Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.

На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:

Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОРСКАЯ СРЕДА.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Значительную  угрозу морской среде представляют а судов, особенно танкеров, груженных  нефтью.

     Первая  конвенция предоставляет прибрежному  государству право принимать меры к иностранным судам в открытом и случае морских аварий, угрожающих реальной опасностью загрязнения побережья нефтью или иным интересам такого государства. Принимаемые меры должны быть соразмерны причиненному или угрожающему ущербу и без необходимости не должны нарушать права и интересы других государств и лиц. В 1 Брюссельская конвенция 1969 г. была дополнена Протоколом, содержащим положения о загрязнении моря иными вред веществами, чем нефть.

     Вторая  конвенция применяется к собственникам  судов, плавучих средств, перевозящих нефть наливом в качестве и устанавливает ответственность за ущерб от загрязнения, который явился результатом утечки или слива нефти с судна вследствие инцидента. Конвенция основана на принципе объективной ответственности, в этом документе также определены случаи освобождения от нее, установлен предел возмещения ущерба (около 16 млн долл. США), вводится обязательное страхование или иное финансовое обеспечение. В 1984 г. был принят Протокол, внесший изменения и дополнения к Конвенции, в частности, была расширена пространственная сфера ее действия и повышен предел ограничения ответственности. Обе конвенции в силе.

     В 1972 г. в Лондоне в ходе представительной межправительственной конференции  была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Конвенция распространяется на все морские пространства, кроме внутренних вод, и относится к двум видам захоронений:40

     1) преднамеренному удалению в море  с судов, самолетов, платформ  или других находящихся в море искусственных конструкции отходов и иных материалов, указанных в приложениях I и II;

     2) преднамеренному затоплению в  море судов, самолетов, платформ  и других искусственных конструкций.  Наиболее опасные вещества и  материалы не подлежат захоронению; для захоронения других веществ и материалов с опасными свойствами требуется специальное разрешение; менее опасные могут погружаться на дно при условии выдачи на это общего разрешения на их захоронение. Исключение допустимо при форс-мажорных обстоятельствах, опасности для человеческой жизни и реальной угрозе судам, самолетам, платформам и другим искусственным сооружениям в море. Конвенция вступила в силу в 1975 г.

     Важное  место в деле защиты и сохранения морской среды принадлежит региональным соглашениям, которые позволяют более последовательно увязывать природоохранные меры со специфическими особенностями того или иного региона. На сегодняшний день сложились три модели регионального правового регулирования охраны морской среды.41

     Первая  модель была разработана западноевропейскими государствами в отношении региона Северное море — Северная Атлантика и основывалась на предметном подходе. В рамках данной модели был принят ряд соглашений, носящих относительно обособленный характер, по предотвращению загрязнения морской среды региона: нефтью (Соглашение о сотрудничестве 1969 г.); захоронением отходов (Конвенция Осло 1972 г.); из наземных источников (Парижская конвенция 1974 г.); в результате разработки ресурсов морского дна (Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1976 г.); иными вредными веществами, чем нефть (Соглашение о сотрудничестве 1983 г.).

     Отличительной особенностью данной модели является наличие самостоятельного международно - правового акта по конкретному источнику загрязнения или виду загрязняющих веществ.

     Другая  модель была избрана государствами, заключив в 1974 г. Хельсинкскую конвенцию  по защите морской района Балтийского  моря. В этом документе содержатся регулирующие отношения по предотвращению загрязнение судов, из наземных источников, в результате разведки: работки минеральных ресурсов морского дна, в результате захоронений, по осуществлению ответственности за ущерб, и причиненный загрязнением, по разрешению споров и др. Meры по защите морской среды указаны в приложениях, являющихся неотъемлемой частью Хельсинкской конвенции 1974 г. Специфика данного международно-правового акта заключается что он регулирует практически все вопросы борьбы с загрязнением моря.

     Третья  модель явилась результатом реализации Программы региональных морей, принятой ЮНЕП в 1974 г. В настоящее время Программа охватывает 11 регионов (Средиземное Красное море и Аденский залив, Персидский и Оманский вы, район Карибского моря и др.).

     Наиболее  яркой иллюстрацией этой модели может  служить сотрудничество средиземноморских государств. В 1976 г. на Конференции в Барселоне было заключено базисное соглашение рамочного («зонтичного») типа — Конвенция об охране С земного моря от загрязнения, содержавшее общие обязательства государств, которые должны конкретизироваться в дополнительных протоколах к Конвенции. Так, были разработаны протоколы о захоронении 1976 г.; о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных случаях 1976 г.; о защите от загрязнения из наземных источников 1980 г.; об особо охраняемых районах.

     Барселонскую  модель предлагается использовать при  разработке соглашений по защите и охране морской среды бас Северного Ледовитого океана, оказывающего значительно действие на климат планеты и поддержание экологического баланса Земли.

     Целесообразность  регионального подхода к решению  экологических проблем была подчеркнута  в Части XII «Защита и сохранение морской среды» Конвенции СЮН  по морскому праву 1982 г. Так, ст. 197 устанавливает: «Государства сотрудничают на всемирной и, когда это уместно, на региональной основе непосредственно или через компетентные международные организации в формулировании или разработке международных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур, соответствующих настоящей Конвенции, для защиты и сохранения морской среды с учетом характерных региональных особенностей».42

     Конвенция 1982 г. исходит из необходимости гармоничного сочетания международно-правовых норм защиты морской среды и норм национального  законодательства государств, которые  бы учитывали международные стандарты в этой области.

     В Конвенции 1982 г. содержатся обязательства  государств двух видов: общие и специальные. Последние касаются определенных видов  деятельности государств или источников загрязнения либо конкретных регионов («Покрытые льдом районы»). Наибольшее число норм, содержащих специальные обязательства государств, относится к предотвращению загрязнения с судов.

     Новизной в развитии международного морского права явилось закрепление в Конвенции 1982 г. принципа «юрисдикции государства порта».43 В соответствии со ст. 218 любое государство, в порт которого добровольно вошло судно, имеет право предпринимать расследование, когда это оправдано доказательствами, и возбудить разбирательство в отношении любого сброса с этого судна в нарушение международных норм и стандартов. Это определенное изъятие из принципа исключительной юрисдикции государства флага судна.

     С целью повышения эффективности  функционирования правового механизма  защиты морской среды в Конвенции 1982 г. установлена система средств  и процедур мирного разрешения международных споров, связанных с загрязнением или относящихся к толкованию и применению конвенционных положений (Часть XV «Урегулирование споров»). Если стороны не смогут урегулировать спор посредством переговоров, включая согласительную процедуру, он по требованию любой стороны может передаваться на рассмотрение в соответствии с обязательной процедурой Международному трибуналу по морскому праву, Международному Суду ООН, арбитражу или специальному арбитражу, создаваемому для рассмотрения дел по вопросам защиты и сохранения морской среды или судоходства, чая вопросы загрязнения с судов в результате захоронен: Несмотря на ряд позитивных достижений по создании новых механизмов для глобального и регионального сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды, Конвенция 1982 г. имеет немало положений, которые не могут применяться в силу своего общего характера, некоторой неопределенности или противоречивости. Институт санкций за нарушение международных норм и стандартов по защите хранению морской среды также не получил должной раз проработки в Конвенции 1982 г. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и совершенствования международно - правовых инструментов по обеспечению экологической безопасности Мирового океана.

      Под загрязнением морской среды в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море и др. (ст. 1 Конвенции 1982 г.).

      Применительно к загрязнению с судов и  захоронению в Мировом океане отходов различают четыре основных способа правового регулирования:44

      1) полное запрещение, означающее, что то или иное вещество ни при каких обстоятельствах не должно сбрасываться в море;

      2) стандарты сброса, определяющие максимально допустимое содержание конкретного загрязнения в сбросе;

      3) технологические стандарты, т.е. требования, относящиеся к конструкции и оборудованию судов, а также к операциям, могущим привести к сбросу;

      4) разрешительные режимы, означающие, что сброс может быть осуществлен только с разрешения компетентных властей.

      Правовая  регламентация осуществляется на международном (универсальные и региональные Конвенции) и национальном уровнях, для которых характерна комбинация указанных способов регулирования.

      Вопросами правовой охраны морской среды от загрязнения с судов в международном масштабе занимаются комитеты защиты морской среды и по безопасности на море ИМО, программа деятельности которой в этом направлении включает три проблемы:45

      1) предотвращение загрязнения моря  сбросами с судов;

      2) предотвращение загрязнения моря  вследствие аварийных происшествий;

      3) возмещение ущерба, нанесенного  загрязнением моря.

      Эти проблемы реализуются путем разработки, принятия и имплементации (исполнения государством международно-правовых норм) требований многосторонних международных договоров.

      Правоотношения  по первой проблеме регулируются положениями конвенций по: предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 г.г. (MARPOL 73/78), предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., морскому праву 1982 г.

      Основной  является Конвенция MARPOL 73/78, которая состоит из правил предотвращения загрязнения моря с судов нефтью, вредными жидкими веществами, сточными водами, мусором и другими полютантами (загрязнителями). Конвенция содержит также нормы:46

      1) обязательного периодического освидетельствования  танкеров валовой вместимостью 150 регистровых тонн и более и других судов вместимостью 400 регистровых тонн и более;

      2) разрешающие слив в море судами  нефтеводяных смесей при определенных  условиях: танкер находится в  пути; мгновенная интенсивность  сброса не превышает 30 л. на милю; слив производится не ближе 50 миль от берега;

      3) запрещающие сброс нефти с  судов в районах Средиземного, Балтийского, Черного и Красного  морей, Аденского и Персидского  заливов, Антарктиды и Северо-Западных  Европейских вод;

      4) запрещающие строительство танкеров дедвейтом 600 т. и более без двойных бортов и двойного дна;

      5) требующие ведения на судах  журналов нефтяных операций и  наличия на борту плана чрезвычайных  мер по борьбе с загрязнением  моря нефтью;

      6) необходимости (обязательности) взаимного информирования государств о случаях загрязнения моря с судов;

      7) с правилами по обеспечению  судов специальными Международными  свидетельствами и др.

      Регулирование правоотношений по второй проблеме осуществляется положениями Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокола о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть, 1973 г. с поправками 1991 и 1996 г.г., которыми государствам-участникам предоставлено право принимать в открытом море в отношении других государств-участников Конвенции и Протокола в случаях серьезных аварий любые необходимые меры с целью «предупредить, уменьшить либо ликвидировать опасность, которую представляют для их берегов загрязнение или угроза загрязнения моря нефтью, происшедшие вследствие морского происшествия».

      Правоотношения  в рамках третьей проблемы регулируются нормами Международной конвенции  о гражданской ответственности  за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. с Протоколом 1992 г. и поправками 2000 г. и Конвенции по созданию международного фонда компенсации ущерба от нефтяного загрязнения 1971 г. с Протоколом 1992 г.

      Конвенция 1982 г. содержит минимальные требования по защите морской среды, которые должны быть предписаны национальным законодательством государства участника. Среди них:47

Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды