Уникальная история евреев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:58, реферат

Краткое описание

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

Файлы: 1 файл

Уникальная история Евреев.docx

— 99.40 Кб (Скачать)

В Палестине

Этнический центр  в Палестине практически прекратил  существование после арабского  завоевания (638).

Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.)

В Месопотамии при  багдадских халифах и в Испании  при владычестве мавров евреи  пользовались равноправием, допускались  к высшим государственным должностям.

Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.)

Перемещение демографического и  культурного центра еврейства в Восточную  Европу.

В Исламском мире

В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в ислам мусульманскими фанатиками альмохадами.

В Западной Европе

Изгнания и преследования  евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой  литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали  в подлиннике греческих и латинских  авторов. В эпоху возрождения  итальянские и нидерландские  евреи явились учителями многих гуманистов, которые с Рейхлином во главе взяли под защиту Талмуд, когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг.

В христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.)

В моменты социальных и религиозных потрясений евреи  становились первыми жертвами насилия. Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены. С этих пор до конца XVIII века евреи в Западной Европе периодически подвергались гонениям. Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.

Во многих государствах, владениях и городах евреи  с XII в. подвергались разнообразным притеснениям: их принуждали принимать крещение (марраны), жить в особых кварталах (гетто), носить особый костюм, запрещалось заниматься земледелием и многими ремеслами; во многих местах им разрешалось заниматься исключительно отдачей денег в рост и торговлей старым платьем.

Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215—1394 гг.)

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 евреи были изгнаны из Англии, в 1394 — из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Последний век еврейства в Испании (1391—1492 гг.)

В 1492 г. около 300 тыс. евреев изгнано из Испании и Португалии, где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй духовный центр евреев, и расцвела ново-еврейская литература. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии евреи за уплату особой подати были взяты под защиту императоров.

В Польше и Руси (XII—XV вв.)

На Юге и Юго-Востоке России и в Киеве евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли Болеслав II Благочестивый (1264) и Казимир III (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем Витовтом (1388) и королём Сигизмундом I (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.

Новое время (XVI—XVIII вв.)

Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом эмансипационного процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. Эмансипация привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.

 [править] В Западной Европе

По освобождении Нидерландов от испанского гнёта  там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза. После победы английской революции 1640 г. над абсолютизмом и клерикализмом Тюдоров евреям разрешено было вновь селиться в Англии.

] В Польше и России

В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Саббатая Цеви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.

В 1742 г. был издан Указ «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов»

После первого польского  раздела евреям было обещано в  указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.

Формирование национальных идеологий в Европе привело к  замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция  на их деятельность и активное присутствие  в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма, связанный с национальным самоутверждением народов Европы на рубеже XIX—XX веков, привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.

В России

Основная  статья: История евреев в России

В России евреи большими массами живут со времени присоединения  польско-литовских областей в конце XVIII в.

Во внутренней жизни  российских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения в среде еврейского населения.

Массовое уничтожение  евреев Европы побудило народы мира согласиться  на возрождение еврейского национального  государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства  Израиль происходит в условиях непрекращающегося  арабо-израильского конфликта, а современная  еврейская диаспора служит опорой Израилю  в борьбе за выживание.

Информация о работе Уникальная история евреев