Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.

На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:

Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОРСКАЯ СРЕДА.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    Как оптимальный, соответствующий целям  устойчивого развития прибрежных районов  Европейским Союзом в ряде его  документов был определен экосистемный подход.18 Подготовленная в 2000 г. Европейской комиссией Стратегия комплексного управления прибрежной зоной для Европы была дополнена Рекомендациями Европейского парламента об осуществлении комплексного управления прибрежной зоной (от 30 мая 2002 г.). В документе содержатся предложения, адресованные членам ЕС, направленные на то, чтобы разработка национальных мер осуществлялась на основе «принципов комплексного прибрежного управления», включая «работу с природными процессами и уважение возможности экосистем выдерживать антропогенные нагрузки». Государствам – членам ЕС рекомендовано пополнять и обновлять базы данных о прибрежных зонах, что позволяло бы анализировать, «какие основные действующие лица, правовые нормы и институты оказывают влияние на управление прибрежной зоной», соответственно формулировать «национальные меры прибрежного управления». Эти меры должны быть направлены, в частности, на упреждение конфликтов морепользователей, при возникновении – на их  урегулирование, на сотрудничество  с соседними государствами, на «экосистемное прибрежное управление».19

    Некоторый интерес представляет и законодательный опыт конкретных государств. В Великобритании в 1966 Министерство по охране окружающей среды издало циркуляр, в котором Советам Графств следовало определить территории побережья для специальной природоохранной защиты и «ужесточить контроль» над их экономическим, производственным развитием. Эта инициатива - сохранить как можно большую часть  побережья «неиспорченным» - была построена на следующих основах: ландшафтное разнообразие; стремление к сохранению побережья по возможности в «первозданном виде»: 75 % береговой линии остается неподверженной промышленному воздействию, с 800-ми милями великолепного рельефа, богатого объектами исторического наследия и естественно сохраненного пейзажа; доступ пешеходной дорожки к побережью (доступ к морскому побережью для осуществления обычной для этой местности деятельности признан на многих частных участках, что очень поучительно для России); государственная собственность побережья (основательные территории побережья находятся в государственной собственности).

    В Канаде приняты следующие нормативно-правовые акты в данной сфере: Закон о морских заповедных зонах, в рамках которого большое внимание уделяется управлению прибрежными зонами и их охране и Закон об океанах. Закон о морских заповедных зонах предусматривает управление системой морских заповедных зон для их сохранения. Прибрежные территории требуют более легкого доступа к их ресурсам и защиты их культурных и исторических ценностей. Федеральное Правительство распространяет права собственности на все прибрежные районы, включая и заповедные зоны. Донная разработка месторождений минералов, разведка и добыча нефти и газа и хранение отходов запрещается. Нормы, регулирующие промысел живых ресурсов и использование иных видов ресурсов должны приниматься соответствующими Министерствами, включая нормы, охраняющие канадские культурные и исторические ценности. Морские заповедные районы должны устанавливаться для защиты и сохранения образцовых морских зон первостепенного значения.

    Закон об океанах устанавливает, что сохранение «нетронутыми» экосистем океана лежит в основе сохранения биоразнообразия и продуктивности морской среды. В Законе предусматривается разработка  стратегии исследования и использования океана, основанной на осторожном подходе. Закон позволяет создавать охраняемые морские зоны для особых мер защиты морской среды, охраны морских видов фауны, а также для сохранения (резервирования) полезных ископаемых. Данный нормативно-правовой акт провозглашает и устанавливает границы морских зон Канады согласно Конвенции ООН по морскому праву, формирует стратегию по национальному управлению океанами, консолидирует широкие федеральные полномочия в этой сфере. Закон дает возможность применять в разных морских районах, а также отменять действие как федерального законодательства, так и законов провинций; в особенности, это касается режима разработок месторождений нефти и газа. При этом более детальное регламентирование данного вопроса можно найти в действующем Законе о добыче нефти и газа, который устанавливает основные правила разведки и добычи нефти и газа на землях и водах, находящихся в федеральной собственности.

    В Швеции в рамках формирования правовой базы комплексного прибрежного управления большее развитие получило регулирование  использования земельных участков в приморской зоне суши. Исполнительная и законодательная ветви власти, местные администрации, общественные и профессиональные ассоциации направляют совместные усилия на решение проблем, связанных с размещением в прибрежной полосе объектов производства, оказывающего вредное воздействие на окружающую среду,  электростанций.  Закон также предписывает основы решения вопросов, связанных с ростом строительства в приморских районах суши коттеджей, организацией туризма и отдыха, в том числе спортивного рыболовства, охраной природы, сохранением памятников истории и культуры,  обеспечением интересов местного населения.

    В Гренландии в 1994 г. принят Закон о  защите морской среды.

    Закон о предупреждении загрязнения моря в 1986 г. принят в Исландии.

    Особый  интерес представляет Закон о  защите морской среды Китая 1982 г.,20 с поправками от 2000 г. Основные положения данного Закона сгруппированы в следующие главы: предупреждение загрязнения морской среды в связи с осуществлением строительных проектов на побережье; предупреждение загрязнения морской среды в связи с осуществлением проектов добычи и эксплуатации нефти на побережье; предупреждение загрязнения морской среды из источников загрязнения, находящихся на суше; предупреждение загрязнения морской среды с судов; предупреждение загрязнения морской среды сбросами отходов.

    В Турции в 1983 г. прият Закон о проливе  Босфор, который турецкий законодатель относит к числу законов об управлении особыми районами. Целью  Закона является, как сказано в  нем, защита и приумножение на благо общества «естественных красот, культурных и исторических богатств» района пролива Босфор, а также формулирование и реализация правил и инструкций по заселению территории с целью сокращения плотности населения указанного прибрежного района (ст. 1). Закон также регулирует: планирование и контроль за использованием земель, возведение построек и сооружений; восстановление культурных и природных объектов; ликвидацию промышленных объектов; защиту лесов и зеленых районов и т.п. (ст. 3). К этому требуется существенное уточнение: природоохранные положения Закона не могут применяться в ущерб Конвенции о Черноморских проливах 1936 г. (Конвенции Монтрё). Кроме того, в 1989 г. в Турции принято Постановление Совета Министров об учреждении органа, контролирующего особо охраняемые зоны.21

       Анализ зарубежного законодательства позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в большинстве развитых прибрежных государств существует специальное законодательство, направленное на комплексное управление прибрежными зонами и их охрану. Во-вторых, в ряде государствах  приняты специальные законы о защите морской среды. В-третьих, в нескольких государствах приняты специальные законы об особо охраняемых территориях, включающих в себя морские пространства. 
 

     Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды

     2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 

     Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:22

     - пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

     - пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

     Принадлежность  части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств  определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

     В состав территории страны, имеющей  морское побережье, входят части  моря, расположенные вдоль его  берегов и именуемые:23

     а) внутренними водами и 

     б) территориальным морем (территориальными водами).

     В состав территории государств, состоящих  полностью из одного и более архипелагов, входят также архипелажные воды, расположенные  между островами внутри архипелага.

     По  своему правовому статусу и режиму морские пространства делятся следующим  образом.24

     Внутренние  морские воды — являются частью территории государства, имеющего морское побережье, подчинены его суверенитету и определяются его законодательством.

     К ним относятся:25

     - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями (линия наибольшего отлива от берега), от которых ведется отсчет ширины территориального моря;

     - воды морских портов;

     - воды заливов, берега которых принадлежат одному государству (до линии, где ширина естественного входа в залив достигает 24 миль);

     - воды «исторических заливов» (Петра Великого на Дальнем Востоке РФ, Гудзонов у берегов Канады);

     Территориальное море - это примыкающий к берегу или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 миль, на который распространяется суверенитет государства и который устанавливает и определяет его правовой режим.

     Открытое  море - морское пространство за пределами границ территориального моря государств не подчиненное суверенитету какого-либо государства. Правовой статус и режим открытого моря определяется международным морским правом и, в первую очередь, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

     Прилежащая  зона - район открытого моря (до 24 миль от исходных линий), прилегающий к внешней границе территориального моря, устанавливаемый для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил во внутренних морских водах и территориальном море (ст. ст. 32, 33 Конвенции ООН 1982 г.).26

     Исключительная  экономическая зона — район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль от исходных линий (ст. 57 Конвенции ООН 1982 г.)27

     Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на 200 миль от исходных линий, когда эта граница не простирается на это расстояние (п. 1 ст. 76 Конвенции ООН 1982 г.)

     Правовой  статус и режим шельфа регулируется Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Прибрежное государство осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, которые являются исключительными (ст. 77 Конвенции ООН 1982 г.). Разграничение шельфа производится по соглашению заинтересованных государств.

     Международный район морского дна — морское дно за пределами континентального шельфа, являющееся общим наследием человечества.

     Правовой  статус и режим района определен  Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.:28

     - ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права и осуществлять их в отношении района или же его части, а также его ресурсов;

     - ни одно государство, физическое или юридическое лицо не могут присваивать часть района или его ресурсов;

     - район открыт для использования в мирных целях всеми государствами.

     Все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству, от имени которого действуют специально созданные Международный орган по морскому дну и международное предприятие.

     Международные проливы — узкие водные пространства, соединяющие два моря, море с океаном, части одного моря или океана. Они открыты для свободного мореплавания и пролетов судами и самолетами всех стран, которые пользуются правом беспрепятственного, непрерывного и быстрого транзитного прохода (ст. ст. 37—39 Конвенции ООН 1982 г.).29

     Архипелажные  воды — это воды, находящиеся внутри государства — архипелага.

     Эти воды отграничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми  архипелажными линиями (до 100 миль длиной. Проведенные таким образом исходные линии вокруг всего архипелага образуют границу архипелажных вод.

     Эти воды находятся под суверенитетом  государства-архипелага, но при условии  нормального осуществления международного судоходства, что означает право  мирного прохода судов всех государств через архипелажные воды.

Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды