Уникальная история евреев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:58, реферат

Краткое описание

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

Файлы: 1 файл

Уникальная история Евреев.docx

— 99.40 Кб (Скачать)

Лев Толстой, эссе «Ковчег Завета». 1891

«Если верить статистике, евреи составляют менее 1 % населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее 1 % новостей. Однако в действительности всё наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вёл удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, — и за это мы должны простить ему его высокомерие. 
Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в своё время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чём же секрет вечности евреев?»

Марк Твен, 1899 г

«Удивительный, непостижимый еврейский народ! … Сквозь десятки  столетий прошёл он, ни с кем не смешиваясь… тая в своём сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пёстрая жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций… а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил… свою веру… сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, свою мистическую азбуку… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, всё ещё живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью… Как мог он оставаться в живых? Или, в самом деле, у судьбы народов есть свои, непонятные нам, таинственные цели?.. Почём знать: может быть, какой-нибудь Высшей Силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении?»

А. И. Куприн, «Жидовка», Собр. соч. 1902

«В дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с  точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно  сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки  зрения этот народ давно должен был  бы перестать существовать. Его существование  есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что  с судьбой этого народа связаны  особые предначертания. Судьба эта  не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически  судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов  мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — всё это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!»

Н. А. Бердяев, «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923

«Израиль не является таким же народом, как любой другой, несмотря на то, что многие его представители  стремились к этому на протяжении веков. Израиль — народ, подобного которому нет больше в мире, ибо это единственный народ с самого начала являвшийся одновременно и нацией, и религиозным сообществом»

Мартин Бубер (ср. Чис.23:4)

«…приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чём, может быть, человечество ещё не в силах произнести своего последнего слова.»

Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя за 1877 год». Берлин, 1922

«Евреи… были свидетелями  и участниками множества человеческих Деяний. Они придали им форму и  развили их в большей степени, чем кто бы то ни было. Они же и  пострадали от них больше, чем любой  другой народ.»

— психоаналитик Эрнест ван ден Хааг

«Что такое история? Последовательность событий, совокупность которых не имеет смысла? Неужели  нет никакого существенного этического различия между историей рода человеческого  и, скажем, историей муравьёв? Неужели  не существует никакого Высшего плана, исполнителями которого мы являемся? Ни один народ никогда не настаивал  так твердо, как евреи, на том, что  у истории есть цель и у человечества — предназначение. Уже на очень ранних стадиях своего коллективного существования они верили в то, что им удалось разгадать Божественный план, предначертанный Им для человеческого рода, и что их народ должен быть исполнителем этого плана. Они чрезвычайно подробно разработали свою роль. С героической стойкостью придерживались они её перед лицом жестоких преследований. Многие из них верят в неё до сих пор…»

— историк Пол Джонсон

«Эта непрерывность  национального существования была сама по себе причиной изумления и  обожания, опасения и ненависти, негодования  и зависти. Для одного из придворных прусского короля Фридриха II она  была доказательством Б-жественного Провидения, а для многих создателей историософских конструкций камнем преткновения. Большая часть их попросту игнорировала её, объявив, что существование евреев лишено исторического смысла („продолжающая жить окаменелость“, по выражению крупнейшего историка современности А.Тойнби), по-видимому, в соответствии с известным методом, по которому следует считать несуществующими факты, не вмещающиеся в рамки какой-либо системы теоретических предпосылок. А некоторые … дошли … до полного абсурда — отрицания существования древнейшей в мире исторической нации, доказавшей исключительную жизнеспособность.»

 Историческая память в коллективном еврейском сознании

Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это Танах, Талмуд, агадическая литература, мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.

Как сказано в Пасхальной Хаггаде: «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта»  (Исх.13:8). Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам»  (Втор.6:23

Евреи, как и многие другие народы, взывают к ушедшим  поколениям, но вместе с тем они  чувствуют нравственную связь с  ними, как если бы праотцы и сегодня  были живы. Это свойство еврейской  традиции иллюстрируют следующие слова  Талмуда: «Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“» (Брахот 16б).

Переселение в Египет и египетское рабство (XVI—XIV вв. до н. э.| 210 лет)

Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, сделавшегося первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. Иосиф помог своему отцу Иакову со всей семьёй (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гесем (Гошен) (Быт.47).

Переселение евреев в Египет произошло в то время, когда там правила династия гиксосов, или «царей-пастухов» (с XVII в. до н.э), которая принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов. Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали; но можно думать, что это были кочевники, обитавшие в сирийских степях и постоянно тревожившие Египет своими набегами, так что он должен был защитить себя особой каменной стеной, тянувшейся почти через весь Суэцкий перешеек. Воспользовавшись слабостью правительства, кочевники завоевали Египет, и первое время их владычества ознаменовалось всевозможными проявлениями дикого варварства, которое, однако, скоро подчинилось египетской цивилизации, так что через несколько поколений двор гикских царей ничем не отличался от двора туземных фараонов. При одном из представителей этой династии, по всей вероятности, и правил Египтом Иосиф, так как только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презиравшихся природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. Имя этому фараону Апапи II. С целью упрочения своего положения гиксы покровительствовали инородцам и раздавали им лучшие земли, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить и то, что Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам — евреям один из богатейших округов страны.

Поселённое на богатой  почве, окружённое всеми влияниями  высокоразвитой культуры, используя  выгодное положение племени (родство  к первому министру и благодетелю  страны), еврейское население стало  быстро расти. Между тем в жизни  Египта совершилась важная перемена. Из Фив вышло освободительное движение, которое ниспровергло гикскую династию и гиксы были изгнаны из Египта (около 1550 г до н. э.).

Для евреев этот политический переворот имел роковое значение. На престоле фараонов воцарилась новая, туземная XVII-я династия. Под влиянием продолжительной и упорной борьбы с гиксосами в ней выработался дотоле неизвестный в Египте дух воинственности и завоевательности, а вместе с тем развилась и крайняя политическая подозрительность ко всему неегипетскому и особенно — пастушескому. Ввиду этого вполне естественно, что новая династия не только не имела склонности сохранить прежние привилегии и вольности еврейских переселенцев, а напротив, вследствие их известной связи с гиксосами начала относиться к ним подозрительно и враждебно. Так как они уже успели значительно возрасти в числе и представляли собой немаловажную политическую силу, то по отношению к ним началась система угнетения, которая становилась все сильнее с каждым новым царствованием. Начались труднейшие крепостные пограничные работы, и на них употреблён был даровой труд евреев. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками и дворцами, которыми украшались их резиденции; но чем знаменитее был фараон, чем блистательнее было его царствование, тем больше стонал народ под тяжестью непосильных работ. Партиями отвозили изнурённых рабочих в каменоломни, заставляли высекать огромные глыбы гранита и с невероятными усилиями тащить их к месту построек; заставляли рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это ясно изображает Пятикнижие: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой»  Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Исход из Египта и скитания по пустыне (XIV в. до н. э.| 40 лет)

Основная  статья: Исход

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся невыносимыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии  задержать роста молодого народа, им было издано жестокое повеление, сначала  тайно, а потом и открыто, убивать  родившихся мальчиков из племени  израильтян. И к народным стонам под тяжестью изнурительных работ  присоединились стоны и вопли матерей, но среди этих стонов и воплей израильского народа родился его великий избавитель Моисей.

Информация о работе Уникальная история евреев