Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:00, контрольная работа
1. Раскройте форму государственного устройства, форму правления и политический режим современной России
2. Дайте классификацию и раскройте основания, по которым классифицируются основные конституционные права и свободы человека и гражданина.
3. Раскройте отличие возмездного изъятия предмета от конфискации предмета по действующему административному законодательству.
По предмету:
«Основы государства
и права»
Вариант
№ 1
Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Форма
государства - это его устройство,
выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между
людьми и государством, между государством
и людьми в процессе управления ими
(политический режим), в способах организации
высших органов государственной власти
(форма правления) и в административно-
Под
формой государственного устройства понимается
внутреннее строение государства , его
деление на составные части – административно-
Существует две основные разновидности форм государственного устройства: унитарное государство и федеральное государство.
Унитарное
государство является наиболее простой
формой государственного устройства.
Оно выступает как единое, централизованное
государственное образование. Государство
делится при этом лишь на административно-
Для унитарного государства свойственны также наличие единой финансовой и налоговой системы, единого гражданства, единых вооруженных и полицейских сил, единого неделимого суверенитета.
Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более многогранной формой.
Федеральное
государство состоит из ряда государств
или государственных
Федерацией по своему государственному устройству является и Россия.
Федеральное устройство России основывается на таких принципах, как:
Под формой правления понимается организация государства и государственной власти, включающая в себя порядок образования, структуру и статус высших органов государственной власти, а так же порядок взаимоотношений между ними и с населением.
Формы
правления различаются в
При монархической форме правления источником и носителем государственной власти является монарх, при республиканской – народ и выборные государственные органы.
Республиканская форма правления свойственна не только устоявшимся типам государства, но и переходным по своему характеру и содержанию государствам. Речь идет о постсоветских и постсоциалистических государствах – России, Украине, Республике Беларусь, Польше, Венгрии и др.
В них ярко выраженной разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случае и порядке предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договора Российской Федерации, подписывает ратифицированные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.
Политический режим включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.
О
характере режима существующего
в той или иной стране, могут
свидетельствовать самые
Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.
Политический
режим как элемент формы
Политический режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.
Основной
закон государства –
Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.
Что же такое «основные права и свободы человека и гражданина»?
Понятие «основные права и свободы человека и гражданина» возникло в 18 веке, когда впервые прозвучало во французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1783 года. Идеи просветителей, провозглашенные в данном документе были поддержаны впоследствии конституциями многих государств – начиная с первой американской конституции и до наших дней.
Думается, нужно обратить особое внимание на то, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал столь значимое место в предыдущих Конституциях нашей страны – появился он лишь в Конституции 1937 года, да и то, в числе последних глав. В Конституции 1978 года он был поставлен уже на второе место.
В 1991 году начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.
22
декабря 1991 года была принята
Декларация прав и свобод
Подписав
10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию
«Надежды и проблемы времени перемен»,
Российская Федерация подтвердила
свои обязательства соблюдать
Во
исполнение этих обязательств 21 апреля
1992 года были внесены изменения в
действующую в то время Конституцию
(1978 года) – раздел II «Государство и
личность» был заменен с
Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и в настоящее время.
Именно в ней по логике построения, первая статья провозглашает основы устройства общества, на которые опираются права и свободы человека и гражданина, члена этого общества, провозглашенные уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена этому правовому институту. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества»[2] [2]
Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть – находится в стадии принятия, так этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов.
Следуя положению «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993г. провозглашает, что « основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»[3] [3].
Важно отметить, что Конституция признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.
Конституция определяет основные свойства прав и свобод:
-
Неотчуждаемость – т.е. ни
- Естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.
Вместе с тем, осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод - это декларируется в ч.3 ст.17 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу.
Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
Тем не менее, говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[4] [4] - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[5] [5].
Информация о работе Контрольная работа по "Основы государства и права"