Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:25, статья
Пространство Содружества: реалии и структуры взаимодействия. Экономика: императив модернизации. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые этапы интеграции. Коллективная безопасность. Политическое сотрудничество. Гуманитарные связи - ресурс модернизации. Год 2010 - проблемы и задачи.
Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы", "Международная жизнь" №2, 2010 года
Пространство Содружества
независимых государств оставалось
приоритетом российской внешней
политики в 2009 году. Расположенные на
нем страны - наши ближайшие соседи
и стратегические партнеры, с которыми
у нас общие задачи экономического
развития и модернизации, обеспечения
региональной безопасности, достижения
более справедливого мирового порядка.
Соответствующие установки
Пространство Содружества: реалии и структуры взаимодействия
Мы развиваем и углубляем
с партнерами двусторонние связи, которые
носят для нас базовый
Подводя итоги 2009 года, можно констатировать, что он был весьма непростым, неоднозначным, но плодотворным. Преобладали позитивные, созидательные тенденции в работе ключевых многосторонних структур: Содружества независимых государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности.
В 2009 году стержнем деятельности
СНГ, сохранявшего свою специфику как
наиболее широкий и гибкий формат
многостороннего политического
диалога и отраслевого
Шаги по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, учреждение Центра высоких технологий и Антикризисного фонда в полной мере подтвердили роль ЕврАзЭС как "ядра" региональной интеграции на пространстве СНГ.
В 2009 году укреплялся потенциал
ОДКБ как ключевой структуры региональной
безопасности на пространстве Содружества,
с учетом расширения в современном
мире спектра угроз, с которыми сталкиваются
государства и их граждане (терроризм,
экстремизм, наркотики, требующие особого
внимания, в том числе - в свете
крайне непростой ситуации в Афганистане
и Пакистане). Неслучайно еще в 2006
году главами государств ОДКБ была
поставлена задача ее трансформации
в универсальную международную
организацию в сфере
Множественность многосторонних
форматов отражает действующий на пространстве
СНГ принцип так называемой разноуровневой
и разноскоростной интеграции. На
практике речь идет об "изменяемой геометрии"
многостороннего
Упомянутые выше конкретные шаги в развитии региональных интеграционных процессов делались на фоне все более сложной мозаики разнообразных, подчас разнонаправленных интересов, воздействующих на ход событий на пространстве СНГ. На протяжении всего постсоветского периода идет процесс становления суверенных независимых государств и их национального самосознания. В рамках многовекторной политики они активно включаются в мировые экономические и политические связи. Все более ощутимо заявляют о себе внерегиональные партнеры. Сохраняются опасные "раздражители" - в виде неурегулированных конфликтов и проблемных моментов во взаимоотношениях тех или иных государств.
Проявлением деструктивных тенденций стало вступление в силу в августе 2009 года решение Грузии о выходе из состава СНГ, принятое за год до этого. Этот импульсивный шаг, сделанный по следам отпора грузинскому нападению на Южную Осетию в 2008 году, не помешал Тбилиси принять меры по сохранению своего членства в 75 многосторонних соглашениях, заключенных в рамках Содружества и открытых для не входящих в него стран. Данный пример показателен, поскольку подтверждает наличие объективной заинтересованности государств на постсоветском пространстве в сохранении взаимных связей, какие бы проблемы ни возникали в их двусторонних отношениях.
Основные усилия многосторонних структур на пространстве Содружества в 2009 году - разумеется, с учетом их специфики - были сосредоточены на трех ключевых направлениях: экономика, безопасность и политический диалог, гуманитарная составляющая.
Экономика: императив модернизации
Своего рода "моментом
истины" в отношении региональных
структур стал мировой финансово-
С октября 2008 года на постоянной
основе действует институт совещания
министров финансов государств - участников
СНГ, занимающийся мониторингом воздействия
кризиса на наши страны и выработкой
соответствующих практических мер.
К его работе привлекаются также
министры экономики и руководители
центральных банков. Результатом
состоявшихся на сегодняшний день трех
таких совещаний стал План реализации
совместных мер стран Содружества
по преодолению последствий
Документом предусматривается
реализация совместных мер, направленных
на расширение использования национальных
валют государств СНГ во взаиморасчетах
по экспортно-импортным операциям,
устранение межгосударственных барьеров
во взаимной торговле, скоординированную
защиту внутренних рынков государств
Содружества от недобросовестной конкуренции
со стороны хозяйствующих
Соответствующие шаги были предприняты
и по линии Евразийского экономического
сообщества. В его рамках также
были утверждены меры по противодействию
кризису. Особое значение имеет создание
Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учредителями
которого стали государства - члены
Сообщества и Армения, имеющая в
ЕврАзЭС статус наблюдателя. Средства
Фонда с объемом в 10 млрд. долларов
в свободно конвертируемых валютах
предназначены для
Наряду с антикризисными
усилиями были предприняты шаги по
развитию экономического взаимодействия.
При этом отчетливо проявилась востребованность
многосторонних форматов как инструмента
развития и модернизации экономик государств-участников.
Страны Содружества приступили к
выполнению Плана мероприятий по
реализации первого этапа (2009-2011 гг.)
Стратегии экономического развития
СНГ на период до 2020 года, долгосрочными
целями которой являются обеспечение
устойчивого развития и экономической
безопасности, повышение благосостояния
и качества жизни населения и
конкурентоспособности
Первые практические шаги на этом пути уже делаются. В СНГ, как и в ЕврАзЭС, научно-техническое сотрудничество, инновации начали оформляться как целостное самостоятельное направление взаимодействия.
Создание в рамках ЕврАзЭС
Центра высоких технологий призвано
активизировать процесс внедрения
инноваций во всех сферах экономики
государств Сообщества, создать заделы
на посткризисный период. Центр будет
функционировать с
Экономическое взаимодействие
в рамках СНГ и ЕврАзЭС носило
многоплановый характер. 2009 год в
Содружестве был Годом
В контексте задачи дальнейшей либерализации торговли на пространстве Содружества необходимо отметить подготовку проекта нового Договора о зоне свободной торговли, который должен заменить уже во многом не отвечающее реалиям и нормам ВТО Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Львиная доля работы в сфере
экономического взаимодействия по линии
СНГ и ЕврАзЭС приходилась
на отраслевые советы. В СНГ их сейчас
около 70. Не все из них действуют
одинаково эффективно, но в целом
именно они, не создавая громких информационных
поводов, во многом формируют ткань
повседневных взаимоотношений наших
государств в различных сферах. В
качестве примеров можно привести Совет
по железнодорожному транспорту, играющий
ключевую роль в обеспечении нормального
функционирования железнодорожной
инфраструктуры наших стран, Электроэнергетический
совет, курирующий работу Единой энергетической
системы России и стран Содружества.
На кишиневском заседании Совета
глав государств СНГ в октябре 2009
года принято Общее положение
об отраслевых органах, направленное на
придание работе отраслевых советов
большей системности и
Серьезное внимание уделялось
ведущейся в рамках ЕврАзЭС разработке
путей решения проблемы эффективного
использования водно-
В целом в 2009 году продолжалось
укрепление экономических взаимосвязей
с акцентом на формирование самостоятельных
инновационных направлений
Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые этапы интеграции
Особое место в работе по развитию экономического взаимодействия на пространстве СНГ в 2009 году по праву занимает формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Без преувеличения, речь идет о прорыве в деле региональной интеграции. По решению глав государств, впервые создается интеграционная структура с наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза, которая уже приступила к работе. Формируется единая таможенная территория, в пределах которой не будут применяться таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс Таможенного союза были одобрены на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в Минске, что позволило Таможенному союзу "тройки" заработать уже с 1 января 2010 года. В соответствии с отдельными планами будет осуществлен перенос согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза. Начало полномасштабного функционирования Союза запланировано с 1 июля 2010 года.
Таможенный союз открыт для участия и других государств
ЕврАзЭС по мере их готовности.
Одобрен проект Положения о порядке
присоединения к Таможенному
союзу. С учетом пожеланий киргизской
стороны сформирована рабочая группа
для рассмотрения комплекса вопросов,
связанных со вступлением в него
Киргизии. В перспективе может
идти речь и о присоединении
Создавая Таможенный союз,
его участники подтвердили