Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Задорожная Мария.docx

— 110.93 Кб (Скачать)

По последним данным независимого аналитического агентства структура продаваемых автомобилей в России, исходя из их стоимости, имеет следующий вид:

  • до 700 тыс. руб. – 12 %;
  • от 700 тыс. руб. до 1 млн руб. – 35 %;
  • от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. – 43 %;
  • дороже 1,5 млн руб. – 10 %.

В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года.

 

3.2. Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения

 

Характеризуя автомобильную промышленность России в целом, стоит отметить, что автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы.

С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей.

Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает необходимым научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Широко используются для нужд автомобилестроения возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Российский автомобильный рынок растет, и от этого хорошо всем – и отечественным и зарубежным производителям. Столь благоприятная ситуация обусловлена, прежде всего, стабилизацией экономики. По данным, предоставленным PricewaterhouseCoopers, в 2004 году прирост реального ВВП составил 6,7%. Анализ текущей ситуации позволяет прогнозировать рост ВВП в 2005 году до 5,3%, что превышает первоначальный прогноз правительства. В течение ближайших 4-5 лет прогнозируется рост прямых иностранных инвестиций в экономику России. В 2004 году этот показатель составил 6,8 млрд, в 2004 году по предварительным оценкам будет равен 7 млрд30.

Рост личного располагаемого дохода на душу населения в 2005 году прогнозируется на уровне 7,7% и по оценке аналитиков будет расти на 4-4,9% в течение следующих четырех лет. Рост благосостояния граждан способствует активному развитию сферы потребления и, в частности, повышению спроса на товары длительного пользования. Однако помимо общей благоприятной экономической ситуации и роста доходов можно отметить еще один стимулирующий фактор – развитие направления потребительского кредитования. Россияне стали отдавать предпочтение новым автомобилям отечественного и иностранного производства.

Рост российского автомобильного рынка лучше всего могут проиллюстрировать цифры. С 1992 года российский автомобильный парк вырос с 11 до 22,5 млн в 2004 году. В 2003 году российские производители выпустили 842 тыс. автомобилей, в 2004 году этот показатель был равен 870 тыс., а в первом квартале 2005 года – уже составляет 232 тыс. Количество автомобилей, выпущенных в России зарубежными производителями, в первом квартале 2005 года равняется 25 тыс., хотя еще в 2003 году было выпущено всего лишь 11 тыс. В 2004 году количество автомобилей, выпущенных зарубежными производителями, увеличилось в 5 раз по сравнению с предыдущим годом.

Также наблюдается рост и в секторе новых иномарок. В 2003 году их было продано 117 тыс., в 2004 – уже 164 тыс., а в первом квартале 2005 года их число равняется 43 тыс. В то же время сегмент подержанных иномарок постепенно уменьшается31. В 2003 году было продано 447 тыс. подержанных автомобилей иностранного производства, в 2004 – 400 тыс., а в первом квартале 2005 года – 42 тыс.

Рост доли автомобилей иностранного производства в общем парке стимулирует развитие инфраструктуры для их обслуживания и продажи. Сложности с покупкой запчастей для большинства иностранных брендов фактически больше не являются препятствием для роста импорта.

Лидирующие позиции на российском автомобильном рынке по-прежнему сохраняют три крупнейшие автомобильные компании – «АвтоВАЗ», группа «СОК» («Иж-Авто» и «РосЛада») и «РусПромАвто» (ГАЗ). В течение 2003-2004 годов доля рынка российских автомобилей составляла 58-59%, а в первом квартале 2005 года российские производители увеличили свою долю рынка до 68%.

Среди иностранных брендов, развернувших производство в России, выделяются Ford, GM, KIA, BMW, Renault, Hyundai. Доли новых импортных иномарок в количественном и денежном выражении составили соответственно 12% и 34% в первом квартале 2005 года — по сравнению с 11% и 31% в 2004 году. Из всех автомобилей иностранного производства, проданных в России в первом квартале 2005 года, около 50% приходится на азиатские марки, по сравнению с приблизительно 40% в первом квартале 2004 года. Из этого количества на долю японских автомобилей пришлось 35% по сравнению с 26% в первом квартале 2004 года. На руку азиатским производителям сыграло резкое увеличение курса евро по отношению к доллару, произошедшее в 2004 году.

В 2005 году резко снизился объем продаж подержанных иномарок, и увеличился спрос на новые автомобили российского и зарубежного производства. Резкое снижение рыночной доли подержанных иномарок (до 12% в количественном и 14% в денежном выражении в первом квартале 2005 года) имеет свои причины. В 2003 году количество ввезенных на территорию России подержанных иномарок достигло 447 тыс., что было спровоцировано повышением импортных пошлин. Однако уже в 2004 году последовало резкое снижение – было ввезено 400 тыс. В первом квартале 2005 года было ввезено всего лишь 42 тыс. подержанных иномарок. В процентном соотношении снижение рыночной доли подержанных импортных автомобилей имело следующее выражение: 27% в 2004 году и 12% в первом квартале 2005 года, что свидетельствует о том, что сегмент продолжает сокращаться, правда, уже более плавно.

Средства, которые не были потрачены на подержанные автомобили, распределяются между новыми российскими и иностранными брендами. В первом квартале 2005 года наибольшую долю этих средств удалось получить российским автомобилестроителям и международным концернам, производящим в России.

В целом можно отметить, что российский автомобильный рынок находится на подъеме. Достаточно наглядно это можно представить обратившись к статистике и аналитике. В «послекризисном» 2001 году, на приобретение новых автомобилей россияне потратили всего 5,5 млрд. долларов, а в прошлом 2004-м году общая сумма затрат составила уже около 11 млрд. долларов.

Самый ощутимый скачек затрат потребителей на приобретение новых автомобилей был отмечен в 2003-м году, когда прирост долларовой составляющей составил около 40%. Это было связано со стабилизацией нашей экономики, ростом реальной покупательной стоимости рубля и увеличением доходов населения. Сейчас процесс роста автомобильного рынка несколько замедлился.

В количественном выражении 2005 год прогнозируется даже несколько меньше прошлого (минус 7-8%). Но в денежном выражении ожидается примерно 10-процентный прирост затрат населения на приобретение новых авто. Итоговое значение по году должно составить около 12 млрд. долларов против 10,9 млрд. в прошлом году. Это будет связано с двумя основными причинами- ростом стоимости автомобилей и широким распространением кредитных схем. Рост стоимости новых автомобилей за год составил примерно 15-20%, причем произошло это во всех секторах рынка- как отечественных автомобилей, так и новых, и подержанных иномарок.

Западные аналитики прогнозируют, что дальнейший растущий спрос будет подогреваться исключительно потребительским кредитованием финансовых фондов западных производителей, которые и будут снимать сливки на развивающемся российском авторынке. При этом они делают вывод, что российский автомобильный рынок в итоге практически полностью достанется иностранцам. Среди причин этого явления называется основной параметр- соотношении цены и качества, по которому российские автомобили из года в год сдают позиции иномаркам. Россияне все более активно обращают внимание на новые импортные авто, которые становятся все доступнее.

Немалую роль здесь играет потребительское кредитование финансовых фондов иностранных заводов-производителей. По мнению западных аналитиков политика дешевых кредитов, поддерживаемая многими иностранными автомобильными импортерами, представляет теперь настоящую угрозу отечественным производителям. Компании часто обеспечивают более низкую ставку кредита покупателю, чем коммерческие банки. А опыт компаний Ford и Toyota показывает, что снижение ставки кредита вдвое может обеспечить и пропорциональное увеличение продаж на российском рынке. Вазовские маркетологи сейчас тоже делают ставку на увеличение продаж в кредит. Согласно экспертным оценкам, на которые ориентируется управление маркетинга АВТОВАЗа, объемы продаж автомобилей «Лада» в кредит находятся сейчас на уровне 15-20 процентов от общего объема продаж32.

По словам начальника управления по маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Александра Бредихина, если в прошлом году только половина вазовских дилеров предлагали услугу кредитования, то сегодня практически сто процентов представителей сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» предлагают такую схему продажи. По его мнению, причина столь динамичного развития потребительского кредитования – в первую очередь, интерес банков. Ставки достаточно высокие, причем ряд банков предлагает очень высокий процент, взамен предоставляя возможность получить деньги в кредит в течение 15 минут без поручителей и справок о зарплате. В целом по рынку ставки кредитования на приобретение автмобилей "Лада" находятся в диапазоне от 18 до 24 процентов годовых, и с каждым месяцем продажи в кредит существенно растут.

По данным управления по маркетингу АВТОВАЗа есть регионы, где продажи в кредит достигают 50-80 процентов от общего объема - это Челябинская область, Башкортостан, Татарстан. Кто победит в этом споре за "сердца и кошельки" потребителей в ближайшем будущем, "наши" или иностранцы, покажет время, но одно можно с уверенностью сказать- дальнейший рост российского автомобильного рынка связан именно с внедрением и расширением кредитных схем продаж. Это констатируется практикой во всех развитых странах (там до 80-90% автомобилей продается в кредит или лизинг), и против мирового опыта развития рынка "не попляшешь"33.

В 2004 году увеличился экспорт российских автомобилей, экспорт легковых автомобилей составил 11,7 %, грузовых автомобилей - 7,3 %, автобусов - 6,5 % от производства. Сорокин также сообщил что, Минпромэнерго подготовило проект первого постановления правительства о техническом и экологическом обеспечении российских автомобилей. «Мы планируем, что российские автомобили в ближайшее время будут отвечать международному стандарту «Евро-2», а в будущем «Евро-3» и к 2008 году автопроизводители перейдут на «Евро-4», - сообщил он34.

Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи35.

Этому будет способствовать принятие российскими производителями мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий.

Увеличению спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках36.

Спрос на муниципальный транспорт (особо большие, большие и малые городские автобусы) во многом определяется финансовыми возможностями местных органов власти и степенью износа парка автобусов.

Одним из направлений развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств.

Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.

Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.

Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения