Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) – международная организация, созданная в 1995 году для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).
На январь 2007 г. во Всемирной торговой организации состояли 150 стран. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации статус наибольшего благоприятствования в торговле.
Введение………………………………………………………………………………...3
История создания Всемирной торговой организации………………………………..4
Особенности Всемирной торговой организации
как международной организации……………………………………………………....5
Структура международной организации……………………………………………...6
Механизм обзоров торговой политики………………………………………………..9
Принципы регулирования международной торговли………………………………..9
Условия и процедура присоединения государств к Всемирной торговой организации……………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………………..17
Условия и процедура присоединения государств к
Всемирной торговой организации
Создание открытой и
Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.13
Во-вторых, это согласование в ходе
переговоров индивидуальных обязательств.
Соблюдение указанных обязательств предопределяет
ход экономических и правовых реформ.
С российской стороны требования Соглашения
об учреждении ВТО и ГАТТ-1994 учитываются
практически во всех нормативных правовых
актах и международных договорах. Это
обусловлено прежде всего желанием как
можно быстрее привести российское право
в соответствие со стандартами Всемирной
торговой организации, тем самым ускорив
процесс интеграции России в эту организацию.
Несмотря на все попытки просчитать возможные последствия участия России во Всемирной торговой организации, такого анализа нет и в принципе быть не может, как невозможно предсказать для каждого субъекта предпринимательской деятельности результаты его работы в условиях рынка. Все экономические выкладки, производимые с целью "подсчета" преимуществ, в основном отталкиваются от абстрактной ситуации полного отсутствия антидемпинговых процедур в отношении российского производителя, которые являются основным средством конкурентной борьбы между государствами за рынки сбыта.
Анализ исходит из смысла термина «демпинг», который описывает последствия, возникающие в связи с тем, что экспортер продает товар по заниженным ценам, то есть ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке14. Следовательно, конкурентоспособность самой правовой системы государства, позволяющей пользоваться инструментами антидемпинга, определяет преимущества этого государства на мировых рынках.
При вступлении в ВТО необходимо,
прежде всего, учитывать не конкретные
цифры экономических прогнозов,
а политические и социальные приобретения,
которые в конечном итоге создадут
предпосылки для здорового
К моменту присоединения Россией должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть из этих актов должна быть изменена или принята в первоочередном порядке вне зависимости от содержания переговорной позиции России. Эта часть касается безусловных, то есть не подлежащих обсуждению, обязательств. Таких, например, как национальный режим при импорте товаров, условия принятия защитных мер или условия применения ограничений доступа на российский рынок услуг и т.д. Другая часть может быть принята или изменена с учетом результатов переговоров о выработке условий присоединения и тех обязательств, которые Россия примет на себя в рамках указанных переговоров. Эта часть может касаться, например, законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг. Она может быть принята или пересмотрена на более позднем этапе, непосредственно перед или сразу после присоединения.
Существенной частью процедуры
присоединения к Всемирной
В целом процедура присоединения России к ВТО выглядит следующим образом.
Первый этап характеризуется, прежде всего, инициированием процесса присоединения страной-претендентом. На практике это выражается в подаче официального заявления16 о вступлении в ВТО и создании соответствующей Рабочей группы17.
На втором этапе происходит детальный
анализ на многостороннем уровне экономического
механизма и торгово-
Третий этап заключается в проведении консультаций и переговоров об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двусторонней основе.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими документами: Докладом Рабочей группы; Списком обязательств по тарифным уступкам; Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ; Протоколом о присоединении.
Четвертый этап - заключительный. Происходит процедура имплементации18 законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом.
В настоящее время Россия подошла к завершающему этапу процедуры вступления в ВТО. Трудной проблемой, стоящей на пути присоединения России к ВТО, стало несоответствие регионального законодательства федеральному, а зачастую и Конституции РФ. В соответствии с положениями ст. 11, 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти может осуществляться как на законодательной, так и на договорной основе либо на сочетании последних. К настоящему времени договоры о разграничении предметов ведения и полномочий заключены с 46-ю субъектами Федерации, но их анализ показывает, что многие из них в той или иной мере не соответствуют федеральному законодательству.
Такое положение дел не только не способствует скорейшему развитию России как федеративного государства, но и противоречит принципам ВТО, в частности принципу транспарентности, суть которого сводится к доступности информации о регулировании тех или иных вопросов на территории конкретной страны и обеспечении единообразного исполнения установленных законодательством правил.
В связи с вступлением в ВТО пересмотру подвергнутся и международные соглашения Российской Федерации. В настоящее время Россия имеет более 1000 международных торговых соглашений19, попадающих в сферу применения ВТО и заключенных, как правило, на двусторонней основе. В их числе соглашения, определяющие общие условия торговли товарами, режим капиталовложений (инвестиций), режим торговли отдельными видами услуг. К таким соглашениям, например, относится Соглашение о торговых отношениях между СССР и Соединенными Штатами Америки от 1 июня 1990 г.20 Значительное число таких соглашений потребует изменения к моменту присоединения России к ВТО, другая часть должна быть денонсирована.
Изменения в международные торговые соглашения могут быть внесены путем разработки новых международных соглашений. В противном случае международные обязательства включаются в перечень изъятий из РНБ, который становится частью правовой системы ВТО. Обязательства по некоторым соглашениям при подготовке проекта перечня специфических обязательств России по доступу на рынки услуг также должны быть включены в перечни изъятий из РНБ. При этом необходима подготовка обоснований изъятий из РНБ в тарифной сфере - в пользу зоны свободной торговли и Таможенного союза с государствами - участниками СНГ.
Одна из наиболее деликатных тем, требующих
своего решения, касается принятия региональных
(то есть на уровне СНГ) обязательств в
сфере регулирования ввоза
Несмотря на то, что между членами СНГ и ЕврАзЭС существуют договоренности о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, некоторые страны, такие как Киргизия, Грузия, Молдавия и Армения, подписали соглашения о присоединении к ВТО раньше других стран и их обязательства перед ВТО в силу договоренностей между странами – участницами ЕврАзЭС и СНГ становятся определенным стандартом для остальных стран – участниц (в правовой системе ВТО, как раньше в рамках ГАТТ, большую роль играет практика прецедентов). В то же время чаще всего уже принятые обязательства оказываются неприемлемыми для остальных стран СНГ.
Анализ международных
Правила международной торговли, содержащиеся в соглашениях ВТО, и инвестиции. Регулирование инвестиций в рамках ВТО осуществляется тремя соглашениями: ТРИМс, ГАТС и ТРИПС.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Agreement on Trade Related Investment Measures), или ТРИМс, включает в себя иллюстративный список мер, которые рассматриваются как меры регулирования, противоречащие ст. III (национальный режим) и ст. XI (запрещение устанавливать количественные ограничения при регулировании внешней торговли) ГАТТ. По данному Соглашению государства берут на себя обязательство уведомлять ВТО о принятии мер, противоречащих ст. III и ст. XI ГАТТ, и устранять их в течение двух (для промышленно развитых стран) и пяти лет (для развивающихся стран)23.
Согласно условиям ТРИМс в перечень мер, несовместимых с ГАТТ, входят меры, касающиеся регулирования коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В законодательстве различных стран создание предприятий с иностранным капиталом часто увязывается с решением чисто внутренних проблем. Например, с целью добиться увеличения продаж на внутреннем рынке продукции таких предприятий, использования иностранными инвесторами национальных товаров в процессе производства, а также местной рабочей силы. Требование обязательного экспорта, обязательной поставки на определенный рынок, передачи технологии и другие условия создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями не допускаются по правилам ТРИМс.
Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services), или ГАТС, содержит общие обязательства, принимаемые всеми государствами - членами ВТО, и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, которые фиксируются в национальных перечнях обязательств и составляют секторальные или специфические обязательства.
Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Особенностью ГАТС является то, что оно не предусматривает применение национального режима. В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, которые должны соблюдать поставщики услуг, чтобы получить доступ на рынок.
ГАТС включает в себя обязательства
по выполнению государствами-участниками
требований к процедурам авторизации,
лицензирования и сертификации на рынке
услуг. Решения, принимаемые государственными
органами, направлены на сохранение условий
конкуренции между национальными и иностранными
поставщиками услуг.
Соглашение по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности (Agreement
on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), или ТРИПС,
касается авторских прав, включая права
на компьютерные программы, торговые знаки
и знаки обслуживания, и патентных прав.
Новейшая технология, защищаемая с помощью исключительного права, чаще всего становится инвестицией в условиях современного международного сотрудничества. ТРИПС включает в себя обязательства государств - участников ВТО в своем законодательстве предусматривать процедуры и способы защиты прав интеллектуальной собственности как собственных, так и иностранных правообладателей. Меры, принимаемые по защите прав интеллектуальной собственности, должны быть эффективными и справедливыми. Законодательством должно предусматриваться судебное обжалование административных решений, принимаемых с целью защиты прав интеллектуальной собственности.
ГАТТ в редакции соглашений 1994г. (ГАТТ"94), ГАТС и ТРИПС являются тремя основными элементами ВТО. Обязательства, принимаемые участвующими в ней государствами, направлены на развитие международной торговли, под которой понимается как внешняя торговля, так и инвестиции.
Создание единой системы законодательства в государствах - членах ВТО. Не только меры регулирования внешней торговли являются объектом международных обязательств государства - члена ВТО. Международные обязательства затрагивают широкую сферу экономических отношений, включая инвестиции. Можно предположить, что основным условием исполнения правил ВТО становится создание единой системы законодательства, позволяющего органам государства принимать быстрые и адекватные административные решения на национальном рынке.