Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.

На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:

Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОРСКАЯ СРЕДА.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

      1) принятие надлежащих мер, чтобы  суда под его флагом не выходили  в море, если они не отвечают  международным стандартам;

      2) обеспечение наличия на борту  судов соответствующих международных свидетельств, подтверждающих их безопасность;

      3) принятие мер по расследованию  морских происшествий независимо  от места совершения загрязнения  моря;

      4) информирование ИМО и государств-участников  конвенции о принятых мерах  в связи с морскими происшествиями и их результатах;

      5) принятие мер для ознакомления  членов экипажей судов с международными  правилами охраны морской среды  от загрязнения.

      Государства-участники  Конвенции 1982 г. вправе устанавливать  для своих судов более жесткие  требования экологической безопасности.

      Российское  законодательство по охране водной среды  от загрязнения базируется на указанных  положениях, нормах Конституции Российской Федерации 1993 г., Водного кодекса 2006 г., Кодекса торгового мореплавания 1999 г., ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г., иных федеральных законов. Государственный надзор и контроль за состоянием водной поверхности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).48

      Согласно  ст. 235 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. на государства возлагается  выполнение их международных обязательств по защите и сохранению морской среды. Они несут ответственность в  соответствии с международным правом.

      Государства обеспечивают возможность обращения  в соответствии с их правовыми  системами за получением в короткие сроки надлежащего возмещения или  другой компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды физическими или юридическими лицами, функционирующими под их юрисдикцией.

      С целью обеспечения быстрого и  адекватного возмещения всего ущерба, причиненного загрязнением морской  среды, государства сотрудничают в  осуществлении действующего международного права, касающегося ответственности, а также в разработке процедур выплаты надлежащего возмещения, таких как страхование ответственности или компенсационные фонды.

      Так, условиями Международной конвенции  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. с Протоколом 1992 г. и поправками 2000 г. предусмотрены не только возмещение ущерба от загрязнения, но и компенсация стоимости предупредительных или защитных мер, предпринятых для предотвращения или уменьшения такого ущерба. Вместе с тем, собственник судна-загрязнителя в ряде случаев может быть освобожден от ответственности, если докажет, что причиненный ущерб является результатом военных действий, непреодолимой силы и т.п. Судовладелец также имеет право при определенных условиях ограничить свою ответственность в пределах, предусмотренных Конвенцией, т.е. до 200 млн. расчетных единиц специального права заимствования Международного валютного фонда.

      Гражданско-правовая ответственность судовладельцев-загрязнителей, не перевозящих нефть наливом  в качестве груза, установлена национальным гражданским правом, которое применяется с учетом общих принципов международного частного права и норм Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.

      Ответственность за загрязнение морской и иной водной среды в России регулируется ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 г., Уголовным кодексом РФ 1996 г., Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., и правилами о деликтной ответственности гражданского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Повышенный  интерес международного сообщества и представителей бизнеса к освоению морских пространств, как потенциальному источнику нефти и газа на долгие десятилетия вперед, заставляет задуматься о перспективах охраны природной среды под воздействием таких видов деятельности как рыболовство, разведка, добыча и перевозка углеводородного сырья, интенсивное судоходство. Морские побережья (материковые и островные) являются критическими участками биосферы, где происходит стык морских, наземных и пресноводных экосистем. На этом стыке наблюдается высокий уровень биоразнообразия и биопродуктивности. Однако, такие участки наиболее сильно подвержены и воздействию геодинамических процессов, что делает их чрезвычайно уязвимыми для любых форм антропогенного воздействия. Эти качества прибрежных морских районов обусловливают необходимость установления особого порядка хозяйственной деятельности. Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

     Международно-правовая охрана среды Мирового океана и его  ресурсов нашла отражение в многочисленных соглашениях государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами в результате судоходства, сброса отходов с судов и наземных источников, исследований и разработки ресурсов морского дна и его недр. Среди них — универсальные конвенции, действие которых распространяется на весь Мировой океан, и региональные — по охране отдельных его районов.

     Государства при угрозе применения санкций либо присоединяются к морскому природоохранному договору, либо изменяют свое поведение в соответствии с требованиями договора, без формального присоединения к нему. Ведь в этих случаях политика наложения санкций почти всегда поддерживается национальными морехозяйственными предприятиями, которые предпочитают не допускать морепродукты конкурентов на национальный рынок. Это делает угрозу введения экономических санкций в природоохранных целях еще более реальной к применению.

       В данной курсовой работе были  подробно исследованы вопросы нормативно – правовой регламентации использования морской среды, указан правовой режим и статус морского пространства, отдельно рассмотрен вопрос охраны Мирового океана.

     Положительным моментом в данной курсовой работе является краткий анализ зарубежного  законодательства в области ответственности  за загрязнение и пользование  морской средой, также затронут вопрос имплетации международного морского права в систему российского законодательства. Были перечислены практически все наиболее значимые международные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения между государствами по вопросам охраны морской среды.

     Таким образом, все разработанные задачи и поставленная во введении цель достигнуты. 

БИБЛИОГРАФИЯ 
 

     1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

     2. Авраменко, И., Международное морское право. - Ростов-на Дону.; Феникс,2001.- 440 с.

     3. Авраменко, И.М. Международное морское право: Учебное пособие. - М.: РКонсульт, 2003. - 496 с.

     4. Баскин, Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 2005. – 605  с.

     5. Гуцуляк, В. Морское право.-Москва.РосКонсульт,2000.-325 с.

     6. Гуцуляк, В.Н. Международное морское право (публичное и частное) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 416 c.

     7. Институт контроля в международном морском праве: 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени  
кандидата юридических наук. 12.00.10 - Международное право; Европейское право /Ю. Б. Круглова; Науч. рук. Г. И.  
Курдюков. - Казань,2007. -22 с.

     8. Ковалев, А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003. – 346 с.

     9. Каламкарян, Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. - М.: Изд-во Экс-мо, 2006. - 736 с.

     10. Кипеть, А. Развитие международно-правовой регламентации прав внутриконтинентальных государств в международном морском праве // журнал международного права и международных отношений 2009 — № 4. – С. 22-24

     11. Международное право: Учебник/Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. - М.: Юристъ, 2003. - С. 495.

     12. Международное публичное право: учеб./Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекя-шев, В.В. Устинов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 928 с.

     13. Международное публичное право / Под редакцией д.ю.н. профессора Бекяшева К.,.-Москва.Проспект,1998.-607 стр.

     14. Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Междун. Отношения, 2005. - 720 с.

     15. Международное публичное право: Сборник документов. В 2 т. / Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Ходаков. - М., 1996. – 504 с.

     16. Международное право: Учебник./ Под ред. Г.В. Игнатенко., О.И. Тиунова. -  М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – 592 с.

     17. Батырь В.А.Международное гуманитарное право: Учебник для вузов  - Издательство: ЮстицИнформ, 2006. – 487 с.

     18. Международное право в документах: Сборник документов./ Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: Марийский полиграфическо-издательский  комбинат, 2002. – 824 с.

     19. Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 2-е издание // Позолотин Л.А., Торский В.Г. – М.; ВЛАДОС, 2007. – 490 с.

     20. Морское право: Учебное пособие / В.Г. Ермолаев, О.В. Сиваков. – М.: Изд-е г-на Тихомирова М.Ю., 2005. – 255 с.

     21. Молодцов, С.В. Международное морское право./ -М.: «Право». 2007.– 348 с.

     22. Мировой океан и международное право.// Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий./ - М.: «Юнити». 2007. – 352 с.

     23. Современное международное морское право.// Отв. ред. М.И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана./ -М.: «Право». 2006. – 296 с.

     24. Транспортное право. Особенная часть: Учебное пособие / С.В. Асеев. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – 260 с.

     25. Федоров, А. В. Международные и иностранные организации по природопользованию и охране окружающей среды - М.: НИА-Природа, 2000.

     26. Шемякин, А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Монография. – Одесса.; 2003. – 96 с.

Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды