Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 00:49, лекция
Международный коммерческий арбитраж это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основною целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т. е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т. е. вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.
Лекция №16. Международный коммерческий арбитраж.
Одним из важнейших институтов современного права является международный коммерческий арбитраж. Имея длительную и многогранную историю своего правового развития, международный коммерческий арбитраж превратился к настоящему времени в широко известный и часто используемый институт урегулирования внешнеэкономических споров гражданско-правового характера наряду с судебной процедурой.
Международный коммерческий арбитраж это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основною целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т. е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т. е. вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя «иностранный элемент» в той или иной форме.
Но нужно пояснить, что наиболее существенным аспектом юридической природы международного коммерческого арбитража, как и всего института третейского судопроизводства выступает его негосударственный характер, что позволяет отличить его от государственного суда. Государственный суд и коммерческий арбитраж представляют собой самостоятельные юрисдикционные органы, имеющие различную юридическую природу. Представляется, что Международный коммерческий арбитраж не входит в судебную систему государства. Его организация и деятельность определяются Законом “О МКА” . Ни законодательство о судоустройстве, ни процессуальное законодательство Российской Федерации к международному коммерческому арбитражу не применяются. На практике это различие проявляется в том, что целый ряд вопросов процессуального характера, возникающих в ходе арбитражного разбирательства, может быть разрешен при непосредственном участии государственного суда с использованием его властных полномочий.
Можно утверждать, что термин «международный» в понятии международного коммерческого арбитража носит условный характер, поскольку такой арбитраж допускается или учреждается по национальному праву и руководствуется в своей деятельности определенными нормами национального процессуального права. В конечном итоге по своей природе он является национально-правовым институтом, поскольку споры между физическим и юридическими лицами относятся к национальной юрисдикции. Термин «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров -коммерческие споры международного характера, то есть споры, вытекающие из международной торговой и иной экономической деятельности частных лиц. Иными словами - это споры, возникающие между сторонами международных коммерческих сделок.
Существуют два вида международного коммерческого арбитража: институциональный и изолированный (ad hoc). Институциональный арбитраж является постоянно действующим органом, созданным как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации.
Отметим, что в РФ имеются два старейших институционных третейских суда, работающих в сфере международного коммерческого арбитража. Это - Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), созданный в 1932 г., (бывшая ВТАК) и Морская арбитражная комиссия (МАК), созданная в 1930 г., при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Оба эти арбитража подчинены Закону Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7. 07 93 г.
Принятие Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. впервые в отечественной истории правового развития создало цельную законодательную базу для развития третейского суда в области международной торговли.
Российский закон был принят на основе типового закона о международном коммерческом арбитраже, который был разработан Комиссией по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1985 г.
Важным результатом принятия этого закона стало достижение международной унификации правового регулирования этого способа альтернативного разрешения споров в России с законодательством более тридцати иностранных государств, также использовавших Типовой закон ЮНСИТРАЛ при реформировании или создании своих национальных законов о международном коммерческом арбитраже.
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г., а именно п. 2 ст. 1 предусматривает категории споров, такие как споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей. Закон вместе с тем предусматривает определенные споры, которые не могут передаваться в международный коммерческий арбитраж. Закон гласит: Настоящий Закон не затрагивает действия какого-либо другого закона Российской Федерации, в силу которого определенные споры не могут передаваться в арбитраж или могут быть переданы в арбитраж только в соответствии с положениями иными, нежели те, которые содержатся в настоящем Законе.
Закон определяет основные принципы, а регламенты их развивают и дополняют, но не могут противоречить Закону. В то же время, стороны имеют право сами договориться о процедуре ведения разбирательства третейским судом.
Большое значение для международного коммерческого арбитража имеет наличие обширной международно-правовой базы. Его деятельность опирается на большое число международных конвенций. Среди международных соглашений России в области международного коммерческого арбитража можно выделить: универсальные международные конвенции и документы, конвенции регионального характера, многосторонние и двусторонние договоры.
Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) и соответствующим ее предписаниям международные договоры РФ являются частью правовой системы Российской Федерации, а их правила подлежат применению вместо правил российского законодательства, если они отличаются от них.
Не составляют исключения и международные договоры Российской Федерации по вопросам международного коммерческого арбитража. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве об арбитраже (третейском суде), то применяются правила международного договора.
Назовем основные международные договоры и документы в данной сфере: Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. В них участвует около 90 государств, в том числе с 7 марта 1955 г. Россия — в порядке правопреемства; Конвенция о приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-йоркская конвенция 1958 г.), в ней участвует 116 государств; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (Вашингтонская конвенция 1965 г.). Россия подписала ее, но пока не ратифицировала; Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская конвенция 1961 г.). Хотя это региональная европейская конвенция, но к ней присоединились Куба и Буркина-фасо. В Женевской конвенции участвует около 30 государств. Россия — с 27 июня 1962г.;Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Московская конвенция 1972 г. в рамках СЭВ); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г. в рамках СНГ); Межамериканская конвенция о между народном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция 1972 г. в рамках Организации Американских Государств);Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческомарбитраже 1985 г. На его основе свыше 30 государств приняли свое арбитражное законодательство, в том числе и Россия; Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г; Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980г; Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966г.
Положения о коммерческом арбитраже получили отражение во многих двусторонних международных торговых договорах Российской Федерации. Главное внимание в большинстве таких договоров уделено признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений (например, в двусторонних договорах с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Латвией, Литвой, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, Украиной, Узбекистаном, Эстонией).Содержатся положения по вопросам арбитража и в Общих условиях поставок, носящих факультативный характер, применяемых между российскими организациями и фирмами., Россия — сторона ряда двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите инвестиций, содержащих положения об арбитражном порядке рассмотрения споров.
Разумеется, в рамках данной работы рассматривать каждый из перечисленных документов не имеет смысла, поэтому следует остановиться подробно лишь на некоторых из них, наиболее важных и значимых.
Начнем Нью-йоркской конвенции “О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.”.
Предметом регулирования Нью-йоркской конвенции явились не только процедура признания и исполнения иностранных арбитражных решений, но и некоторые аспекты, касающиеся арбитражного соглашения. Нью-йоркская конвенция включила в свое содержание положения, касающиеся арбитражного соглашения как основания для осуществления в дальнейшем арбитражного разбирательства и вынесения решения.
Основным объектом регулирования Нью-йоркской конвенции является иностранное арбитражное решение. Иностранный характер решения по смыслу Конвенции (п. 1 ст. I) определяется либо фактом вынесения его за границей или фактом непризнания такого решения в качестве внутреннего в том государстве, в котором испрашивается его исполнение. Из текста ст. 1 Нью-йоркской конвенции следует, что она не распространяется на соглашения, заключенные в процессе арбитражного разбирательства и не оформленные в виде арбитражного решения.
Определяя предмет арбитражного решения. Нью-йоркская конвенция дает общее его понятие, устанавливая, что под арбитражным решением понимается решение по спорам между как физическими, так и юридическими лицами (п. 1. ст. I).
Основным положением Нью-Йорской конвенции является ст. III, в соответствии с которой каждое Договаривающееся государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений.
Нью-йоркская конвенция
устанавливает исчерпывающий
На территории Российской
Федерации Нью-йоркская конвенция
действует в порядке
Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. была принята представителями 22 европейских государств в Женеве, подписана и ратифицирована, в числе других государств СССР. Как отмечается в преамбуле Конвенции, ее участники руководствовались желанием содействовать развитию европейской торговли путем устранения по мере возможности некоторых затруднений в функционировании внешнеторгового арбитража.
Европейская конвенция является своеобразным дополнением Нью-Йоркской конвенции, создавая вместе с ней прообраз системы регулирования международного коммерческого арбитража. Она унифицирует формальные условия действительности арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме и подписано обеими сторонами или должно содержаться в обмене письмами, телеграммами или в сообщениях по телетайпу. (См. п. 2 (а) ст. 1 Европейской конвенции).
Большое внимание в ней
уделено принципам
Европейская конвенция предусматривает также возможность вмешательства государственных судов в арбитражное разбирательство. Данное вмешательство возможно как до возбуждения дела, так и в ходе его рассмотрения, а также после прекращения производства по делу. Так, государственный суд вправе вынести определение о временных мерах или мерах предварительного обеспечения до возбуждения арбитражного разбирательства. Однако просьба одной из сторон о принятии таких мер, направленная в государственный суд. не должна рассматриваться в качестве ее несовместимости с арбитражным соглашением или в качестве передачи дела в государственный суд для разрешения его по существу.
Можно утверждать, что значительную роль в сфере международного коммерческого арбитража сыграла Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ, учрежденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году,
Пожалуй, самым важным результатом усилий ЮНСИТРАЛ при унификации правовых норм в сфере арбитражного процесса стали разработка и принятие 21 июня 1985 года Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже". Этот документ предназначался для оказания содействия странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства, регулирующего арбитражную процедуру.
Положения Типового закона были восприняты в законодательстве уже нескольких десятков государств, причем во многих из них принимались законы общего характера, т. е. распространяющиеся на сферу как международного, так и внутреннего арбитража. Типовой закон, положения которого не вступают в противоречие с действующими международными соглашениями в области арбитража и носят в большинстве случаев диспозитивный характер, содержит ключевые понятия и охватывает основные фазы арбитражного процесса. Он включает 36 статей, размещенных в 8 главах.