Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:25, статья

Краткое описание

Пространство Содружества: реалии и структуры взаимодействия. Экономика: императив модернизации. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые этапы интеграции. Коллективная безопасность. Политическое сотрудничество. Гуманитарные связи - ресурс модернизации. Год 2010 - проблемы и задачи.

Файлы: 1 файл

Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.docx

— 29.13 Кб (Скачать)

 

Коллективная безопасность. Политическое сотрудничество

 

Совместное обеспечение  безопасности, включая противодействие  новым вызовам и угрозам, сотрудничество в правоохранительной сфере являются важным консолидирующим фактором в  отношениях государств пространства Содружества. В этих вопросах наработан солидный опыт и потенциал.

 

Взаимодействие в рамках СНГ осуществлялось в 2009 году на основе двухгодичных (2008-2010 гг.) межгосударственных программ по борьбе с преступностью, терроризмом и иными насильственными  проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также  Программы сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с торговлей  людьми на 2007-2010 годы.

 

В рамках ОДКБ выполнялся План коллективных действий государств - членов Организации по реализации Глобальной контртеррористической стратегии  ООН на 2008-2012 годы, а также велась отработка механизмов борьбы с наркотрафиком  и незаконной миграцией, реагирования на катастрофы техногенного и природного характера. Следует особо отметить роль ОДКБ в лице его Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в борьбе с афганским наркотрафиком, который фактически приобрел масштаб наркоагрессии против России и других стран.

В поле зрения многостороннего  взаимодействия находились и военно-политические аспекты безопасности на пространстве СНГ. В 2009 году на этом направлении удалось  добиться качественного прогресса - наделить ОДКБ реальными "мускулами" - потенциалом силового воздействия. Речь идет о создании уже упоминавшихся  Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. В функции КСОР ОДКБ входят отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с  международным терроризмом и  насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях реализации этих задач в состав КСОР включены мобильные  войсковые подразделения по линии  вооруженных сил, подразделения  специального назначения министерств  внутренних дел, служб безопасности и министерств по чрезвычайным ситуациям.

 

Решения о применении Сил  будут приниматься единогласно. Они будут действовать исключительно  на территориях государств - членов Организации.

С вопросами безопасности тесно смыкается политическая составляющая многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ. В силу понятных причин и здесь центр тяжести приходится на ОДКБ, в рамках которой в 2009 году предпринимались шаги по повышению  эффективности координации внешнеполитической деятельности государств-членов. Этому  вопросу было посвящено апрельское заседание СМИД ОДКБ в Ереване. В  практическом плане акцент делался  на скоординированном продвижении  российской инициативы по разработке и заключению Договора о европейской  безопасности. В сентябре "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН  министры иностранных дел государств - членов ОДКБ приняли специальное  заявление по этой теме. В нем  была подчеркнута важность создания устойчивой системы коллективной безопасности на основе общепризнанных принципов  и норм международного права при  центральной роли ООН. Министры выступили  за систему единой, равной и неделимой  безопасности для всех государств пространства Евро-Атлантики и Евразии, а также  за созыв встречи руководителей  всех действующих в сфере евробезопасности международных организаций, включая  Евросоюз, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, для  обсуждения стратегий безопасности, принятых в этих организациях.

 

Гуманитарные связи - ресурс модернизации

 

Одним из приоритетных направлений  многостороннего взаимодействия на пространстве СНГ продолжало оставаться гуманитарное сотрудничество. В дополнение к своей общей миссии сохранения цивилизационно-культурной и духовной общности проживающих на пространстве СНГ народов, развития контактов  между людьми, сегодня оно приобретает  и прикладной характер - как важный ресурс модернизации наших стран, формирования в них "умных" экономик, воспитания поколения современных молодых  людей, ориентированных на будущее, но и не забывающих своих корней. Символично в этой связи то, что  в гуманитарной сфере 2009 год в  рамках СНГ был объявлен Годом  молодежи.

 

Гуманитарные связи в  Содружестве нацелены на дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного  пространств, здравоохранения, спорта и туризма. Необходимо отметить, что  впервые в практике СНГ были предприняты  усилия по сведению воедино разных направлений гуманитарного сотрудничества, приданию взаимодействию на этом направлении  более системного и согласованного характера. Именно в этом русле сформирован  План приоритетных мероприятий в  сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2009-2010 годы, одобренный главами правительств в мае.

 

Другим важным моментом, способствовавшим приданию гуманитарному сотрудничеству в 2009 году нового качества, стала работа Совета по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственного фонда  гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. При поддержке этих структур был проведен ряд крупных  культурных и общественных мероприятий, среди которых - Четвертый ежегодный  форум творческой и научной интеллигенции  государств - участников СНГ в Кишиневе 24-25 сентября. Форумы являются очень  важным и перспективным институтом сотрудничества, помогающим решать весьма актуальную задачу - подкрепить межгосударственное взаимодействие в рамках СНГ связями  по линии гражданского общества, усилить  роль последнего в многостороннем сотрудничестве на пространстве Содружества.

 

Год 2010 - проблемы и задачи

 

Для Российской Федерации 2010 год будет весьма непростым. Предстоит  без преувеличения огромная работа на направлении Таможенного союза  и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. Необходимо будет согласовать немалое количество документов по ЕЭП, затрагивающих конкретные экономические интересы государств, запустить и отладить механизмы, обеспечивающие техническое функционирование Таможенного союза. Данная проблематика, относящаяся прежде всего к компетенции  экономических ведомств, а также  Комиссии Таможенного союза, сохранит свою приоритетность и в дальнейшем.

 

В 2010 году должны начать полномасштабную  работу Антикризисный фонд и Центр  высоких технологий ЕврАзЭС. Рассчитываем, что это придаст новый импульс  деятельности Сообщества, укрепит сотрудничество между государствами-членами, активизирует взаимодействие ЕврАзЭС с государствами-наблюдателями. Будем продолжать линию на укрепление Сообщества как важного центра экономической  интеграции на постсоветском пространстве.

 

Непростые и весьма ответственные  задачи встают перед Российской Федерацией в связи с ее председательством  в СНГ. Будем нацеливать наши усилия на повышение эффективности Содружества, его укрепление как региональной организации, приумножение всего того позитива, который был накоплен за предыдущие годы. Для нас важно, чтобы  не только государства, но и их граждане в полной мере почувствовали отдачу от работы этой структуры. Будем руководствоваться одобренной Президентом Д.А.Медведевым Концепцией российского председательства и Планом мероприятий по ее реализации, которые были представлены партнерам на кишиневском саммите СНГ 9 октября 2009 года.

 

2010 год будет особым  в связи с празднованием 65-й  годовщины Победы в Великой  Отечественной войне 1941-1945 годов.  На упомянутом выше октябрьском  саммите в Кишиневе было решено  объявить его в СНГ Годом  ветеранов Великой Отечественной  войны 1941- 1945 годов. Он пройдет  под девизом: "Мы победили вместе!" Очень важным в политико-психологическом  и духовном отношении было  принятие на кишиневском саммите  Обращения глав государств к  народам государств - участников  Содружества и мировой общественности  в связи с 65-й годовщиной  Победы в Великой Отечественной  войне 1941-1945 годов, в котором  подчеркивается решающая роль  народов СССР в разгроме фашизма.  Принят специальный план мероприятий  в СНГ по подготовке юбилея, к Дню Победы планируется приурочить  неформальный саммит Содружества  в Москве. Будем активно работать  над реализацией плана. Особое  внимание уделим ветеранскому  направлению, отдавая дань уважения  и заботы людям, благодаря которым  удалось остановить шествие фашизма  к мировому господству, и воспитывая  на их примере молодое поколение. 

 

Другой ключевой темой 2010 года в СНГ будет сотрудничество в сфере науки и инноваций. В рамках СНГ создаются Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической  и инновационной сферах и Совет  по сотрудничеству в области фундаментальной  науки. Поддержку у партнеров  по Содружеству нашли предложения  Российского научного центра "Курчатовский институт" о разработке в качестве совместных инициатив Стратегии  развития нанотехнологий и Соглашения по формированию Единой научно-исследовательской  инфраструктуры государств - участников СНГ. Уже ведется работа по созданию Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ на базе Объединенного  института ядерных исследований в Дубне. Готовится Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.

 

В соответствии с Концепцией российского председательства будем  продолжать работу по тем направлениям, которые объявлялись главными в  СНГ в предыдущие годы: энергетика, транспорт, миграция. Особое внимание имеем в виду уделить всему  блоку вопросов экономического сотрудничества, в частности разработке нового многостороннего  Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Будем укреплять элементы экономической общности с нашими партнерами, наращивать экономическую  составляющую коллективного взаимодействия в русле Стратегии экономического развития Содружества до 2020 года. Важную роль в этом должны сыграть отраслевые советы.

 

Должное внимание будет уделяться  политическому диалогу в рамках СНГ, повышению его уровня и результативности.

Как и остальные государства  СНГ, мы хорошо видим слабые стороны  этой организации, являющиеся во многом оборотной стороной ее важного достоинства - широкого состава участников. С  учетом этого будем продолжать работу над укреплением механизмов Содружества, а также улучшением состояния  дел с реализацией в государствах принимаемых в рамках Содружества  решений. В этом смысле незаменимую  роль должны сыграть Национальные координаторы по СНГ.

 

В 2010 году предстоит немалая  работа и по линии ОДКБ, где продолжается наработка договорно-правовой базы сотрудничества, принимаются практические шаги по взаимодействию в различных  областях. Особое внимание, разумеется, предстоит уделить дальнейшему  становлению КСОР.

Важным аспектом деятельности ОДКБ будет оставаться политический диалог, в том числе согласование шагов в деле продвижения проекта  Договора о европейской безопасности. Крайне важным представляется также  обеспечение поддержки как в  ОДКБ, так и в СНГ деятельности наших казахстанских партнеров  как страны, председательствующей в  ОБСЕ. Тем более что Казахстан  выступал как, по существу, единый кандидат от стран СНГ при рассмотрении его заявки на председательство.

 

Мы - реалисты и исходим  из того, что в 2010 году продолжится  процесс интегрирования пространства СНГ в мировую экономику и  политику, а значит, сохранят свою актуальность многовекторность внешней и внешнеэкономической  политики расположенных на нем государств и тенденция к повышению интереса других стран и объединений к  этому пространству.

 

В этом смысле весьма показательной  является инициатива Европейского союза "Восточное партнерство", сфокусированная  на наших партнерах по Содружеству - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Молдавии, Украине, а также вышедшей из состава  СНГ Грузии. Данная инициатива затрагивает  целый ряд сфер взаимодействия, в  которых работают многосторонние структуры  с российским участием на пространстве СНГ. В России исходят из того, что  развитие этой программы ЕС должно способствовать взаимодополняемости  процессов сотрудничества и интеграции в различных регионах Европы и  Азии, а не противопоставлять их. Именно в таком ключе действует  и будет действовать Россия во взаимоотношениях с ЕС и приглашенными  в "Восточное партнерство" странами Содружества. Мы также констатируем наличие в Евросоюзе дискуссий  по вопросу о приглашении к "Восточному партнерству" других стран. В русле  своего принципиального подхода  к взаимодействию с ЕС Россия была бы готова рассмотреть возможность  своего подключения к совместной разработке тех или иных проектов, в том числе в рамках поддержанной на последнем саммите Россия - ЕС инициативы о создании своего рода Союза для модернизации. Разумеется, взаимодействие должно осуществляться на равноправной основе, что подразумевает  совместное формирование соответствующих  проектов.

Важно, чтобы развитие многовекторности на пространстве СНГ, деятельность внерегиональных  партнеров способствовали укреплению здесь стабильности, экономическому развитию и повышению жизненного уровня населения. Сотрудничество с  третьими странами не должно противопоставлять  государства Содружества друг другу, ставить их перед ложным выбором. Во многом именно поэтому мы настойчиво продвигаем идею неделимости безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Перед нами стоят общие вызовы, и справляться с ними мы должны совместно.


Информация о работе Статья первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова "СНГ в 2009 году: достижения, проблемы, перспективы"