Якобинская диктатура во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Экономический кризис, массовые беспорядки, разраставшееся восстание крестьян Вандеи, поражение при Неервиндене (18 марта 1793) связанного с жирондистами Дюмурье и его переход на сторону врага предопределили падение этой партии и гибель ее вождей. Переход власти к монтаньярам в результате очередного восстания парижан 31 мая - 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789.

Оглавление

Введение 4
1. Исторический очерк. 5
2. Якобинская диктатура. 11
3. Организация революционной власти. 17
Заключение. 31
Список литературы 33
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 34
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 81.41 Кб (Скачать)

Могущественная экономически крупная  буржуазия сама по себе представляет ничтожное меньшинство нации. Чтобы  упрочить свое господство, она должна обеспечить определенные взаимоотношения  с мелкой буржуазией, а через ее посредство - с пролетариатом.

Однако, взаимоотношения между  буржуазией и ее основной социальной опорой, мелкой буржуазией, отнюдь не основаны на взаимном доверии и мирном сотрудничестве. В массе своей мелкая буржуазия есть эксплуатируемый и обиженный класс. Она завидует крупной буржуазии и нередко ненавидит ее. С другой стороны, и буржуазия, прибегая к поддержке мелкой буржуазии, не доверяет ей, ибо боится, с полным основанием, что та всегда склонна переступить указанные ей сверху пределы.

Прокладывая и расчищая пути для  буржуазного развития, якобинцы на каждом шагу вступали в острые столкновения с буржуазией. Они служили ей в  беспощадной борьбе с нею. Выполнив свою ограниченную историческую задачу, якобинцы пали, ибо господство капитала было предопределено.

“Если бы Робеспьер удержал за собой власть,— говорил Бонапарт Мармону,— он изменил бы свой образ действий; он восстановил бы царство закона; к этому результату пришли бы без потрясений, потому что добились бы его путем власти”.

Гений Бонапарта в этих словах интуитивно постиг истину, которая впоследствии была вскрыта и подробно доказана историками. 9 термидора не есть новая  революция, не есть революционная ликвидация революции. Это лишь один из второстепенных и "бытовых" моментов развития революционного процесса.

Якобинцы не пали — они переродились в своей массе. Якобинцы, как известно, надолго пережили термидорские события — сначала как власть, потом как влиятельная партия: сам Наполеон вышел из их среды. Робеспьер был устранен теми из своих друзей, которые всегда превосходили его в жестокости и кровожадности. Если бы не они его устранили, а он их, если бы даже они продолжали бы жить с ним дружно,— результат оказался бы тот же — гребень революционной волны, достигнув максимальной высоты, стал опускаться...

“Мы не принадлежим к умеренным,- кричал кровавый бордоский эмиссар Талльен с трибуны Конвента в роковой день падения Робеспьера, замахиваясь на него кинжалом,— но мы не хотим, чтобы невинность терпела угнетение”. Гора шумно приветствовала это заявление и сопровождавший его жест...

Парламентский режим, впрочем, является идеалом всех современных цивилизованных народов, хотя в основу его положена та психологически неверная идея, что  много людей, собравшихся вместе, скорее способны прийти к независимому и мудрому решению, нежели небольшое  их число.

В парламентских собраниях мы встречаем  черты, общие всякой толпе: односторонность  идей, раздражительность, восприимчивость  к внушению, преувеличение чувств, преобладающее влияние вожаков. Но уже вследствие своего особого  состава парламентская толпа  имеет некоторые особенности, на которых мы здесь остановимся.

Односторонность мнений составляет важнейшую  черту этой толпы. Во всех партиях, и  особенно у латинских народов, мы встречаем неизменную склонность разрешать  самые сложные социальные проблемы посредством самых простых абстрактных  принципов и общих законов, применяемых  ко всем случаям. Принципы естественным образом меняются сообразно каждой партии, но уже вследствие своего нахождения в толпе индивиды всегда обнаруживают стремление к преувеличению достоинства  этих принципов и стараются довести  их до крайних пределов. Вот почему парламенты всегда являются представителями  самых крайних мнений.

Самый совершенный образец односторонности  таких собраний представляют якобинцы великой революции. Проникнутые догматами и логикой, с головой, наполненной неопределенными общими местами, якобинцы стремились проводить в жизнь свои стойкие принципы, не заботясь о событиях, и можно смело сказать, что они прошли через всю революцию, не замечая ее. Вооружившись очень простыми догматами, которые служили для них путеводителями, они вообразили, что могут переделать общество во всех его частях и вернуть утонченную цивилизацию к ранней фазе социальной эволюции. Способы, употребленные ими для осуществления их мечты, также отличались абсолютной односторонностью. Они ограничивались только тем, что насильственным образом уничтожали все то, что мешало им. Впрочем, и все остальные - жирондисты, монтаньяры, термидорианцы и т.п. - действовали в том же духе.

 

Заключение.

В заключение хотелось бы привести трактовку  «якобинских» событий в постсоветский  период.

Основная дискуссия в постсоветской  историографии развернулась по двум проблемам - переход Франции от феодализма к капитализму и якобинизм. Вопреки традиционному для советских историков мнению, согласно которому, Французская революция представляла собою грань между феодализмом и капитализмом, Адо, например, предложил рассматривать ее как "важнейший "событийный рубеж" в ходе протяженного во времени межформационного перехода - разложения и разрушения старого, становления и утверждения нового, капиталистического общества", продолжавшегося с XVI по XIXвв. В том же духе, Л.А.Пименова критиковала понятие "феодально-абсолютистский", применявшееся советскими историками по отношению к Старому порядку.

Ряд историков (Н.Н.Болховитинов, Е.Б.Черняк, В.П.Смирнов) предложили внести коррективы в ранее безоговорочно положительный  образ якобинцев, учитывая, что якобинцы создали систему государственного террора. Они критиковали характерный  для советской историографии  тезис о "буржуазной узости" Французской  революции, подчеркивая, например, что  Декларация прав человека и гражданина "выражала общечеловеческие идеалы", а не только "интересы буржуазии".

Е.Б. Черняк поставил под сомнение "абсолютизацию самого состояния  революции как высшей ценности", но другие изучающие эту тему ее не затрагивали. Все объявляли себя "марксистами", но фактически в  той или иной степени находились под влиянием "ревизионистского" направления французской историографии, возглавлявшегося Ф.Фюре.

Точки зрения были различными. А.В.Гордон рассматривает якобинское восстание  мая-июня 1793г. как "народное" и "глубоко  патриотическое", как "кульминационный  пункт Великой революции". Он считал, что благодаря якобинской диктатуре Франция победила феодализм в аграрной сфере и иностранную интервенцию. В.Г.Ревуненков, не скрывавший своих марксистских взглядов, согласен с тем, что якобинская диктатура была "вершиной Французской революции". Он защищал якобинский террор, называя его "исторически оправданным", но утверждал, что истинным авангардом народа, совершившего революцию, была Коммуна Парижа, "бешеные", эбертисты, но не якобинцы, представлявшие, по его мнению, революционную буржуазию.

Эти споры, которые еще далеки от своего завершения, показывают, что  постсоветская историография находится  в стадии становления. Она являет собою результат разрыва с  советской историографией, но при  этом сохраняет и многие из ее традиций.

 

Список литературы

1.Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983

2.Кожокин Е.М. Французские рабочие: от Великой буржуазной революции до революции 1848 года. М., 1985

3.Адо А.В. Крестьяне и Великая французская революция. М., 1987 (2-е изд. докторской диссертации, опубликованной в 1971г.)

4.Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 2-е изд., доп. Л., 1989

5.Гордон А.В. Иллюзии-реалии якобинизма // Сен-ЖюстЛ.А. Речи. Трактаты. М., 1995

6.Сорель А. Европа и французская революция. М., 2000

7.Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990

8.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.easyschool.ru/

9.История точка ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/referat/referat2/18667.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Конституция ФРГ 1949 г.

 

 

Конституция 1949 г. (146 ст.), названная также Боннской (по новой столице ФРГ), утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. По своему построению и по правовым принципам Конституция была в значительной степени прогрессивным документом, оказавшим большое влияние на развитие конституционного права в Новейшее время.

Перспективной особенностью содержания Основного  закона 1949 г. было то, что он номинально распространял свое действие и на граждан восточной зоны и адресовался ко всему германскому народу в целях осуществления «единства и свободы Германии».

После Второй мировой войны в немецком обществе не отдавалось предпочтения ни анархически функционирующему капиталистическому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 году референдума по вопросу о собственности и в советской, и в американской зонах преимущество было отдано общественным формам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на «социализацию» собственности было наложено вето оккупационными властями.

Большинство немцев было настроено на выбор некоего  центристского «третьего курса», создание «социального рыночного хозяйства» и «социального государства». На этом направлении предстояло, с одной  стороны, обеспечить экономическую  свободу, гарантированную правовым государством, с другой – социальную справедливость. Основы германской экономической  политики «третьего пути» формировались  в ходе дискуссий о будущей  конституции страны, в том числе  и в Парламентском совете, состоящем  из представителей германских земель, призванных ее разработать.

Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух моделей «социального государства». Буржуазные партии христианского толка (окончательно оформившийся в партию в 1950 году Христианско-демократический союз (ХСС) и Христианско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 году в Баварии в качестве региональной партии) предлагали создание «социального капитализма». Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946 году, - создание «демократического социализма». Между ними было много общих точек соприкосновения. Формула «социального государства» и возникла как попытка совместить разноплановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычайно сложной ситуации послевоенной разрухи.

На выборах 14 августа 1949 года немцы проголосовали  за ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными партиями получили большинство  в рейхстаге. Они тем самым  проголосовали и за создание «социального рыночного хозяйства», «социального государства» Германии.

Определив в качестве стратегического направления  создание и поддержание рыночно  конкурентных порядков, государство  проводило политику деконцентрации производства, вводило контроль за деятельностью монополий, за ценообразованием, всемерно поощряя создание новых, прежде всего средних и мелких фирм. С этой целью упрощались правовые формы их регистрации при получении статуса юридического лица, предоставлялись льготные кредиты. Проведение в жизнь политики социального рыночного хозяйства привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название «экономического чуда».

Оккупационный статут. В преддверии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управления. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее раскола на две части: ФРГ и ГДР.

В связи  с этим в апреле 1949 года был принят так называемый Оккупационный статут, разработанный западногерманскими оккупационными властями. Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.

8 мая  1949 года Основной закон федеративной Республики Германии был принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины «учредительное собрание» и «конституция» были сняты из употребления по настоянию самих немцев как «подразумевающие явный сепаратизм». Основной закон должен был обозначать «временный характер» установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 года он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.

Конституция 1949 года провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода  и неприкосновенность личности, равенство  перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т. д.). К основным принципам, на которых построена Конституция  ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства  роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации  по отношению к землям.

Информация о работе Якобинская диктатура во Франции