Якобинская диктатура во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Экономический кризис, массовые беспорядки, разраставшееся восстание крестьян Вандеи, поражение при Неервиндене (18 марта 1793) связанного с жирондистами Дюмурье и его переход на сторону врага предопределили падение этой партии и гибель ее вождей. Переход власти к монтаньярам в результате очередного восстания парижан 31 мая - 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789.

Оглавление

Введение 4
1. Исторический очерк. 5
2. Якобинская диктатура. 11
3. Организация революционной власти. 17
Заключение. 31
Список литературы 33
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 34
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 81.41 Кб (Скачать)

В Конституции  был закреплен специальный механизм («охрана Конституции»), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений. Для этого была предусмотрена  возможность лишения отдельных  лиц конституционных прав, запрета  политических партий в силу их «антиконституционности», не допускался пересмотр основополагающих статей Конституции.

Свой  первый раздел Конституция посвящает  правам человека, подчеркивая тем  самым их приоритет перед всеми  другими положениями. Этот раздел более  чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая «ненарушимость человеческого достоинства», неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека (ст. 1), среди которых – право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи «расовонеполноценных» и «нежизнеспособных» немцев, проводилась принудительная стерилизация и пр. среди других прав – свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижений (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия и т. д. в этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Перечень  этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции  или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести  сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 году был принят «Закон о гражданской  службе для лиц, отказывающихся от военной  службы». Статья 5 Конституции о свободе  мнений сопровождается положением о  свободе информации, являющейся основой  формирования общественного мнения, а также – о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 года (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет  по петициям, который может заслушивать  подателей жалоб, запрашивать соответствующую  информацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр.

Защита  социальных прав не получила в Основном законе значительного места, более  полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе и Федерального конституционного суда, и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека.

Социальные права закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ  социальным государством.

В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного. Наряду с демократическими правами и свободами к основополагающим конституционным принципам Основной закон относит народный суверенитет и разделение властей, или осуществление власти народа через посредничество специальных органов законодательной, исполнительной власти и правосудия. Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия.

Демократический характер государства ФРГ рассматривается Основным законом в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.»

Возможность осуществления этих прав обеспечивается ныне в ФРГ высоким уровнем  экономического развития, позволяющим 50% бюджета страны тратить на стимулирование экономики и социальное обеспечение, повышение жизненного уровня своих  граждан.

В ФРГ  существует в настоящее время  самое развитое законодательство, регулирующее сферу трудовых отношений. Так, в  связи с резким увеличением числа  безработных в начале 50-х годов  в соответствии с «Законом о стимулировании занятости» 1958 года началась выплата  пособий всем безработным, которая  зависит от продолжительности периода  занятости работника до увольнения, размера уплачиваемых страховых  взносов по безработице, возраста и  состава семьи безработного. Важным элементом реформы в социальной области стало введение «тарифной  автономии», при которой отношения  между наемными работниками и  предпринимателями регулируются соглашениями между отраслевыми и региональными  профсоюзами и союзами работодателей. Великим социально-политическим завоеванием  в ФРГ считается пенсионная реформа 1957 года, устанавливающая динамическую систему пенсий.

В Основном законе социальная и правовая характеристики государства ФРГ совмещены, основополагающий принцип правового государства  провозглашен в статье 20(3): «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Федеральный характер государства традиционен  для Германии. Эта форма организации  государственного единства прошла здесь  сложный путь от «гегемонистского федерализма» к нынешней модели «кооперативной федерации».

Субъекты  германской федерации имеют свои конституцию и администрацию. К  конституциям земель предъявляется  лишь требование соответствия основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства.

В разделе VII – «Законодательство федерации» выделяется также широкая сфера, регулируемая исключительно законами федерации: внешние отношения, оборона, гражданство, таможенное и торговое право и пр.; сфера конкурирующего законодательства: гражданское и уголовное право, судоустройство и судопроизводство, право союзов и собраний и пр.; сфера «рамочного» законодательства: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе, общие принципы в области высшего образования, охотничьего дела и пр. и сфера законодательных полномочий земель.

Сфера исключительного  законодательства федерации при  этом расширена за счет конкурирующего законодательства путем включения  в нее системы мер и весов, выпуска бумажных денег, охраны промышленной собственности, авторского и патентного права и пр. Более того, при  определении права на исключительное законодательство Основной закон требует  соблюдения лишь одного условия –  необходимости в федеральном  законодательстве, которая определяется самой федерацией и никогда не оспаривается Федеральным конституционным  судом.

По иному, чем раньше, трактуется и конкурирующее  законодательство. Федерации по Основному  закону предоставляется право принять  закон, даже если ранее был принят по этому же вопросу закон земельный. Здесь действует принцип: «федеральное право ломает право земель».

Объективные процессы расширения полномочий центра в федеративном, демократическом  государстве между тем не могут  быть беспредельными. Приоритет в  сфере выполнения государственных  задач, исполнительно-распорядительные полномочия принадлежат по Основному  закону землям.

Основополагающие  принципы конституционного устройства ФРГ находят непосредственное выражение  и в системе высших органов  государственной власти: бундестага, бундесрата, президента, правительства  и органов правосудия.

Бундестаг – высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным, голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-ый избирательный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом «конструктивного вотума», когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.

Бундесрат – орган представительства интересов земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих Конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т. д.

Главой  государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом – федеральным собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное  руководство исполнительной властью  осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило, является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Он формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Исключительную  роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом.

Судебная система. Судебная система ФРГ построена на принципе полисистемности и включает конституционные суды, суды общей юрисдикции, административные, финансовые, трудовые суды и суды по социальным вопросам.

Конституционная юстиция ФРГ имеет два уровня: Федеральный Конституционный суд  и конституционные суды земель. Согласно Конституции ФРГ каждая земля вправе создавать собственный конституционный суд. Земельный конституционный суд является абсолютно самостоятельным органом. Федеральный конституционный суд не возглавляет систему конституционных судов земель и не контролирует конституционное производство в землях. По вопросам, определенным законодательством, земельные конституционные суды являются первой и последней инстанцией, главным образом в решении вопросов о соответствии земельного законодательства конституции земли и разрешении споров между органами власти земли. Земельные конституционные суды созданы во всех германских землях, за исключением земли Шлезвиг-Гольштейн.

Суды  общей юрисдикции рассматривают  уголовные и гражданские дела за исключением тех, что отнесены законом к компетенции других судов. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех инстанций  и включает участковые суды, суды земель, Верховные суды земель и Федеральную  судебную палату как Верховный суд  ФРГ.

Низшей  инстанцией являются участковые суды. Их компетенцией является рассмотрение гражданских дел с суммой иска, не превышающей 5 тысяч евро, а также  споры, которые можно отнести  к категории защиты прав потребителей. К компетенции участковых судов  относится рассмотрение практически  всего круга споров, вытекающих из семейных правоотношений, за исключением  дел об установлении отцовства. Компетенция  участковых судов по уголовным делам  ограничена рассмотрением дел, где  наказание не превышает четырех  лет лишения свободы, при этом дела, где наказание превышает  двухлетний срок заключения, рассматриваются  с участием судебных заседателей (шеффенов). Основная масса дел рассматривается судьей единолично.

Следующую ступень составляют Земельные суды. Они рассматривают в качестве судов первой инстанции дела по гражданско-правовым спорам на сумму свыше 5 тысяч евро, дела об установлении отцовства, а также  некоторые категории исков, предъявляемых  к казне, судьям и государственным служащим в связи с превышением ими своих полномочий. Большинство дел разрешается коллегией из трех судей, лишь некоторые не представляющие большой сложности дела могут решаться судьей единолично. В компетенцию земельных судов входит рассмотрение уголовных дел, где наказание превышает четыре года лишения свободы. Эти дела рассматриваются судебными коллегиями из двух-трех профессиональных судей и двух шеффенов. Кроме того, земельные суды выступают в качестве апелляционной инстанции на решения участковых судов по гражданским и уголовным делам.

Третью  ступень в системе судов общей  юрисдикции представляют Высшие суды земель. Высшие суды земель не являются Верховным судом определенной земли. Территория всех земель ФРГ делится  на судебные округа, которые и возглавляют  Высшие суды земель. В каждой земле  может быть различное количество округов и соответственно Высших судов земли.

Высший  суд земли является апелляционной  инстанцией по гражданским и уголовным  делам на решения и приговоры  судов земель. Они также могут  рассматривать жалобы в качестве кассационной инстанции на решения  и определения участковых судов, не подлежащие апелляции, а также  приговоры, вынесенные судами шеффенов, но в случае, если кассационная жалоба приносится на нарушение законодательства земли, а не федерального законодательства. Кроме того, высшие суды земли могут рассматривать в качестве первой инстанции дела, подсудные нижестоящим судам, но признанные особо сложными или особо значимыми.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный федеральный суд. С 1969 года Верховный федеральный суд  не рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Его основная компетенция – рассмотрение кассационных жалоб по уголовным и гражданским  делам. Кроме того, возможен пересмотр  дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Информация о работе Якобинская диктатура во Франции