешних рынках.

-         Реализация данного направления включает также:

-                     содействие созданию в России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией производства добавленной стоимо­сти с использованием экономических таможенных режимов;

-                     стимулирование привлечения передовых иностранных техноло­гий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их техноло­гической модернизации и повышения конкурентоспособности;

-                     поощрение формирования кооперационных связей российских ком­па­ний с иностранными, обладающими выходом на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых соглашений;

-                     содействие формированию центров компетенции, интегрирован­ных в отрасли обрабатывающей промышленности России, в том числе с ис­пользо­ванием преференциальных инвестиционных соглашений;

-                     превращение России в одного из основных участников мировых сель­скохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других то­ва­ров, в том числе путем закрепления позиций государства на переговорах по ли­берализации доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продо­воль­ствия;

-                     усиление позиций на рынках сырьевых товаров с высоким уров­нем переработки, превращение России в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ре­сурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой сектор иностран­ных госу­дарств;

-                     развитие производственной и иной инфраструктуры пригранич­ных территорий, учитывающее потребности экономики граничащих с Рос­сией госу­дарств.

Предстоит сформировать систему поддержки прямых инвестиций рос­сийских компаний за рубежом.

Будут созданы механизмы содействия привлечению передовых ино­стран­ных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей рос­сийских и зарубежных компаний.

Повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей будет осуществляться за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования, включая реализацию принципа эскалации тамо­жен­ного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидем­пинго­вых и компенсационных мер  для защиты внутренних рынков.

Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реа­ли­зация транзитного потенциала российской экономики.

Важнейшим фактором усиления геополитических позиций страны и гео­графической диверсификации ее внешнеэкономической активности явля­ется интеграция России в глобальную транспортную систему на основе соз­дания со­временной инфраструктуры и развития мультимодальных транс­портных кори­доров.

В этой связи предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной та­рифной политики на транспортные услуги, создания конкурентоспособных на рынке перевозок логистических центров, упрощения процедур оформле­ния транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспече­ния реализации российских интересов при разработке международных пра­вил гру­зового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, соз­дать общую систему технологического, таможенного и сервисного обес­печения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

Предстоит приступить к поэтапной интеграции аэронавигационной сис­темы России в мировую аэронавигационную систему на основе Концеп­ции связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения Ме­ждуна­родной организации гражданской авиации.

Четвертое – повышение роли России в обеспечении глобальной энерге­ти­ческой безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Основными задачами в данной области являются страновая диверси­фи­кация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суве­ренного контроля над энергетическими ресурсами.

Предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориенти­ро­ванные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на но­вые рынки. Прежде всего это нефтепроводная  система "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Балтийская трубопроводная система - 2, нефтепровод Бургас - Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод «Южный поток», Прикаспийский газопровод.

Необходимо обеспечить содействие продвижению и закреплению рос­сийских компаний на рынках энергетических сервисных услуг и продукции с высокой степенью переработки в перспективных регионах Южной и Юго-Вос­точной Азии, Латинской Америки и Африки.

Одна из важнейших задач - выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владе­ния акти­вами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепро­дуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие мощ­ности, сети АЗС. Будет расширено участие России в многосторонних проек­тах по добыче и транспортировке нефти и газа.

Важнейшая задача энергетической составляющей внешнеэкономиче­ской политики на европейском направлении – движение к созданию интегри­рован­ного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через об­мен акти­вами. Укреплению позиций России на мировых рынках будет слу­жить строи­тельство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Вос­токе.

Предстоит обеспечить участие России в выработке правил функциони­ро­вания глобальных энергетических рынков. Необходимо активизировать много­стороннее и двустороннее взаимодействие с крупнейшими нефте- и га­зодобы­вающими странами, урегулировать проблемные вопросы, связанные с разви­тием трубопроводной сети и обеспечением стабильности транзитных поставок российских углеводородов.

Будет запущена биржевая торговля нефтью марки "Юралс" и нефте­про­дуктами на российской площадке, осуществляемая с использованием рос­сий­ского рубля.

Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с цен­тром в России.

Главная задача – поступательное наращивание интеграционных про­цес­сов в рамках ЕврАзЭС, с постепенным вовлечением в эти процессы дру­гих стран евразийского пространства. У России как  интеграционного лидера ЕврА­зЭС  есть потенциал выступить в качестве одного из центров междуна­родной экономической и финансовой системы.

С этой целью предстоит: усилить роль таможенный союз Белоруссии, Ка­захстана и России, а также установить основные элементы  единого эко­номиче­ского пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирова­ние зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструк­туру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чув­ствительных для государств - участников СНГ сферах; эффек­тивно использо­вать созданный механизм содействия производственной коо­перации и взаим­ным инвестициям государств - участников СНГ.

Шестое – создание в России международного финансового центра и пре­вращение рубля в региональную резервную валюту.

Значительный рост капитализации российского фондового рынка ста­вит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зару­бежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.

Предстоит осуществить нормативно-правовое и договорно-политиче­ское обеспечение создания международного финансового центра, на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществ­ляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в право­вое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Предстоит сформировать финансо­вую ин­фраструктуру международного финансового центра, обеспечить про­движение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для ино­странных граж­дан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе