Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:25, статья

Краткое описание

Пространство Содружества: реалии и структуры взаимодействия. Экономика: императив модернизации. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые этапы интеграции. Коллективная безопасность. Политическое сотрудничество. Гуманитарные связи - ресурс модернизации. Год 2010 - проблемы и задачи.

Файлы: 1 файл

Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.docx

— 29.13 Кб (Скачать)

Статья первого заместителя  Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы", "Международная  жизнь" №2, 2010 года

 

 

Пространство Содружества  независимых государств оставалось приоритетом российской внешней  политики в 2009 году. Расположенные на нем страны - наши ближайшие соседи и стратегические партнеры, с которыми у нас общие задачи экономического развития и модернизации, обеспечения  региональной безопасности, достижения более справедливого мирового порядка. Соответствующие установки неоднократно подтверждались на самом высоком  политическом уровне, в том числе  в программной статье Президента Д.А.Медведева "Россия, вперед!", опубликованной в сентябре 2009 года. Правильность этой линии была подтверждена общим развитием  международных процессов в 2009 году, характеризовавшимся усилением, в  том числе под воздействием мирового финансово-экономического кризиса, регионализации глобальной политики и движением  к полицентричной международной  системе.

 

Пространство Содружества: реалии и структуры взаимодействия

 

Мы развиваем и углубляем  с партнерами двусторонние связи, которые  носят для нас базовый характер. В то же время особую роль в решении  вышеперечисленных задач играют многосторонние отношения и структуры  на пространстве СНГ, действующие во многом по принципу сетевой дипломатии. Они подвержены, разумеется, влиянию  двусторонних отношений, оказывают  на них немалое встречное воздействие. При этом тесные и многоплановые  связи, соединяющие наши страны, взаимозависимость, сама география объективно диктуют  философию подхода к пространству Содружества как общему региону  жизнедеятельности и развития расположенных  на нем государств. В этом контексте  многостороннее сотрудничество заслуживает  самостоятельного анализа и определения  ориентиров для дальнейших действий.

 

Подводя итоги 2009 года, можно  констатировать, что он был весьма непростым, неоднозначным, но плодотворным. Преобладали позитивные, созидательные  тенденции в работе ключевых многосторонних структур: Содружества независимых  государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о  коллективной безопасности.

 

В 2009 году стержнем деятельности СНГ, сохранявшего свою специфику как  наиболее широкий и гибкий формат многостороннего политического  диалога и отраслевого сотрудничества на постсоветском пространстве, продолжало оставаться претворение в жизнь  Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации на заседании  Совета глав государств - участников Содружества  в Душанбе 5 октября 2007 года. Продолжала проводиться зафиксированная в  Концепции линия на "формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического  объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника". Был реализован ряд важных решений по совершенствованию механизмов Содружества. Введен институт сквозного председательства в высших уставных органах СНГ - Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел и Экономическом совете СНГ, - роль председательства усилена, что закреплено соответствующим Положением. Утверждены новые Правила процедуры уставных органов. Создан институт Национальных координаторов в ранге вице-премьеров, который, не входя в структуру органов СНГ, призван обеспечивать на национальном уровне эффективное выполнение принимаемых высшими органами СНГ решений.

 

Шаги по формированию Таможенного  союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, учреждение Центра высоких  технологий и Антикризисного фонда  в полной мере подтвердили роль ЕврАзЭС  как "ядра" региональной интеграции на пространстве СНГ.

 

В 2009 году укреплялся потенциал  ОДКБ как ключевой структуры региональной безопасности на пространстве Содружества, с учетом расширения в современном  мире спектра угроз, с которыми сталкиваются государства и их граждане (терроризм, экстремизм, наркотики, требующие особого  внимания, в том числе - в свете  крайне непростой ситуации в Афганистане  и Пакистане). Неслучайно еще в 2006 году главами государств ОДКБ была поставлена задача ее трансформации  в универсальную международную  организацию в сфере безопасности, способную эффективно реагировать  на эти угрозы. Важным шагом на данном направлении стало создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

 

Множественность многосторонних форматов отражает действующий на пространстве СНГ принцип так называемой разноуровневой и разноскоростной интеграции. На практике речь идет об "изменяемой геометрии" многостороннего сотрудничества, позволяющей  каждому государству, при всей диверсификации политических и экономических интересов, найти в нем свое место.

 

Упомянутые выше конкретные шаги в развитии региональных интеграционных процессов делались на фоне все более  сложной мозаики разнообразных, подчас разнонаправленных интересов, воздействующих на ход событий на пространстве СНГ. На протяжении всего  постсоветского периода идет процесс  становления суверенных независимых  государств и их национального самосознания. В рамках многовекторной политики они  активно включаются в мировые  экономические и политические связи. Все более ощутимо заявляют о  себе внерегиональные партнеры. Сохраняются  опасные "раздражители" - в виде неурегулированных конфликтов и  проблемных моментов во взаимоотношениях тех или иных государств.

 

Проявлением деструктивных  тенденций стало вступление в  силу в августе 2009 года решение Грузии о выходе из состава СНГ, принятое за год до этого. Этот импульсивный шаг, сделанный по следам отпора грузинскому  нападению на Южную Осетию в 2008 году, не помешал Тбилиси принять меры по сохранению своего членства в 75 многосторонних соглашениях, заключенных в рамках Содружества и открытых для не входящих в него стран. Данный пример показателен, поскольку подтверждает наличие объективной заинтересованности государств на постсоветском пространстве в сохранении взаимных связей, какие бы проблемы ни возникали в их двусторонних отношениях.

 

Основные усилия многосторонних структур на пространстве Содружества  в 2009 году - разумеется, с учетом их специфики - были сосредоточены на трех ключевых направлениях: экономика, безопасность и политический диалог, гуманитарная составляющая.

 

Экономика: императив модернизации

 

Своего рода "моментом истины" в отношении региональных структур стал мировой финансово-экономический  кризис. Он весьма сильно повлиял на экономику стран СНГ, выявив ее уязвимость перед перепадами внешней ценовой  конъюнктуры, слабость внутренних рынков, ориентированность на приток внешних  инвестиций. Но это стимулировало  и понимание того, что максимально  эффективно противостоять негативным последствиям кризиса можно только общими усилиями. В относительно сжатые сроки были предприняты практические шаги на этом направлении.

 

С октября 2008 года на постоянной основе действует институт совещания  министров финансов государств - участников СНГ, занимающийся мониторингом воздействия  кризиса на наши страны и выработкой соответствующих практических мер. К его работе привлекаются также  министры экономики и руководители центральных банков. Результатом  состоявшихся на сегодняшний день трех таких совещаний стал План реализации совместных мер стран Содружества  по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса  на 2009-2010 годы, одобренный главами государств на саммите СНГ в Кишиневе в  октябре и утвержденный главами  правительств в Ялте в ноябре 2009 года.

 

Документом предусматривается  реализация совместных мер, направленных на расширение использования национальных валют государств СНГ во взаиморасчетах по экспортно-импортным операциям, устранение межгосударственных барьеров во взаимной торговле, скоординированную  защиту внутренних рынков государств Содружества от недобросовестной конкуренции  со стороны хозяйствующих субъектов  третьих стран, проведение скоординированной  политики по поддержке промышленного  сектора, внутренних рынков продовольствия и других товаров. Важно, что разработанная  система мер не только выстроена  с учетом специфики наших стран, но и соответствует современным  тенденциям мировой экономики, включая  решения, вырабатываемые в рамках "двадцатки".

 

Соответствующие шаги были предприняты  и по линии Евразийского экономического сообщества. В его рамках также  были утверждены меры по противодействию  кризису. Особое значение имеет создание Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учредителями которого стали государства - члены  Сообщества и Армения, имеющая в  ЕврАзЭС статус наблюдателя. Средства Фонда с объемом в 10 млрд. долларов в свободно конвертируемых валютах  предназначены для предоставления государствам - членам Фонда суверенных займов, стабилизационных кредитов участвующим  в нем странам с низким уровнем  доходов, а также для финансирования межгосударственных проектов. Доля России в Антикризисном фонде составит 7,5 млрд. долларов. Фонд является открытой структурой, его участниками при  выполнении необходимых требований могут стать и другие государства  СНГ.

 

Наряду с антикризисными усилиями были предприняты шаги по развитию экономического взаимодействия. При этом отчетливо проявилась востребованность многосторонних форматов как инструмента  развития и модернизации экономик государств-участников. Страны Содружества приступили к  выполнению Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, долгосрочными  целями которой являются обеспечение  устойчивого развития и экономической  безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения и  конкурентоспособности национальных экономик наших стран, укрепление их позиций в мировой хозяйственной  системе. Мероприятия, включенные в  План первого этапа, нацелены на то, чтобы преодолеть преимущественно  сырьевой характер экономик, через  комплекс мер в системообразующих  областях добиться существенного наращивания  экономического потенциала стран Содружества. По существу, первый этап - это начало формирования условий, которые должны обеспечить в последующем перевод  государств Содружества на инновационный  путь развития.

 

Первые практические шаги на этом пути уже делаются. В СНГ, как и в ЕврАзЭС, научно-техническое  сотрудничество, инновации начали оформляться  как целостное самостоятельное  направление взаимодействия.

 

Создание в рамках ЕврАзЭС  Центра высоких технологий призвано активизировать процесс внедрения  инноваций во всех сферах экономики  государств Сообщества, создать заделы на посткризисный период. Центр будет  функционировать с использованием имеющихся в странах ЕврАзЭС  инструментов и институтов развития, включая негосударственные.

 

Экономическое взаимодействие в рамках СНГ и ЕврАзЭС носило многоплановый характер. 2009 год в  Содружестве был Годом энергетики. Он отмечен утверждением Концепции  сотрудничества государств - участников СНГ в этой сфере и Плана  первоочередных мероприятий по ее реализации. Понятно, что работа на этом важном для всех стран Содружества направлении  будет продолжаться и в последующие  годы.

 

В контексте задачи дальнейшей либерализации торговли на пространстве Содружества необходимо отметить подготовку проекта нового Договора о зоне свободной  торговли, который должен заменить уже во многом не отвечающее реалиям  и нормам ВТО Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.

 

Львиная доля работы в сфере  экономического взаимодействия по линии  СНГ и ЕврАзЭС приходилась  на отраслевые советы. В СНГ их сейчас около 70. Не все из них действуют  одинаково эффективно, но в целом  именно они, не создавая громких информационных поводов, во многом формируют ткань  повседневных взаимоотношений наших  государств в различных сферах. В  качестве примеров можно привести Совет  по железнодорожному транспорту, играющий ключевую роль в обеспечении нормального  функционирования железнодорожной  инфраструктуры наших стран, Электроэнергетический  совет, курирующий работу Единой энергетической системы России и стран Содружества. На кишиневском заседании Совета глав государств СНГ в октябре 2009 года принято Общее положение  об отраслевых органах, направленное на придание работе отраслевых советов  большей системности и динамизма.

Серьезное внимание уделялось  ведущейся в рамках ЕврАзЭС разработке путей решения проблемы эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, имеющей  важное значение для обеспечения  стабильности в регионе. При этом мы исходим из того, что вопросы  водопользования необходимо решать на основе общепризнанных норм международного права и с учетом интересов  всех государств, расположенных на трансграничных водостоках.

 

В целом в 2009 году продолжалось укрепление экономических взаимосвязей с акцентом на формирование самостоятельных  инновационных направлений сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС, что  в перспективе будет способствовать модернизации и достижению технологического прорыва в экономике наших  государств.

 

Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые  этапы интеграции

 

Особое место в работе по развитию экономического взаимодействия на пространстве СНГ в 2009 году по праву  занимает формирование Таможенного  союза Белоруссии, Казахстана и России. Без преувеличения, речь идет о прорыве  в деле региональной интеграции. По решению глав государств, впервые  создается интеграционная структура  с наднациональным органом - Комиссией  Таможенного союза, которая уже  приступила к работе. Формируется  единая таможенная территория, в пределах которой не будут применяться  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера. Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс Таможенного  союза были одобрены на заседании  Межгосударственного совета ЕврАзЭС  на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в Минске, что позволило Таможенному  союзу "тройки" заработать уже  с 1 января 2010 года. В соответствии с  отдельными планами будет осуществлен  перенос согласованных видов  государственного контроля на внешнюю  границу Таможенного союза. Начало полномасштабного функционирования Союза запланировано с 1 июля 2010 года.

 

Таможенный союз открыт для  участия и других государств

ЕврАзЭС по мере их готовности. Одобрен проект Положения о порядке  присоединения к Таможенному  союзу. С учетом пожеланий киргизской стороны сформирована рабочая группа для рассмотрения комплекса вопросов, связанных со вступлением в него Киргизии. В перспективе может  идти речь и о присоединении Таджикистана.

 

Создавая Таможенный союз, его участники подтвердили общее  стремление к скорейшему вступлению во Всемирную торговую организацию. Одновременно уже в конце года были предприняты важнейшие шаги по переходу к следующему этапу интеграции - формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств не позднее 1 января 2012 года. На неформальной встрече лидеров государств - членов Таможенного союза "тройки" 19-20 декабря 2009 года в Алма-Ате был  принят план соответствующих действий на 2010-2011 годы. В рамках ЕЭП предполагается обеспечить свободу движения капитала и передвижения рабочей силы, проведение тремя странами согласованной макроэкономической и валютной политики, а также создать  единый рынок связи и общий  рынок нефти, нефтепродуктов и газа.

Информация о работе Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы"