Контрольная работа по "Идеологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Идеология – это система идей, взглядов, теорий, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые они перед собой поставили.
Идеология – это ещё и рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти своё место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

1.Происхождение  и значение термина «идеология»

Идеология – это система  идей, взглядов, теорий, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые  они перед собой поставили.

Идеология – это ещё  и рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая  человеку найти своё место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь.

Термин «идеология»  имеет древнегреческое происхождение  и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение).

Одним из первых термин «идеология»  предложил французский философ  Антуан Дестют де Траси (1754-1836), принадлежащий к школе идеологов, куда входили также К.Ф. Вольней (1757-1820) и П.Ж. Кабанис (1757-1808). В книге «Элементы идеологии» Антуан Дестют де Траси определил идеологию как учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики, этики, а также способности, умения и оценки в различных областях. Он рассматривал идеологию как синоним научного анализа, позитивного знания. Идеология представала не только как наука о происхождении человеческих идей, но и основание всего комплекса наук о природе и человеческом обществе.

Де Траси понимал  под идеологией также знания, очищенные  от всяких интересов тех или иных социальных сил, полезные для всего  общества в целом. Эта трактовка  идеологии несет на себе отпечаток  веры философов-просветителей в способность разума преобразовывать общество на благо всех его членов.

Однако очень скоро  данный термин приобрел противоположное, уничижительное значение. Идеология  стала связываться с оторванной от реальной действительностью игрой  мысли, с утопическим прожектерством. Во многом в этом был повинен Наполеон, бывший в течение ряда лет властителем дум европейской образованной публики. Он резко высмеял первых идеологов, назвав их непрактичными мечтателями и опасными авантюристами. Наполеона, в известном смысле, можно назвать предшественником сторонников концепции «конца идеологий», которые в 50-е – 60-е годы ХХ в. отстаивали прагматизм в политике, боролись с доктринерством. Идеология, таким образом, через несколько лет после своего рождения утратила репутацию позитивной концепции. Она приобрела значение частичного и искаженного знания о социуме, которое может быть исправлено только политическим реализмом.

Огромную роль в развенчании  идеологии сыграл Карл Маркс. Разделенное  на классы общество, согласно Марксу, не может основываться на беспартийном знании, отвечающем интересам всего общества. Напротив, идеи базируются на антагонистической практике, которая делает общество ареной столкновения непримиримых интересов. Идеологические течения, поэтому являются всегда узко партийными; они отражают особые интересы и настроения враждебных социальных классов. Кроме того, идеи не только вырастают из антагонистической социальной практики; они также помогают воспроизводить ее. Идеология подчинена интересам правящих групп; ее важнейшая функция заключается в отстаивании существующего способа производства с его отношениями господства и подчинения.

Маркс и Энгельс, как  известно, не называли созданное ими  учение идеологией. Чаще они прибегали  к терминам «мировоззрение», «миросозерцание». Понятие «идеология» использовалась основоположниками марксизма преимущественно для обозначения ложного сознания, извращенного отражения объективной действительности.

Однако в ХХ веке сам  марксизм был объявлен идеологией, хотя и идеологией иного типа, нежели буржуазная, а именно идеологией научной и отражающей интересы самого передового класса – пролетариата. Приоритет в изобретении термина «научная» идеология принадлежит Ленину, который в одной из своих ранних работ («Что делать?») писал: «Социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, то есть он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т.д. и т.п.».

Вслед за де Траси, термин «идеология» стали употреблять Вольней, Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.

Итальянский социолог Вильфредо  Парето (1848-1923) понимал под идеологией демагогические ухищрения, которым  придается теоретическая форма для маскировки нелогического характера политических действий. Идеологические концепции Парето называл «деривациями», т.е. вторичными, «производными» по отношению к чувствам явлениями, которые принимаются людьми не столько потому, что кого-то в чем-то убеждают, сколько потому, что ясно выражают их желания и эмоции и находят путь к их проявлению. Поэтому, даже будучи логически несостоятельными, идеологии имеют важное социальное значение и огромную мобилизующую силу.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция социолога Карла Мангейма (1893-1947). По его мнению, идеология – это способ социально-группового мышления, который создает различные концепции социального мира и превращает мышление в орудие коллективного действия. Носителями идеологии в учении Мангейма выступают не классы, как у Маркса, а профессиональные слои, поколения и иные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. Соглашаясь с Марксом в том, что бытие определяет сознание, Мангейм полагал, что любые социально значимые идеи и истины относительны, поэтому идеологии – это не столько ложь, сколько заблуждение.

Мангейм делил идеологии  на тотальные и частичные. Тотальные  идеологии охватывают все мировоззрение, определяют характер всей структуры сознания соответствующей эпохи или группы. Они способны всецело упорядочивать индивидуальные картины мира. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне или отображают отдельные фрагменты реальности, такие как форма правления, функции государства, избирательная система и др., не влияя на все мировоззрение.

 

2.Основные  идеологические течения современности

Важными политическими  идеологиями и социально-политическими течениями современности являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и фашизм.

Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.

Термин “либерализм” происходит от латинского “liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения либерализма  включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной рамками традиций.

 К “классикам”  либерализма относятся Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В.  Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль  и др.

Либерализм – это  прежде всего идеология Просвещения, контрмодель абсолютизма. Либералы выступили против социального базиса абсолютизма– сословного порядка и сословных привилегий. Основываясь на христианской доктрине и идеях философии о “естественном праве” (с их принципами свободы и равенства всех людей), либералы расширили их до “основных прав личности”. Теоретическое ядро либерализма составляют:

1)доктрина “естественного состояния”;

2)теория “общественного  договора”; 

3)теория “суверенитета народа”;

4)неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).

Основными принципами либерализма  являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства.

 Главной ценностью либерализма является свобода.

 Свобода является  ценностью во всех идеологических  доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме – это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы означало право поступать до собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей.

Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии в ответ на идеологию либерализма. Его основатель – Эдмунд Берк (1729–1797). Во Франции к консерваторам такого типа принадлежали Ж. де Местр и Л. де Боланд. В 1790 г. в самом начале Французской революции, еще до казни королевской семьи и развертывания якобинского террора, Берк написал “Размышления о революции во Франции”, где сформулировал главные принципы консерватизма.

Основными принципами консерватизма, которые мы можем найти уже  у Э. Берка, являются: ограниченность сферы человеческого разума в переделке мира, созданного Божественной волей, что предполагает существование высшего морального закона, которому человек обязан следовать; вытекающая отсюда необходимость подчинения человека государственной власти; власть как справедливость природы; греховная природа человека, требующая обуздания его страстей; естественное неравенство людей, выводящее на существование общественных классов и групп; включенность человека в коллективные структуры, в том числе его уважение (подчинение) традициям предков.

Исходя из этих принципов, можно назвать и основные ценности консерватизма: история, жизнь, закон, порядок, дисциплина, общественная стабильность, традиции, семья, нация, государство и общество, власть, иерархия, религия.

В своем исследовании консерватизма К. Мангейм показал эволюцию консервативной мысли, выразившуюся, в частности, в ее трактовке главной ценности либерализма – свободы. Консерватизм счел за лучшее не отрицать свободу как ценность, а придать ей такое значение, чтобы она не угрожала одной из главных ценностей консерватизма – стабильности общества и безопасности государства. Поэтому консерватизм сосредоточился на идее равенства, глубоко скрытой в либеральной трактовке свободы, и через доказательство того, что все люди уникальны и неповторимы по своим талантам и способностям, т.е. не равны, стал трактовать свободу как способность развиваться без препятствий со стороны других в соответствии со своей личностью.

Консерватизм, так же как и либерализм, – развивающееся  явление. При гос-подстве частной  собственности в условиях раннего капитализма он воспри-нял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929–1933 гг. и кейнсианские идеи умеренного социального реформаторства и государства благосостояния. После войны сложился и тот либерально-консервативный консенсус по поводу основных ценностей, который не позволяет рассматривать современных консерваторов как противников прогрессивных преобразований, анти демократов, противников капитализма или свободного рынка и т.д. Наоборот, когда реформистский консерватизм, возникший после Второй мировой войны, в 70–80-е гг. сменился современным типом консерватизма, то именно последний провел решительно и эффективно те преобразования, на которые не отваживались западноевропейские демократы и социалисты.

В середине XIX в. в Западной Европе зародился марксизм. Он стал идеологией пролетариата, появившегося вследствие промышленного переворота. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую  внимание на революционных методах  построения «светлого коммунистического будущего». Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксизма. Доктринальные основы марксизма выводились из возможности познания окружающей действительности и формулирования законов общественного развития.

 Знание законов  позволяет безошибочно определить  пути преобразования общества. Схема  исторического прогресса была  крайне односторонней и сводилась  к обусловленности общественных  изменений уровнем материального производства, исключая культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются в недрах предшествующей на базе частной собственности, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства.

 Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии, а следовательно и жесткая классовая борьба, были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. В качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

 Малореалистичным  представляется сам коммунистический  идеал, в котором первая фаза  коммунизма - социализм рассматривается  как переходный этап ко второй фазе - собственно коммунизму. Наиболее существенный недостаток, который обнаруживает коммунистическая теоретическая конструкция, состоит в игнорировании природы человека, естественного неравенства людей, а также в игнорировании объективной тенденции общественного прогресса, состоящей в нарастании многообразия социальных интересов и форм разделения труда. В основу же модели коммунистического общества положен принцип монизма, предполагающий преодоление экономического, социального, политического и духовного многообразия

 интересов и потребностей. Критерием прогресса форм экономической,  социальной, политической и духовной  жизни признается их соответствие  интересам самого передового  класса -пролетариата. Считается, что  установление общественной собственности  на средства производства автоматически ликвидирует все формы социального неравенства.

Информация о работе Контрольная работа по "Идеологии"