Международное корпоративное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 03:00, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в правовом анализе транснациональной корпорации как субъекта международного частного права а также комплексного исследования частноправовой деятельности транснациональных корпораций на основе отечественного и зарубежного опыта. Рассматриваются проблемы правового статуса, вопросы регулирования инвестиционной деятельности, принципы формирования государственной инвестиционной политики в отношении российских и иностранных транснациональных корпораций. В работе затрагиваются некоторые аспекты гражданского, налогового и антимонопольного законодательства России и зарубежных стран.

Оглавление

Введение
1. Понятие, признаки структура ТНК
1.1 Понятие ТНК
1.2 Структура и типы ТНК
1.3 Взаимоотношения ТНК с правительствами
2. Правовое положение ТНК
2.1 Национальность ТНК, характеристика как юридического лица
2.2 Социальные и правовые аспекты деятельности ТНК
2.3 Организация и регулирование деятельности ТНК в мире
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

международное корпоративное право.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном масштабе.

Проводя политику привлечения  иностранных инвестиций, правительства  принимающих стран должны изучить  предыдущий опыт, успехи и неудачи  в этой области в разных странах и разработать макроорганизационную стратегию, в наибольшей степени соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не следует ожидать общего благоприятного экономического эффекта от иностранных инвестиций, поскольку такой эффект зависит и от экономической политики принимающей страны и от возможных альтернатив.

 

 

2. Правовое положение  ТНК 

 

2.1 Национальность  ТНК, характеристика как юридического  лица

 

В связи с тем, что  объем правомочий иностранного и  национального юридического лица может оказаться различным, в первую очередь важно верно определить национальность (личный закон) юридического лица.

Так, раздел VI Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общую формулировку личного закона юридического лица. По ст. 1202 ГК РФ "личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Поэтому право страны учреждения юридического лица всегда будет его личным законом независимо от государственной принадлежности его владельца или входящих в его состав имущественных комплексов. Компания, учрежденная в России, в качестве личного закона всегда будет иметь российское право, даже если ее учредителями будут иностранцы и ее капитал будет полностью иностранным. П. 2 ст. 1202 ГК РФ определяет круг вопросов, решаемых по их личному статусу юридического лица: организационно-правовую форму, требования к наименованию юридического лица, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, а также весь комплекс гражданско-правовой правоспособности. Возможность иметь права и выполнять обязанности входит в категорию правоспособности юридического лица, а правоспособность, ее содержание в соответствии со ст. 1202 ГК РФ, определяется личным законом этого лица, т.е. правом государства, где оно учреждено. Отсюда при определении правоспособности юридического лица возникает вопрос о соотношении иностранного права (если юридическое лицо учреждено за рубежом) как личного закона и российского права, применение которого вытекает из национального режима.

Личный закон устанавливает пределы правоспособности: если иностранное юридическое лицо по личному закону имеет специальную (ограниченную) правоспособность, то за этими пределами оно не имеет права приобретать какие-либо права, заключать какие-либо сделки. В пределах правоспособности, определенных личным законом, юридическое лицо может приобретать права, установленные российским законодательством. Например, если иностранное юридическое лицо (учреждение) создано для осуществления туристической деятельности, и по иностранному праву у него ограниченная правоспособность, то и в России это лицо вправе заниматься только деятельностью в сфере туризма. Конкретные права в сфере туризма иностранного юридического лица в России определяются российским гражданским и предпринимательским правом.

От национальных юридических  лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные  юридические лица, которые создаются  на основе международного договора. Личным законом таких компаний не может  быть право одного государства. Личный статут таких международных организаций определяется международным соглашением. К международным юридическим лицам относятся, прежде всего, международные межправительственные организации системы ООН.

Помимо указанных выше, существует и еще одна категория — транснациональные корпорации, многонациональные предприятия и т.д. Существует ряд сложностей при определении личного закона таких образований. С одной стороны, они созданы по праву какого-либо конкретного государства, а с другой — имеют несколько дочерних компаний, которые в свою очередь создаются по праву государства, на территории которого осуществляют деятельность.

Транснациональные корпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), производственные компании (юридические лица третьих стран), холдинговые компании (юридические лица "четвертых" стран) и т.д. Национальность каждой "дочки" — самостоятельного юридического лица — определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК — юридическая множественность при экономическом единстве. На международном уровне разработан "Кодекс поведения ТНК".

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация "Microsoft"). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании.

Специфическим видом  транснациональных компаний являются оффшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона — это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения.

Юридические лица создаются  на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы:

1) о признании правосубъектности  иностранного юридического лица;

2) о допуске его  к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой .

Функции, которые выполняют  юридические лица в международных  хозяйственных отношениях, позволяют  утверждать, что именно они являются основными субъектами международного частного права. Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность юридических лиц — основа их личного статута.

Правосубъектность иностранных  юридических лиц обычно признается на основании международных двусторонних договоров, содержащих коллизионные нормы. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В большинстве стран такая деятельность иностранного юридического лица возможна при выполнении определенных правил, условий, установленных национальным законодательством (прямой метод).

Вопрос об определении  национальности иностранных юридических  лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.

В Российской договорной практике применялись обычно два  критерия для определения национальности юридических лиц:

1) место учреждения  юридического лица;

2) место его пребывания.

По Федеральному закону "Об иностранных инвестициях в  РФ" (1999 г.) иностранное юридическое лицо — это лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. Аналогичное определение иностранного юридического лица дается в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (2003 г.).

Сопоставление содержания приведенных понятий, сформулированных в этих законах, позволяет сделать вывод, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность:

заключать сделки;

создавать с участием российских юридических и физических лиц, либо юридических и физических лиц "третьих государств" или  без таковых новые общества в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами;

открывать и закрывать представительства  или учреждать филиалы, в том  числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица;

совершать связанные с такими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые, обеспечительные и другие операции.

В настоящее время в Российской Федерации не требуется никаких  специальных разрешений для допуска  иностранных юридических лиц на территорию РФ.

Таким образом, иностранные  юридические лица могут участвовать  в предпринимательской деятельности на территории РФ в различных формах. При этом объем их правоспособности зависит, во-первых, от того, на основе какого режима они действуют и, во-вторых, какие права и обязанности они могут реализовывать в конкретных сферах экономики.

Как правило, иностранным  юридическим лицам на территории РФ предоставляется режим наибольшего благоприятствования, установленный ст. 4. Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ", заключающийся в том, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.В данной норме установлен равный для всех иностранных фирм режим, включая равные изъятия из национального режима, что позволяет создать благоприятные инвестиционные условия для всех иностранных лиц в РФ. В то же время в Российском законодательстве установлены ограничения в сфере предпринимательства для иностранных юридических лиц.

К числу ограничений  прав иностранных юридических лиц  относится запрещение заниматься в  России страховой деятельностью, предусмотренное  Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ".

 

2.2 Социальные  и правовые аспекты деятельности транснациональных корпораций

 

Процессы централизации  и концентрации капитала в эпоху  империализма выходят за рамки государственных  границ, приобретают международный  характер. Наиболее важным их отражением в последнее время явился стремительный  рост могущества транснациональных корпораций, транснационального монополистического капитала. Этот капитал подминает и монополизирует целые отрасли производства или сферы как в масштабе отдельных стран, так и мирового хозяйства в целом. За последние четверть века, - отмечают эксперты ООН, - мир явился свидетелем драматического превращения многонациональной корпорации в главный феномен международных экономических отношений. Социальные, экономические и правовые аспекты деятельности транснациональных корпораций рассматриваются в многочисленных специализированных организациях правительственного, неправительственного характера, в комиссиях ООН и т.д. В начале 70-х гг.вмире насчитывалось около 100 научных центров, которые занимались разработкой проблем, связанных с функционированием этих корпораций. Литература по этим вопросам трудно обозрима. В последнее время расширяются исследования российских юристов в этой области. Правовые проблемы ТНК освещаются в учебниках и учебных пособиях по международному частному праву, анализируются в ряде монографий, кандидатских диссертаций и статей.

В буржуазной, да и в  советской литературе для обозначения  компаний, действующих на территории многих стран и способных оказывать  заметное влияние на их экономику  и социальную жизнь, используются различные термины, в том числе: многонациональные монополии, многонациональные корпорации, глобальные, сверхнациональные, межнациональные, транснациональные корпорации и, наконец, международные монополии (компании, предприятия, корпорации). Последний, пожалуй, является наименее удачным, ибо он может вызвать у юриста ложное представление, будто бы эти образования являются субъектами международного публичного права. В современной западной литературе к международным относят юридические лица, которые были созданы непосредственно в силу международного договора, а также на основе внутреннего закона, однако принятого на базе международного договора.

Своекорыстная деятельность ТНК породила множество проблем. Возник и быстро затягивается новый  узел противоречий - между транснациональными корпорациями и национально-государственной формой политической организации общества. Транснациональные корпорации подрывают суверенитет как развивающихся, так и развитых стран. Они активно используют государственно-монополистическое регулирование, когда это им выгодно. И жестоко конфликтуют с ним, если усматривают в действиях буржуазных правительств малейшую угрозу своим прибылям.

Особенно негативным является воздействие ТНК на экономику  и социальную жизнь в развивающихся  странах. Основные проблемы, возникающие в связи с деятельностью ТНК, кратко сформулированы: страны испытывают тревогу по поводу сосредоточения в руках ТНК собственности и контроля в ключевых отраслях их экономики, вмешательства во внутренние дела, отрицательного воздействия ТНК на систему национальных, социальных и культурных ценностей. Рабочее движение волнует влияние ТНК на занятость и уровень жизни рабочих, а также способность профсоюзов противостоять таким корпорациям; потребителей - приемлемость качества и цены товаров, производимых ТНК.

Транснациональные монополии, оперируя в развивающихся странах  в своих интересах, могут свести на нет усилия национальных правительств в области экономики. Не случайно поэтому именно развивающиеся страны первыми предприняли попытки  регламентировать деятельность ТНК на своей территории с помощью внутреннего законодательства. Однако вскоре обнаружилось, что ТНК, обладая огромной экономической мощью, превосходящей нередко во много раз экономический потенциал того или иного африканского либо азиатского государства, и имея возможность для маневрирования производственными мощностями в глобальном масштабе, обходят положения внутреннего инвестиционного права развивающихся государств. Стала очевидной необходимость принятия более эффективных мер по регулированию деятельности ТНК в международном масштабе.

Информация о работе Международное корпоративное право