Контрольная работа по «Основам идеологии белорусского государства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Основные современные идеологии – либерализм, социализм, консерватизм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях большие социальные группы обрели ясное самосознание

Оглавление

1 Становление идеологии белорусского государства…………………………..3

1.1 Предмет и теория изучения идеологии белорусского государства………..3

1.2 Этапы становления идеологии белорусского государства…………………6

1.3 Становление идеологии белорусского государства

на современном этапе………………………………………………………..13

2 Идеологическая политика в социальной сфере……………………………....17

2.1 Понятие и сущность социальной экономики и политики…………………17

2.2 Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь.

Повышение уровня и качества жизни населения…………………………..19

2.3 Социальная политика в сферах образования, здравоохранения, спорта

и туризма, жилищно-коммунального хозяйства………………………........23

Список литературы……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Договор 1922 года о создании СССР основывался  на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного  государства, которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

    Принцип ограничения суверенитета союзных  республик вошел в Союзный  договор, а затем в Конституцию  СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции  СССР 1977 года теория ограниченного  суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика – суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

    Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой  целую эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории был создан реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

    На  основе БССР в 1991 году была провозглашена  суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным  Советом в марте 1994 года Конституции  Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года. 

    1.3 Становление идеологии  белорусского государства 

          на современном этапе

 

    Третий  период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться  периодом становления идеологии  белорусского государства на современном  этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.

    К концу 1995 года в стране была создана  президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных  и районных Советов непосредственно  президенту. В результате такого шага Верховный Совет Республики Беларусь лишился поддержки на местах. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.

    Результаты  исследования показывали, что в период острого политического кризиса  в общественном мнении в то время  сформировались и занимали доминирующие позиции представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.), партий левой ориентации – ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего законодательного органа республики, по мнению респондентов, были на последнем месте.

    Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте – интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.

    Таким образом, в общественном мнении в  Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом – властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.

    На  третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был  принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно так расценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.

    С референдума 1996 года, по результатам  которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно возникать новые проблемы на пути государственного строительства в Беларуси.

    Накануне  выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был  все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных политических партий пусть лучше "воевали" бы на заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.

    В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.

    Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция  – тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного  шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому – нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.

    Стремление  государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, прежде всего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.

    Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

    Наше  межгосударственное объединение –  не замкнутая система. Союзное государство  открыто для других стран и, в  первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровень  социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.

    В настоящее время наблюдается  некоторая обостренность в отношениях Беларуси и России. Для успешного  развития Беларуси как самостоятельного, суверенного государства недопустимо  проявление элементов, как экономического, так и политического шантажа со стороны России и стран Западной Европы. В стране существуют сильные политические силы, способные проводить внешнюю политику исходя из интересов, прежде всего, Республики Беларусь. Объявленная Президентом многовекторная политика направлена на поддержание дружественных отношений со всеми странами. Особенно это актуально во время Мирового экономического кризиса. Такая политика государства расширяет экономические возможности страны, развивает торговые отношения со странами Западной Европы, привлекает зарубежных инвесторов, что, в конечном счете, должно благоприятно сказаться на благосостоянии наших граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Идеологическая политика  в социальной сфере

    2.1 Понятие и сущность  социальной экономики и политики  

    В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом..

    Социальная  экономика как наука исследует и анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, социальных групп, регионов, общества с учётом разнообразия самих потребностей и потребителей.

    С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных  слоёв и групп населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения – это всё вопросы социальной экономики. Мера соответствия доходов и расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет предмет социальной экономики.

Информация о работе Контрольная работа по «Основам идеологии белорусского государства»