Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:48, реферат
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций характеризуется существенными изменениями методов и форм установления договорных связей с иностранными партнерами. Применение правовых норм в области международных экономических отношений имеет ряд особенностей. Предприниматель, выходящий на внешний рынок, должен обладать определенным объемом правовых знаний об особенностях договора международной купли-продажи товаров, о действующем во внешней торговле правовом режиме.
** См.: Основы гражданского законодательства Союза СССР и Союзных Республик //Ведомости Союза народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 26. – Ст. 733. Действует в части, не противоречащей ГК РФ.
Следует иметь в виду, что коллизионная норма имеет отсылочный характер. Ею можно руководствоваться только вместе с определенной материально-правовой нормой, к которой отсылает коллизионная норма, она выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота, в нашем случае – продавца и покупателя по договору международной купли-продажи товаров.
Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961 г.) в ст. VII установила, что арбитры будут использовать закон, установленный в соответствии с коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в конкретном споре применимой*. Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (1980 г.) закрепила принцип единообразного коллизионного регулирования для участвующих в ней стран**.
* Подробнее см.: Розенберг М.Г. О применимом праве //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1995. – № 9. – С. 74–81; Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров. – М., 1995. – С. 31–32.
** Подробнее см.: Бардина М.О. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС // Хозяйство и право. – 1997. – № 4. – С. 14–126; Вилкова Н. Унификация коллизионных норм в сфере международных коммерческих контрактов (Гаагские конвенции) //Хозяйство и право. – 1997. – № 11. – С. 131-136; № 12. - С. 139-145.
В российском законодательстве содержится прямое указание на возможность или необходимость применения положений законодательства иностранных государств (раздел VII "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров" "Основ гражданского законодательства" (1991 г.)). В частности, ст. 166 Основ содержит правила о применимом праве по обязательствам их внешнеэкономических сделок.
7.5. Источники правового регулирования договора международной купли-продажи товаров
В юридической науке, говоря об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма. Источники правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров имеют определенную специфику. К основным источникам относят международные договоры, отечественное законодательство, обычаи.
Практически во всех странах приняты законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие отношения по международной купле-продаже. Например, во Франции, Германии, США, Швейцарии такие нормы содержатся в торговых кодексах. В Великобритании приняты специальные законодательные акты по международной купле-продаже (Закон Великобритании 1979 г. о купле-продаже товаров, Единообразный закон о международной купле-продаже).
В России принят Федеральный закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"*. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с законодательством РФ. Особо оговорено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11).
* Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 42. – Ст. 3923.
В соответствии со ст. 13 названного Закона государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенного тарифа) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ. В законе установлено, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Действуют принципы недискриминации и добросовестности в коммерческой практике. Установлено, что сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Соблюдать при заключении и исполнении договора международной купли-продажи товаров необходимо не только общие предписания отечественного права, применимые к имущественному обороту, но и специальные нормы внутригосударственного законодательства, в частности, валютного, таможенного, финансового, контроля за экспортом и импортом и др. К отношениям, возникшим на основании такого договора, может применяться как российское, так и зарубежное право, поэтому имеющийся у российских предпринимателей опыт заключения и исполнения контрактов на внутреннем рынке далеко не всегда может восполнить отсутствие специальных знаний.
Согласно господствующей в отечественной доктрине точке зрения международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т. е. преобразования в норму внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта. Следует отметить, что после трансформации эти нормы сохраняют автономный характер по отношению ко всей системе права данной страны в целом.
В Российской Федерации вопрос о соотношении международного договора и отечественного закона решается следующим образом. Согласно Конституции России 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2 ст. 7 ГК РФ). Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. В практике международной торговли применяются следующие основные источники регулирования отношения внешнеторговой купли-продажи:
• Конвенция о признании и приведении исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.)*;
* См.: Закон //Журнал Для деловых людей. - 1995. - № 12. - С. 45-48.
• Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961г.)*;
• Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.)**;
• Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (Рим, 1980)***;
• Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.)****;
• Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.)*****;
• Соглашение между государствами – участниками СНГ от 20 марта 1992 г. "Об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств"****** и другие международные Конвенции, соглашения и прочие акты, регулирующие внешне-экономическую деятельность*******.
В практике международной торговли наиболее широко применяется Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Она была подписана в Вене 11 апреля 1980 г.******** и вступила в силу 1 января 1968 г. для государств, которые на тот момент ратифицировали ее или присоединились к ней.
* См.: Закон // Журнал для деловых людей. – 1995. – № 12. – С. 40–45.
** Российская Федерация как правопреемник Союза ССР с 24 декабря 1991 г. является участником названных конвенций ООН. См.: Закон //Журнал для деловых людей. – 1994. – № 12. – С. 76–81. Более подробно о Конвенции см., например: Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. – М: Юридическая литература, 1993. – С. 129–130.
*** Вступила в силу с 1 апреля 1991 г. Более подробно о Конвенции см.: Бардина М. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС //Хозяйство и право. - 1997. - № 4. - С. 114-126.
**** Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. – М.: Юридическая литература, 1994.
***** Конвенция выработана на чрезвычайной сессии Гаагской конференции международного частного права. См. подробнее: Богуславский М.М. Международное Частное право. – М.: Международные отношения, 1994. – С. 218–219.
****** См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1995. – № 12. – С. 72–75.
******* См.: Закон //Журнал для деловых людей. – 1995. – № 12. – С. 8–9; Перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют Арбитражные Суды России. См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1995. - № 11. - С. 82-85.
******** 23 мая 1990 г. Союз ССР присоединился к Венской конвенции 1980 г. См.: Постановление Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 23. – С. 428. На территории России Конвенция вступила в силу с 1 сентября 1991 г., на территории Белоруссии – с 1 ноября 1990 г., Украины – с 1 февраля 1991 г. По состоянию на 1 июня 1992 г. Конвенция ООН 1980 г. действовала для 32 государств. На 17 июня 1994 г. Конвенцию ООН 1980 г подписали 4 государства, ратифицировали, присоединились, одобрили и заявили, о правопреемстве 38 государств.
Венская конвенция 1980 г. состоит из четырех частей, 101 статьи и подробно определяет порядок заключения договора международной купли-продажи товаров (часть II) и его основные условия (часть III). Применение ее ограничивается договорами купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных договаривающихся государств, или случаями, когда к договору применимо право государства – участника Конвенции (ст. 1). Следует учитывать, что Венская конвенция 1980 г. не регламентирует все аспекты международной купли-продажи. Она определяет специальные торговые термины в отношении поставки товаров и способов определения цены (глава II), а также переход права собственности на товар.
В соответствии со ст. 7 (2) указанной Конвенции если вопросы, относящиеся к предмету ее регулирования, прямо в ней не разрешены, они подлежат разрешению в соответствии с общими принципами Конвенции; при их отсутствии – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.
Некоторые виды продаж под действие Венской конвенции 1980 г. не подпадают. Например, продажи с аукциона, продажи ценных бумаг, судов воздушного и водного транспорта, электроэнергии. Конвенция не определяет порядок расчетов по внешнеторговому договору купли-продажи и сроки исковой давности.
Положения Венской конвенции 1980 г. носят диспозитивный характер, т. е. она предоставляет сторонам договора право в условиях контракта исключить ее действие, отступить от любого из ее положений или изменить ее действие (ст. 6). Если в договоре купли-продажи таких отступлений не предусмотрено, к нему должны применяться нормы Венской конвенции 1980 г.
В практике международной торговли широко применяются международно-правовые обычаи*. Их разновидностями служат торговые обычаи.
* Обычаи – это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы.
Торговый обычай
Торговый обычай (custom in trade) – общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгового обмена на основании длительного, систематического и единообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источниками права, хотя нигде не зафиксированы. Этим обычаи отличаются от норм закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.
Торговые обычаи как разновидность международно-правовых обычаев широко применяются во внешнеторговом обороте. Прямые отсылки к ним содержатся в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации, а также в актах, регулирующих порядок разрешения споров по договорам международной купли-продажи товаров, например, в Венской конвенции 1980 г. (ст.9).
Постоянно действующий в России арбитражный орган – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры с учетом торговых обычаев (п. 3 ст. 28)*.
* См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. - № 32. - Ст. 1240.
Применение принятых в международной торговой практике обычаев осуществляется арбитражным судом в следующих случаях:
• такое применение обусловлено в контракте, из которого возник спор;
• к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению;
• применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре;
Информация о работе Институт международной коммерческой сделки