Контрольная работа по "Основы государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте форму государственного устройства, форму правления и политический режим современной России
2. Дайте классификацию и раскройте основания, по которым классифицируются основные конституционные права и свободы человека и гражданина.
3. Раскройте отличие возмездного изъятия предмета от конфискации предмета по действующему административному законодательству.

Файлы: 1 файл

Основы государства и права .doc

— 78.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
 

По предмету: «Основы государства и права» 
 

Вариант № 1 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Раскройте форму государственного устройства, форму  правления и политический режим современной  России.

    Признаки  государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

    Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между  людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

    Под формой государственного устройства понимается внутреннее строение государства , его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает характер отношения государства в целом или его частей.

    Существует  две основные разновидности форм государственного устройства: унитарное государство и федеральное государство.

    Унитарное государство является наиболее простой  формой государственного устройства. Оно выступает как единое, централизованное государственное образование. Государство делится при этом лишь на административно-территориальные части. Здесь характерно существование общих для всей страны высших органов законодательной власти, органов управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

    Для унитарного государства свойственны  также наличие единой финансовой и налоговой системы, единого  гражданства, единых вооруженных и  полицейских сил, единого неделимого суверенитета.

    Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более многогранной формой.

    Федеральное государство состоит из ряда государств или государственных образований  – членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории  каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы. Аналогично обстоит дело с  конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Государства федерального устройства – это Германия, Австрия, Канада, США, Индия и др.

    Федерацией  по своему государственному устройству является и Россия.

    Федеральное устройство России основывается на таких принципах, как:

  • государственная целостность,
  • единство государственной власти,
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,
  • равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

    Под формой правления понимается организация  государства и государственной  власти, включающая в себя порядок  образования, структуру и статус высших органов государственной  власти, а так же порядок взаимоотношений между ними и с населением.

    Формы правления различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом или же она принадлежит  коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая  форма правления; во втором – республиканская.

    При монархической форме правления  источником и носителем государственной  власти является монарх, при республиканской  – народ и выборные государственные  органы.

    Республиканская форма правления свойственна  не только устоявшимся типам государства, но и переходным по своему характеру и содержанию государствам. Речь идет о постсоветских и постсоциалистических государствах – России, Украине, Республике Беларусь, Польше, Венгрии и др.

    В них ярко выраженной разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случае и порядке предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договора Российской Федерации, подписывает ратифицированные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

    Политический  режим включает в себя не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.

    О характере режима существующего  в той или иной стране, могут  свидетельствовать самые разнообразные  факторы. Однако наиболее важные из них  следующие: способы и порядок формирования органов государственной власти; порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведке и др. аналогичных им структур; степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы решения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

    Следует иметь в виду, что классификация  политических режимов в теории государства  рассматривает именно их типы, которых  в чистом виде в реальной истории не существует.

    Политический  режим как элемент формы государства  обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

    Политический  режим, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

 

  1. Дайте классификацию и раскройте основания, по которым классифицируются основные конституционные права и свободы человека и гражданина.

    Основной  закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы  конституционного строя» декларирует  положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

    Не  случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых,  провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью  государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

    Что же такое «основные права и  свободы человека и гражданина»?

    Понятие «основные права и свободы  человека и гражданина» возникло  в 18 веке, когда впервые прозвучало во французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1783 года. Идеи просветителей, провозглашенные  в данном документе были поддержаны впоследствии конституциями многих государств – начиная с первой американской конституции и до наших дней.

    Думается, нужно обратить особое внимание  на то, что раздел о правах человека и гражданина  не всегда занимал столь значимое место в предыдущих Конституциях   нашей страны – появился он лишь в Конституции 1937 года, да и то, в числе последних глав. В Конституции 1978 года он был поставлен уже на второе место.

    В 1991 году начался новый период в  правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.

    22 декабря 1991 года была принята  Декларация прав и свобод человека  и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом:

    Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды и проблемы времени перемен», Российская Федерация подтвердила  свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

    Во  исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в  действующую в то время Конституцию (1978 года) – раздел II «Государство и  личность» был заменен с незначительными  коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, этого было недостаточно, так как данный раздел не был органично связан с остальным текстом Конституции.

    Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и в настоящее время.

    Именно  в ней по логике построения, первая статья провозглашает основы устройства общества, на которые опираются права и свободы человека и гражданина, члена этого общества, провозглашенные уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена этому правовому институту. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться  в качестве достойного члена общества»[2] [2]

    Содержание  главы 2 Конституции РФ соответствует  общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть – находится в стадии принятия, так этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов.

    Следуя  положению «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993г. провозглашает, что « основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»[3] [3].

    Важно отметить, что Конституция признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

    Конституция определяет основные свойства прав и  свобод:

    - Неотчуждаемость – т.е. ни одно  из прав не может быть изъято  государством или ограничено  в объеме без указания этих  ограничений (лишь в строго установленных случаях – на основе Конституции и закона). Кроме того, человек не может  взять на себя ответственность пред кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав (ст.60 Конституции РФ).

    - Естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав   совпадает с моментом рождения человека.

    Вместе  с тем, осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод - это  декларируется в ч.3 ст.17 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу.

    Таким образом, устанавливается необходимое  равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами  и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

    Тем не менее, говоря об основных правах и  свободах нельзя не сказать, что в  отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»[4] [4] - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»[5] [5].

Информация о работе Контрольная работа по "Основы государства и права"