Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.
На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:
Изучить особенности международного права как отрасли, системы знаний.
Рассмотреть особенности правового статуса и режимов морской среды.
Охарактеризовать законодательство по охране морской среды зарубежных государства.
Проанализировать ответственность, предусмотренную за загрязнение окружающей среды в междануродных нормативно – правовых актах.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. 5
1.1. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты 5
1.2. Законодательство зарубежных государств по защите морской среды…………………………………………………………………
8
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды……………………………………………..
16
2.1. Международно-правовой статус и режим морских пространств 16
2.2. Международно – правовая охрана Мирового океана………….. 20
2.3. Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды…………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………. 38
Библиографический список…………………………………………….. 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общая характеристика международного морского права.. | 5 |
|
5 |
|
8 |
Глава 2. Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды…………………………………………….. | 16 |
|
16 |
|
20 |
|
24 |
Заключение…………………………………………………… |
38 |
Библиографический список…………………………………………….. | 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Мировой океан имеет исключительное значение в жизнеобеспечении Земли. Океан – это «легкие» Планеты, сосредоточение огромных богатств полезных ископаемых. Представление о том, что Мировой океан – это якобы неистощимый источник животной пищи, богатой белками, жирами и витаминами, еще во второй половине XIX в. стало встречать критическое отношение и прежде всего со стороны ряда русских ученых-океанологов. Они указывали на возможность оскудения рыбных и некоторых других живых ресурсов морей и океанов вследствие чрезмерно интенсивного и нерационального промысла.
Загрязнение
атмосферы, водной среды, в том числе
морской, использование Мирового океана
для военных целей, торговли, перевозки
нефти и опасных для
Цель курсовой работы – изучение международного законодательства по охране морской среды.
На основе данной цели были выработаны определенные задачи исследования:
При написании работы был исследован теоретический материал, содержащийся в работах ряда ведущих российских юристов-международников, таких как Бекяшев К.А., Блищенко И.П., Бринчук М.М., Киселев В.А., О.С. Колбасов, Колодкин А.Л., Лазарев М.И., Лукашук И.И., Сперанская Л.В. и другие. В работе также использовались законы, подзаконные акты, административные акты, были использованы официальные документы и публикации ООН, в частности, резолюции Генеральной Ассамблеи и рекомендации, принятые как в рамках универсальных, так и региональных международных организаций.
Работа
состоит из следующих частей: введение,
две главы, заключение и библиографический
список.
Глава 1. Общая характеристика международного морского права
1.1.
Международное морское
право: понятие, принципы,
субъекты
Международное морское право - представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.2
Международное морское право по своей природе и содержанию является органической частью общего международного права. Оно создается субъектами международного права, прежде всего, государствами, в соответствии с общими закономерностями образования норм международного права и с учетом своеобразия как деятельности государства на морях и океанах (например, рыболовства, мореплавания и т. д.), так и положения отдельных частей Мирового океана, например, территориального моря, открытого моря и т. д.3 Поскольку международное морское право неотделимо от общего международного права, общепризнанные принципы и нормы последнего, в частности положения Устава ООН, действуют применительно к отношениям и деятельности субъектов международного права на морях и океанах и в воздушном пространстве над ними. Например, мирный проход иностранных судов через территориальное море должен совершаться в соответствии как с нормами, специально относящимися к нему, так и с другими действующими нормами общего международного права, включая принцип, запрещающий угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
Вместе с тем международное морское право содержит специфические, присущие только ему нормы и принципы, например такие, как свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета летательных аппаратов над ними и др.4
Международное морское право на протяжении многих столетий в основном развивалось путем выработки международных обычаев, относящихся к использованию морских пространств, что не препятствовало, однако, заключению отдельных международных соглашений по вопросам обеспечения безопасности мореплавания или регулирования морских промыслов.
В
последние десятилетия
Крупным шагом в развитии международного морского права является принятие III Конференций ООН по морскому праву Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которую подписали представители 159 субъектов международного права и которая вступила в силу 16 ноября 1994 г. РФ стала ее участницей 26 февраля 1997 г.5
Субъектами международного морского права являются:6
- государства;
- международные организации и органы, наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.
Основными источниками международного морского права выступают:7
- международный договор;
- международный обычай.
Принципы международного морского права:8
- свободы открытого моря (ст. 2 Конвенции об открытом море 1958 г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);
- сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
- свободы морских научных исследований (ст. ст. 87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982 г.);
- охраны морской среды (ст. ст. 192, 194 Конвенции ООН 1982 г.);
- использования Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст. ст. 19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982 г.).
Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:9
- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;
- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и вод архипелага;
- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;
- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;
- разработана система мирного урегулирования международных споров.
Среди
международных организаций в области
освоения мирового океана необходимо
отметить следующие: Международная морская
организация (ИМО), которая создана в 1958
г.; Международный морской комитет, учрежденный
в 1897 г. в Бельгии; Межправительственная
океанографическая комиссия, существующая
при ЮНЕСКО; Международная организация
морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
РФ является членом всех указанных международных
организаций.10
1.2.
Законодательство зарубежных
государств по защите
морской среды
В настоящее время большое количество прибрежных государств приняли законы о комплексном (интегрированном) управлении прибрежными морскими зонами и приморской частью побережья, и большое место в таких законах отводится положениям о защите от загрязнения и о предотвращении загрязнения.
Наиболее
разработанным в сфере
Береговые ресурсы национального значения определены в Законе как «участки побережья, подтапливаемые водой, отмели, дюны, наносные острова, рифы, дельты, а также районы обитания рыбных ресурсов и иных животных, если любой из таких районов определен прибрежным штатом как имеющий существенную биологическую ценность, или как районы, которые в силу своих естественных характеристик представляют собой защиту от штормов и ураганов». Законом предусмотрено образование и функционирование Фонда управления прибрежными зонами, а также реализация региональных программ управления прибрежными ресурсами.13
Второй масштабный пример правовой модели оптимизации отношений между пользователями прибрежной и приморской полосы побережья предоставляет европейский опыт.14 Решением Комитета министров Совета Европы в рамках реализации Общеевропейской стратегии биоразнообразия и ландшафтов «Прибрежные и морские экосистемы» была сформирована в 1995 г. группа специалистов по защите прибрежных районов. Эта группа предложила, в частности, чтобы Совет Европы предпринял шаги по разработке проекта Модельного (типового) закона об устойчивом управлении прибрежными зонами, который определил бы содержание концепции прибрежного управления. Соответственно, в 1998 году был разработан и издан такой проект, а также проект Общеевропейского кодекса поведения в прибрежных зонах.15
Как сказано в проекте Модельного закона об устойчивом управлении прибрежными зонами, он учитывает такие международно-правовые источники, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г., Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и протокол к ней 1978 г. (Конвенция МАРПОЛ 73/78), ряд региональных договоров о защите морской среды, а также «Повестку дня на XXI век», принятую на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (в частности, ее раздел 17.11 относительно сотрудничества государств в деле подготовки национальных руководящих принципов комплексного прибрежного управления).16 Структурно - Модельный закон состоит из 17 разделов, разделенных на 81 статью. Прибрежная зона, являясь средоточием масштабных экономических, рекреационных, оборонных и иных интересов прибрежных государств, может устойчиво существовать в этом качестве в случае гармонизированного управления ею; для целей такого управления необходимы «четкие и легко применимые правовые правила», устанавливающие, в частности, ряд ограничений в использовании морского побережья. Цель Модельного закона – на межгосударственном общеевропейском уровне разработать и реализовать политику комплексного управления прибрежной зоной (ст. 4 Закона). Политика такого управления строится на следующих началах: устойчивое развитие; предотвращение причинения вреда природной среде; осторожный подход; восстановление разрушенной природной среды; «загрязняющий платит» и «пользователь платит»; использование наилучших технологий и методов, направленных на сохранение окружающей природной среды; информирование населения и его участие в принятии решений; международное сотрудничество (ст. 8 Закона). Кроме того, в этой же статье Модельного закона подчеркнуто значение защиты экологически хрупких районов; экосистем и видов флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения; совместимости различных видов использования прибрежной зоны. В целом же комплексное прибрежное управление определено в Модельном законе как «устойчивое развитие и использование прибрежных зон, учитывающее экономическое и социальное развитие, связанное с наличествованием моря и в то же время, защищающее ландшафты, хрупкий экологический и биологический баланс во имя настоящего и будущих поколений».17
Информация о работе Международно – правовая ответственность за загрязнение морской среды