Уникальная история евреев

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:58, реферат

Краткое описание

Древнейший язык евреев — древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

Файлы: 1 файл

Уникальная история Евреев.docx

— 99.40 Кб (Скачать)

Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.)

Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г до н. э.), Ирод умер в 4 году до н. э. Сын его Архелай низложен в 6 году н. э. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.)

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 14 по 41 гг.), по милости римского императора Калигулы, царём Иудеи.

Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Особенно сильно распространилось мессианское движение, сначала имевшее национально-политический характер: Мессия-спаситель явится и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости; но вскоре мессианство приняло черты универсально-мистических верований, давших начало христианству.

В этот период еврейская  диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах, а евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там месяцами, изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

] Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.)

В 66 году разразилось  восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.

Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.)

Основные  статьи: Мишна, Талмуд

Укрепление  еврейских общин, развитие духовной жизни  народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического  литературного корпуса, определяющего мировоззренческие  установки каждого  еврея.

Хупейская сваПодготовка к свадьбе 
Свадьбу можно устроить в любой будний день (не в Шаббат и не в праздник). Невеста постарается назначить дату на такое время, когда, по ее предположению, у нее не будет менструации, поскольку в период менструации супружеские отношения запрещены. За несколько дней до свадьбы невеста идет в микву – бассейн для ритуального погружения. Ее сопровождает мать или близкая подруга. Если же у нее есть менструация, посещение миквы будет отложено до после свадьбы. Сексуальные отношения до свадьбы категорически запрещены.

В Шаббат, предшествующий свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты как символ сладкой жизни. В некоторых сефардских общинах синагогу окуривают благовониями. 
 
Таарат амишпаха (законы семейной чистоты) 
На протяжении большей части их семейной жизни супружеские отношения мужа и жены регулируются законами семейной чистоты. Иудаизм категорически запрещает супружеские отношения в период менструации. Каждый месяц с момента начала менструации и до погружения в микву женщина пребывает в статусе нида, отделения от мужа. Она остается нида в течение всего периода менструации плюс следующие семь дней. Этот период не может быть менее двенадцати дней. В продолжение этого времени всякий физический контакт между супругами запрещен. Физическая часть супружеских отношений возобновляется только после возвращения жены из миквы. 
 
Со стороны может показаться, что такие ограничения вносят большое напряжение в супружеские отношения. На самом же деле верно обратное. Пары, соблюдающие законы семейной чистоты, воспринимают ежемесячное отделение как повторение периода помолвки, когда их любовь находила нефизические выражения. Это делает супружество более устойчивым, поскольку позволяет избежать пресыщения. Когда жена возвращается из миквы и супруги могут снова прикоснуться друг к другу, оба испытывают громадное чувство обновления. Талмуд утверждает, что они как будто вновь стоят под хупой.

 
 
Современный флаг официально утвержден как государственный 28 октября 1948 года, через пять месяцев  после образования Государства  Израиль и после рассмотрения свыше 170 проектов. Первоначальная версия, предложенная к утверждению, представляла собой флаг, состоящий из трёх равных вертикальных полос: двух голубых по краям и белой в середине, с синим магендавидом на белой полосе. Но большинство в правительстве высказалось за две горизонтальных синих полосы, напоминающих небо и море.

Критерии еврейства

Основная статья: Еврейство

Наиболее древним  источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

евреем является человек, рождённый матерью-еврейкой или обращённый в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.[14]

В то же время, определение  того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Наиболее известным примером являются так называемые Нюрнбергские расовые законы[15].

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу.

 
 

Блюда, созданные  еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные  обычаи, которые наложили специфические  ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается  к употреблению кровь и свинина.

Из продуктов  животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и  мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической  ценности, так как они содержат значительное количество полноценных  белков, витаминов, минеральных веществ, легко усваиваемых организмом. В  блюдах широко используется сочетание  продуктов животного и растительного  происхождения, что значительно  повышает их биологическую ценность. Примером могут служить куголы, которые готовят из отварных продуктов (лапши, риса, свеклы, картофеля и др.), а также различные фаршированные блюда.

В еврейской кулинарии  ограничено применение пряностей как  по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, корица, гвоздика), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. При изготовлении блюд, в основном, используются щадящие приемы тепловой обработки — припускание, отваривание, слабое тушение с добавлением воды под крышкой.

Расселение евреев в Советском Союзе практически  по всей стране, естественно, наложило отпечаток и на еврейскую кухню. Нужно сказать, что наблюдается  и обратное явление. Так, например, национальным еврейским блюдом является форшмак, хотя первоначально оно было заимствовано из восточно-прусской кухни, где так  называлось блюдо из жареной сельди, также подаваемое на закуску. В еврейской  кухне форшмак трансформировался  в холодную закуску из рубленой сельди. Типичным блюдом еврейской кухни  является фаршированная рыба. В старых поваренных книгах (например, «Опытная поваренная книга», изданная в Воронеже в 1864 г.) она так и называется «рыба  по-еврейски». В настоящее время  фаршированная рыба стала неотъемлемой частью многих национальных кухонь.

У евреев, живущих  в Белоруссии, большой популярностью  пользуются блюда из картофеля, некоторые  из которых по технологии их изготовления напоминают блюда белорусской кухни. Это еще раз свидетельствует  о том, что взаимопроникновение  и взаимовлияние национальных кухонь всегда было и будет в дальнейшем. Однако этот процесс нисколько не способствует сглаживанию элементов  национальной кухни.

Характерной особенностью еврейской кухни является использование  топленого гусиного или куриного жира. Им заправляют холодные закуски, используют для пассерования лука, моркови и других кореньев, добавляют непосредственно в фарш.

Наиболее излюбленными блюдами в еврейской кулинарии  являются уже упоминавшаяся фаршированная  рыба, бульоны (мясные, куриные) с гренками, мандлен (профитролями), домашней лапшой и другими изделиями. Летом, в первую очередь, употребляют холодные супы (особенно свекольник и щавель), Из вторых блюд предпочтение отдается цимесам, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам (фаршированной курице, фаршированным Шейкам). Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам, Излюбленным при этом является применение меда, мака, корицы.

Вообще же, своеобразие  еврейской кухни состоит в  несложном составе блюд и быстром  их приготовлении.

Естественно, приведенные  ниже рецепты далеко не исчерпывают  все национальные еврейские блюда, но они достаточны, чтобы дать определенное представление о еврейской кухне. 

Уникальность еврейской истории

Указывая время  этногенеза (формирование) еврейского народа, большинством ученых указывается  дата между 2-1 тыс. до н. э., хотя факт существования на данной территории иной цивилизации не оспаривается, тем самым «удревняя» историю евреев. Гораздо большей задачей для многих историков является поиск материальных подтверждений, описанных в истории Храмов. К моменту формирования идеи сионизма, первой волны репатриации 17-18 в. н. э., на территории современного Израиля, не сохранилось ни одного строения из описанных в Библии. Сама «Стена Плача» является частью крепостной стены, построенной римлянами в более позднюю эпоху.

Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.

«Что такое еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это  за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и  который назло всему этому всё ещё живёт и здравствует. Что такое еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрёкся от своей религии и отказался от веры отцов? <…> Еврей — символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить; ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, — такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он — олицетворение вечности».

Информация о работе Уникальная история евреев