Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:58, реферат
Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.
В Палестине
Этнический центр
в Палестине практически
Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.)
В Месопотамии при багдадских халифах и в Испании при владычестве мавров евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.
Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.)
Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.
В Исламском мире
В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в ислам мусульманскими фанатиками альмохадами.
В Западной Европе
Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
Несмотря на тяжкие
экономические условия и
В христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096—1215 гг.)
В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия. Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены. С этих пор до конца XVIII века евреи в Западной Европе периодически подвергались гонениям. Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.
Во многих государствах, владениях и городах евреи с XII в. подвергались разнообразным притеснениям: их принуждали принимать крещение (марраны), жить в особых кварталах (гетто), носить особый костюм, запрещалось заниматься земледелием и многими ремеслами; во многих местах им разрешалось заниматься исключительно отдачей денег в рост и торговлей старым платьем.
Века бесправия и мученичества до изгнания евреев из Франции (1215—1394 гг.)
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 евреи были изгнаны из Англии, в 1394 — из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
Последний век еврейства в Испании (1391—1492 гг.)
В 1492 г. около 300 тыс. евреев изгнано из Испании и Португалии, где в течение 7 веков под владычеством мавров находился второй духовный центр евреев, и расцвела ново-еврейская литература. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии евреи за уплату особой подати были взяты под защиту императоров.
В Польше и Руси (XII—XV вв.)
На Юге и Юго-Востоке России и в Киеве евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли Болеслав II Благочестивый (1264) и Казимир III (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем Витовтом (1388) и королём Сигизмундом I (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.
Новое время (XVI—XVIII вв.)
Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом эмансипационного процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. Эмансипация привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
[править] В Западной Европе
По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза. После победы английской революции 1640 г. над абсолютизмом и клерикализмом Тюдоров евреям разрешено было вновь селиться в Англии.
] В Польше и России
В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Саббатая Цеви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.
В 1742 г. был издан Указ «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов»
После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма, связанный с национальным самоутверждением народов Европы на рубеже XIX—XX веков, привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
В России
Основная статья: История евреев в России
В России евреи большими массами живут со времени присоединения польско-литовских областей в конце XVIII в.
Во внутренней жизни российских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения в среде еврейского населения.
Массовое уничтожение евреев Европы побудило народы мира согласиться на возрождение еврейского национального государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства Израиль происходит в условиях непрекращающегося арабо-израильского конфликта, а современная еврейская диаспора служит опорой Израилю в борьбе за выживание.