Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.

На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:

Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОРСКАЯ СРЕДА.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Государство-архипелаг  может устанавливать морские и воздушные коридоры для непрерывного, быстрого прохода и пролета через архипелажные воды, территориальное море и воздушное пространство на ними (п. 1, ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.

     Внутренние  воды, территориальное море и архипелажные воды - лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.

     Однако  классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом их них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус.

     Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус.

     Таким образом, правовая классификация морских  пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и  особенностей правового режима конкретного  морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.30 

     2.2. Международно-правовая охрана Мирового океана 

     Правовая охрана Мирового океана,  его  ресурсов  и  морской среды  обеспечивается  сложной  системой   конвенций,   соглашений, договоров глобального и регионального характера.31

     Загрязнение   нефтепродуктами,   другими   производственными   и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу  Мировому  океану.32

     Поэтому еще в  1954  г.  была  подписана  в  Лондоне  международная конвенция  по  предотвращению  загрязнения  моря  нефтью.  Действие Конвенции было ограничено сравнительно небольшой площадью запретных зон и не охватывало всей акватории океана. Такая  охрана  оказалась недостаточной.  В  1973  г.  Конвенция  1954   г.   была   заменена Международной конвенцией по  предотвращению  загрязнения  с  судов.

     Конвенция 1973 г. касается не только нефти, но и других  перевозимых вредных  веществ,  а   также   отходов   (сточные   воды,   мусор), образующихся на судах в результате их эксплуатации. В приложениях к основному  тексту  изложены  международные   стандарты   допустимых сливов. Установлено, что каждое судно обязано  иметь  сертификат  — свидетельство о том,  что корпус,  механизмы и прочая  оснастка соответствует правилам предотвращения загрязнения моря.  Выполнение этого требования контролируется путем специального  инспектирования при заходах  судов  в  порты.  К  нарушителям  применяются  строгие санкции. Кроме того, в отличие от Конвенции 1954  г.,  ее  действие распространяется на всю акваторию Мирового  океана.  Для  некоторых особо   чувствительных   к   загрязнению    районах    (Балтийское, Средиземное,  Черное  моря)  установлены   повышенные   требования. Установлено  также,  что  любое   судно,   обнаружившее   виновника загрязнения,  обязано  сообщить  об  этом   своему   правительству, которое,  в  свою  очередь,  доводит  об  этом  до  сведения   того государства, под чьим  флагом  плавает  нарушитель,  даже  если  он находится вне пределов национальной юрисдикции.

     Кроме Конвенции 1973 г.,  вопросам  охраны  Мирового  океана  от загрязнения  посвящено  большое  число   других   правовых   актов:33 Конвенция по предотвращению загрязнения  моря  сбросами  отходов и других   материалов   (из   любых    источников),    принятая    на межправительственной конференции  в  Лондоне  13  ноября  1972  г., Конвенция  о  предотвращении  загрязнения   моря   из   источников, расположенных    на    суше,     подписанная     на     конференции западноевропейских  государств   в   Париже   4   июня   1974   г.; Международная конвенция о вмешательстве в открытое  море  в  случае аварий, приводящих к  загрязнению  нефтью  от  29  ноября  1969  г. (Брюссель); Международная конвенция о  гражданской  ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29  ноября  1969  г.  (Брюссель); Конвенция о создании международного фонда для возмещения ущерба  от загрязнения нефтью от 18 декабря 1971  г.  (Брюссель),  Протокол  о вмешательстве  в  открытое  море   в   случаях   загрязнения   моря веществами, не относящимся к нефти от 2 ноября 1973 г.  (Лондон)  и другие.

     Представляет  определенный  интерес  для   теории   и   практики международно-правового  регулирования охраны  Мирового  океана  от загрязнения.34 Соглашение  об  ответственности за  загрязнение моря, связанное с бурением скважин на  нефть  в  открытом  море,  которое подписали 12 международных нефтяных компаний в Лондоне  4  сентября 1974 г. Его основная цель состоит в обеспечении гарантий  выплаты компенсаций лицам и государствам, потерпевшим в результате разливов нефти при авариях на морских буровых скважинах.

     Сложный характер взаимодействия человечества с Мировым океаном и неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к необходимости  кодификации  морского  права.  В   1982   г.   после длительной подготовки была  подписана  Конвенция  ООН  по  морскому праву, состоящая из 320 статей и 9 приложений, которая  всесторонне регламентирует использование и охрану  Мирового  океана.  Более  50 статей этой Конвенции  касаются  охраны  морской  среды  и  морских ресурсов. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.

     Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

     В Женевских конвенциях и Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие  положения по предотвращению их загрязнения  и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.35

     Международная конвенция по предотвращению загрязнения  моря нефтью 1954 г. (в последней редакции) предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

     Международная конвенция относительно вмешательства  в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

     В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с  тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного  захоронения отходов: сброс отходов  с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс. 

     2.3. Международно-правовой механизм защиты   и сохранения морской среды 

     Большая часть поверхности Земли покрыта  водами Мирового океана, который представляет собой целостную систему, влияющую непосредственным образом на климат планеты, растительный и животный мир, на процессы жизнедеятельности человека. В свою очередь человек активным образом влияет на экологическое состояние морской среды. К сожалению, научно-техническая революция привела к ряду неблагоприятных последствий в экосистеме Мирового океана. Интенсификация судоходства, использование морей и океанов для захоронения промышленных отходов и побочных продуктов иных видов жизнедеятельности человека, милитаризация и нуклеаризация Мирового океана, загрязнение морской среды речными стоками привели к появлению острых проблем, связанных прежде всего с загрязнением Мирового океана. Причем эти проблемы носят ярко выраженный глобальный или региональный характер. Поэтому эффективность мер по защите и сохранению экосистемы морей и океанов может быть обеспечена международно-правовыми средствами.36

     Проблема  международной ответственности  государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка.37 Под международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

     В соответствии с современным международным  правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это – международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, – такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей. 
Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

     В международном праве предусмотрено  два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба. 
Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

     К настоящему времени сложился и продолжает развиваться комплексный международно-правовой режим защиты и сохранения морской  среды, включающий регулирование как  по горизонтали (в зависимости от источника загрязнения), так и по вертикали (универсальное и региональное). Значительный вклад в развитие этого режима внесла III Конференция ООН по морскому праву. Принятая на этом форуме Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. рассматривает вопросы экологической безопасности в контексте глобального регулирования всех видов деятельности государств по исследованию и использованию Мирового океана.38

     Наибольшую  опасность для морской среды  представляют различные источники  загрязнения, среди которых принято  выделять:39

     - источники на суше;

     - суда и эксплуатационные сбросы с них;

     - разведка и разработка ресурсов континентального шельфа и Района;

     - захоронение отходов;

     - загрязнение из атмосферы или через нее.

     В 1954 г. в Лондоне на международной  конференции была принята Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Это было первое многостороннее соглашение по защите морской среды. В 1962, 1969 и 1971 гг. в Конвенцию вносились некоторые поправки.

     Следующим важным шагом в этом направлении  было принятие в 1973 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ). Положения Конвенции распространяются на суда любого типа, кроме военных кораблей и судов, состоящих на правительственной некоммерческой службе. Достоинством этого документа являются заявленные в нем единые международные стандарты для предотвращения загрязнения морской среды. Новым позитивным м том Конвенции стало включение в нее положений об «о районах» с более жестким режимом сбросов, чем в других ториях. К таким районам отнесены: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное моря, «район заливов» (Персидский залив) и район Большого барьерного рифа. Контр соблюдением положений Конвенции, а также преследование за ее нарушения возложены преимущественно на государственных суднах. Измененная Протоколом 1978 г. Конвенция МА 73/78 включает 2 протокола и 5 приложений. Конвенция с 1983 г.

Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды