Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.
На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:
Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40
Значительную угрозу морской среде представляют а судов, особенно танкеров, груженных нефтью.
Первая
конвенция предоставляет
Вторая
конвенция применяется к
В 1972 г. в Лондоне в ходе представительной межправительственной конференции была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Конвенция распространяется на все морские пространства, кроме внутренних вод, и относится к двум видам захоронений:40
1)
преднамеренному удалению в
2)
преднамеренному затоплению в
море судов, самолетов,
Важное
место в деле защиты и сохранения
морской среды принадлежит
Первая модель была разработана западноевропейскими государствами в отношении региона Северное море — Северная Атлантика и основывалась на предметном подходе. В рамках данной модели был принят ряд соглашений, носящих относительно обособленный характер, по предотвращению загрязнения морской среды региона: нефтью (Соглашение о сотрудничестве 1969 г.); захоронением отходов (Конвенция Осло 1972 г.); из наземных источников (Парижская конвенция 1974 г.); в результате разработки ресурсов морского дна (Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1976 г.); иными вредными веществами, чем нефть (Соглашение о сотрудничестве 1983 г.).
Отличительной особенностью данной модели является наличие самостоятельного международно - правового акта по конкретному источнику загрязнения или виду загрязняющих веществ.
Другая модель была избрана государствами, заключив в 1974 г. Хельсинкскую конвенцию по защите морской района Балтийского моря. В этом документе содержатся регулирующие отношения по предотвращению загрязнение судов, из наземных источников, в результате разведки: работки минеральных ресурсов морского дна, в результате захоронений, по осуществлению ответственности за ущерб, и причиненный загрязнением, по разрешению споров и др. Meры по защите морской среды указаны в приложениях, являющихся неотъемлемой частью Хельсинкской конвенции 1974 г. Специфика данного международно-правового акта заключается что он регулирует практически все вопросы борьбы с загрязнением моря.
Третья модель явилась результатом реализации Программы региональных морей, принятой ЮНЕП в 1974 г. В настоящее время Программа охватывает 11 регионов (Средиземное Красное море и Аденский залив, Персидский и Оманский вы, район Карибского моря и др.).
Наиболее яркой иллюстрацией этой модели может служить сотрудничество средиземноморских государств. В 1976 г. на Конференции в Барселоне было заключено базисное соглашение рамочного («зонтичного») типа — Конвенция об охране С земного моря от загрязнения, содержавшее общие обязательства государств, которые должны конкретизироваться в дополнительных протоколах к Конвенции. Так, были разработаны протоколы о захоронении 1976 г.; о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных случаях 1976 г.; о защите от загрязнения из наземных источников 1980 г.; об особо охраняемых районах.
Барселонскую модель предлагается использовать при разработке соглашений по защите и охране морской среды бас Северного Ледовитого океана, оказывающего значительно действие на климат планеты и поддержание экологического баланса Земли.
Целесообразность
регионального подхода к
Конвенция
1982 г. исходит из необходимости гармоничного
сочетания международно-
В Конвенции 1982 г. содержатся обязательства государств двух видов: общие и специальные. Последние касаются определенных видов деятельности государств или источников загрязнения либо конкретных регионов («Покрытые льдом районы»). Наибольшее число норм, содержащих специальные обязательства государств, относится к предотвращению загрязнения с судов.
Новизной в развитии международного морского права явилось закрепление в Конвенции 1982 г. принципа «юрисдикции государства порта».43 В соответствии со ст. 218 любое государство, в порт которого добровольно вошло судно, имеет право предпринимать расследование, когда это оправдано доказательствами, и возбудить разбирательство в отношении любого сброса с этого судна в нарушение международных норм и стандартов. Это определенное изъятие из принципа исключительной юрисдикции государства флага судна.
С целью повышения эффективности функционирования правового механизма защиты морской среды в Конвенции 1982 г. установлена система средств и процедур мирного разрешения международных споров, связанных с загрязнением или относящихся к толкованию и применению конвенционных положений (Часть XV «Урегулирование споров»). Если стороны не смогут урегулировать спор посредством переговоров, включая согласительную процедуру, он по требованию любой стороны может передаваться на рассмотрение в соответствии с обязательной процедурой Международному трибуналу по морскому праву, Международному Суду ООН, арбитражу или специальному арбитражу, создаваемому для рассмотрения дел по вопросам защиты и сохранения морской среды или судоходства, чая вопросы загрязнения с судов в результате захоронен: Несмотря на ряд позитивных достижений по создании новых механизмов для глобального и регионального сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды, Конвенция 1982 г. имеет немало положений, которые не могут применяться в силу своего общего характера, некоторой неопределенности или противоречивости. Институт санкций за нарушение международных норм и стандартов по защите хранению морской среды также не получил должной раз проработки в Конвенции 1982 г. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и совершенствования международно - правовых инструментов по обеспечению экологической безопасности Мирового океана.
Под загрязнением морской среды в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. понимается привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море и др. (ст. 1 Конвенции 1982 г.).
Применительно
к загрязнению с судов и
захоронению в Мировом океане
отходов различают четыре основных
способа правового
1) полное запрещение, означающее, что то или иное вещество ни при каких обстоятельствах не должно сбрасываться в море;
2) стандарты сброса, определяющие максимально допустимое содержание конкретного загрязнения в сбросе;
3) технологические стандарты, т.е. требования, относящиеся к конструкции и оборудованию судов, а также к операциям, могущим привести к сбросу;
4) разрешительные режимы, означающие, что сброс может быть осуществлен только с разрешения компетентных властей.
Правовая регламентация осуществляется на международном (универсальные и региональные Конвенции) и национальном уровнях, для которых характерна комбинация указанных способов регулирования.
Вопросами правовой охраны морской среды от загрязнения с судов в международном масштабе занимаются комитеты защиты морской среды и по безопасности на море ИМО, программа деятельности которой в этом направлении включает три проблемы:45
1)
предотвращение загрязнения
2)
предотвращение загрязнения
3) возмещение ущерба, нанесенного загрязнением моря.
Эти проблемы реализуются путем разработки, принятия и имплементации (исполнения государством международно-правовых норм) требований многосторонних международных договоров.
Правоотношения по первой проблеме регулируются положениями конвенций по: предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 г.г. (MARPOL 73/78), предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., морскому праву 1982 г.
Основной является Конвенция MARPOL 73/78, которая состоит из правил предотвращения загрязнения моря с судов нефтью, вредными жидкими веществами, сточными водами, мусором и другими полютантами (загрязнителями). Конвенция содержит также нормы:46
1)
обязательного периодического
2)
разрешающие слив в море
3)
запрещающие сброс нефти с
судов в районах Средиземного,
Балтийского, Черного и
4) запрещающие строительство танкеров дедвейтом 600 т. и более без двойных бортов и двойного дна;
5)
требующие ведения на судах
журналов нефтяных операций и
наличия на борту плана
6) необходимости (обязательности) взаимного информирования государств о случаях загрязнения моря с судов;
7)
с правилами по обеспечению
судов специальными
Регулирование
правоотношений по второй проблеме осуществляется
положениями Конвенции
Правоотношения
в рамках третьей проблемы регулируются
нормами Международной
Конвенция 1982 г. содержит минимальные требования по защите морской среды, которые должны быть предписаны национальным законодательством государства участника. Среди них:47
Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды