Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Задорожная Мария.docx

— 110.93 Кб (Скачать)

При этом тенденции 2013–2015 гг. показывают, что эти три транснациональные компании уже теряют былое могущество на мировом рынке автомобилей.

 

1.2. Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения

 

Анализируя нынешнее состояние мирового автомобилестроения, западные аналитики, как правило, не проходят мимо глобализации производства, подчеркивая, в частности, что она, с одной стороны, выражается в уходе крупных продуцентов с привычных производственных баз на новые заводы в развивающихся странах с меньшей степенью насыщения рынка и более низкой заработной платой, а с иной - сопровождается укреплением позиций японских продуцентов по сравнению с их основными конкурентами, главным образом в Северной Америке и Европе.

Особенно отчетливо вопрос о глобализации встает у компаний, сталкивающихся в своей деятельности с серьезными трудностями. Именно они в последние годы больше всего сокращали производство в странах базирования штаб-квартиры. Так, General Motors и Ford за срок с 2000 г. уменьшили его в США более чем на 1 млн. ед. каждая, а Fiat в Италии – почти на 500 тыс.

Аналогичную политику проводят и продуценты других стран. Например, Renault и PS" в данный момент собирают приметно больше за пределами Франции, главным образом в Восточной Европе и в несколько меньшей степени в Центральной Азии и на Дальнем Востоке.

Вывод производственных процессов в развивающиеся страны, ужесточение конкуренции, рост экологических требований к производству и авто, медленные или отрицательные темпы роста на основных рынках, с одной стороны, и рост спроса, большой потенциал рынков, относительно невысокая цена ресурсов, вероятность получения льготных условий на развивающихся рынках – с иной стороны, создают реальные стимулы для частичного вывода производства мировых автомобильных компаний на рынки развивающихся стран. К примеру, доля затрат на труд в продажной цене автомобиля составляет 5% в Китае и 6% в РФ. В Европе тот самый показатель будет равен 13%, в США 14% и 19% в Японии4.

Кроме того, производители автомобилей выносят в другие страны процессы НИОКР. По сведениям опроса, который проводился компанией ATKearney в сентябре 2012 г. среди генеральных директоров компаний-автопроизводителей и поставщиков всех уровней, в развивающиеся страны наиболее часто выводятся: инжиниринг автомобилей и НИОКР - 39% всех ответов; разработка информационных технологий - 32% всех ответов.

Согласно результатам опроса Индия, Китай и Мексика являются фактическими лидерами перемещения в них производственных процессов, в то час как текущая доля РФ практически равна нулю. Вместе с тем оценка конкурентной позиции РФ говорит о привлекательности страны для мировых автопроизводителей и наличии потенциала для организации НИОКР и высокотехнологических производств, как следствия относительно невысоких издержек и сравнительно высокого качества ресурсов

Консолидация мировой автомобильной промышленности и создание стратегических концернов (как легковых, так и грузовых автомобилей) выражается в снижении количества независимых автопроизводителей. В 1980-х гг. можно было выделить до 30 независимых крупных компаний, в то час как на текущий момент их насчитывается 10 и прогнозируется снижение до 6-7 в будущем. Снижение числа независимых компаний является естественным процессом для многих отраслей промышленности с закономерным следствием - постепенной утратой самостоятельности и конкурентоспособности локальными игроками.

Создание больших автомобильных заводов и достижение классической экономии на масштабе было эффективным решением для рынка США или Европы в прошлом, но изменение потребностей автовладельцев привело к необходимости постоянного обновления модельного ряда. Быстрота обновления стала ключевым фактором успеха на рынке. Старая организация производства не могла обеспечить этого, и сообща со «стратегией платформ» потребовалась организация производств нового типа – гибких сборочных заводов. Идея простая. Не требуется полностью автоматизированных линий, роботов и большой площади. Не требуется больших мощностей и существенных инвестиций. Достаточным является компактное производство и аутсорсинг, способные дарить различные модели фирмы.

Под аутсорсингом понимается передача разработки, дизайна и сборки компонентов и модулей от производителей автомобилей производителям автокомпонентов. Производитель автомобиля осуществляет разработку автомобиля и формулирует требования по техническим характеристикам. Далее производственный процесс переходит к поставщикам компонентов до стадии сборки автомобиля на конвейере. НИОКР, непосредственное производство компонентов, включая отношения с поставщиками деталей, создание, разработка и сборка модулей определяются производителями компонентов первого уровня - наиболее крупными игроками на рынке автокомпонентов. Аутсорсинг позволяет снизить общие издержки, остановить свой выбор глобальных поставщиков, обеспечивающих наивысшее качество и минимальные закупочные стоимость на узлы и модули.

 

1.3. Основные показатели развития мирового автомобилестроения

 

На международном рынке автомобилестроения возрастает активность. Есть вероятность, что уже к 2017 году здесь произойдут заметные изменения: лидерами рынка станут так называемые страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) ссылаясь на ежегодный финансовый доклад компании «PricewaterhouseCoopers». Согласно докладу ожидается, что на долю стран BRIC в будущем будет приходиться более 40% продукции мировой автопромышленности.

«В этом году Китай может обогнать Германию, которая считается гигантом автомобильной промышленности, и попасть в тройку лидеров, уступив только США и Японии. Уже в 2010 году вклад Китая в глобальный рост автомобильной промышленности составил 23%», – говорится в докладе.

Индия по объемам производства пока уступает Китаю – ежегодно здесь сходит с конвейера немногим более 1 млн. машин.

«Уникальная же черта бразильского автомобильного рынка – преобладание машин с двигателями, которые могут ездить как на бензине, так и на этаноле или на их смеси. Благодаря этому в Бразилии осуществляется огромный масштаб производства», – отмечают аналитики.

Что касается России, то автомобильный рынок является одним из самых динамических секторов российской экономики: за прошедшие 3 года он вырос на 27%, а общий объем продаж в 2010 году превысил 1,5 млн. автомобилей.

При этом необходимо отметить, что популярность России в качестве площадки для строительства иностранных автосборочных производств растет с каждым годом. Минэкономразвития РФ ведет переговоры об открытии в нашей стране автомобильных заводов таких компаний, как Mitsubishi, Suzuki, Peugeot-Citroen и Great Wall.

Основными производственными площадками станут предместья Санкт-Петербурга и Нижегородская область. Эксперты обещают, что в ближайшее время станет известно и о выборе других автопроизводителей в пользу России. Северную столицу для сборки своих автомобилей выбрала компания Suzuki. Концерн Peugeot-Citroen для себя определил Нижегородскую область. Руководство Great Wall смотрит в сторону Татарстана, но окончательного решения еще не приняло5.

На прошлой неделе стало известно, что Hyundai планирует построить в России завод. Руководство корейского автопроизводителя Hyundai провело переговоры с Министерством экономического развития и торговли РФ. В ходе переговоров в том числе стороны обсуждали возможность получения льгот в случае строительства завода в России. На данный момент о строительстве завода точной информации пока нет, так как неизвестен результат переговоров. Есть предположение, что Таганрогский автозавод продолжит выпускать автомобили Hyundai по лицензии, а для производства новых моделей будет построен новый завод.

Peugeot Citroen летом 2012 г подписал с МЭРТ РФ соглашение о строительстве завода на территории России, который будет работать в режиме промышленной сборки.

Ранее МЭРТ подписало соглашения о промышленной сборке с 12 иностранными компаниями и с двумя компаниями – соглашения о сборке автокомпонентов6. Также МЭРТ РФ ведет переговоры с еще шестью иностранными автомобильными концернами по поводу строительства заводов на территории РФ, работающих в режиме промышленной сборки.

Такие меры, по всей видимости должны предрешить проблему превышения спроса над предложением в нашей стране, так следует заметить, что в 2011 году на рынок недопоставили около 100 тысяч интересующих клиента автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАРУБЕЖНЫХ  РЫНКОВ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

 

Во второй главе курсовой работы будут рассмотрены основные участники зарубежных рынков автомобилестроения, особенности спроса и предложения на этих рынках, так же автор рассмотрит оценку и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения.

 

2.1. Основные участники зарубежных  рынков автомобилестроения

 

Учитывая важность автомобильной промышленности, каждая страна старается развивать ее у себя и всячески поддерживать производителей автомобильной продукции. Самыми крупными автомобильными компаниями являются:

– на европейском рынке – BMW, Volkswagen, Mercedes–Benz, Peugeot–Citroen, европейское отделение Ford`а, FIAT, Audi и др.;

– на американском рынке – это, конечно же, американская тройка – General Motors, Ford и Chrysler;

– в Японии – Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi;

– в Корее – Daewoo, KIA, Hundai7.

Эти компании выпускают огромную гамму автомобилей, начиная от микролитражек до грузовых многотонных машин. Автомобили европейского, американского и японского рынков уже давно себя зарекомендовали. Это такие гиганты, как Mercedes, BMW, Ford, Chrysler, Toyota. Автомобили же корейского и китайского производства лишь начали выходить на мировой рынок, но зато очень быстрыми темпами.

Между перечисленными выше компаниями сейчас идет жесточайшая борьба за потребителя, за расширение своей доли рынки. Для успешной деятельности производитель, который является и продавцом продукции, должен всецело ориентироваться на удовлетворение потребностей потребителя (покупателя). Только в этом случае он получит прибыль и известность.

Западные фирмы давно уже поняли, что деньги, вложенные в маркетинг, не пропадут, а дадут при умелом руководстве немалый доход. Целью маркетинга является налаживание взаимодействия производителя с потребителем. Опыт показывает, что значение маркетинга повышается для фирм с массовым производством технически сложных товаров, таких как автотранспортные средства.

В целом весь мировой рынок автомобилестроения можно поделить на европейский, американский и азиатский рынки автомобилестроения. Кроме того можно выделить ряд автопроизводителей, занимающих ведущее положение на мировом рынке автомобилестроения.

В числе таких ведущих компаний стоит назвать Ford, DaimlerChrysler, General Motors – три концерна, образующие так называемую «большую тройку». Этими же компаниями контролируются и другие фирмы – автопроизводители. Часть фирм куплена полностью, другие же частично являются самостоятельными8.

К настоящему времени компании «большой тройки» представляют собой транснациональные корпорации. Сочетая в себе технологии автомобилестроения различных стран, культур и стратегий рыночной борьбы, что позволяет составлять существенную конкуренцию других автомобильным производителям.

General Motors является на сегодняшний день самым крупным автомобильным гигантов, его годовой выпуск автомобилей превышает 6 миллионов единиц транспортных средств. В состав General Motors входят как американские компании, так и европейские. Среди первых стоит назвать Chevrolet, Pontiac, Buick, Saturn, Cadillac. Ко вторым относятся Opel, Vauxhall, Saab. Кроме того компании General Motors принадлежит 20% акций компании Subaru и 49% Isuzu, чем обуславливается влияние на восток9.

Вторая по величине автомобильная компания Ford является также американской. В составе этого концерна состоят: Aston Martin, Jaguar, Lincoln, Mercury, Volvo и Mazda. Ford также отличается своим многонациональны составом. Годовой выпуск автомобилей под маркой Ford составляет более 2 миллионов, около миллиона под маркой Mazda, а также более полутора миллиона других автомобилей.

Замыкает тройку лидеров американского автопрома концерн DaimlerChrysler, годовой выпуск которого составляет более трех с половиной миллиона автомобителей. Однако, стоит отметить, что среди мировых авто лидеров DaimlerChrysler занимает лишь шестое место. Впереди него идут Volkswagen и Toyota. В настоящее время автомобили DaimlerChrysler такие как Мерседес, Джип, Додж и Крайслер продаются через единую дилерскую сеть и обслуживаются едиными техническими службами10.

Авто концерны «большой тройки» сегодня контролируют 63% рынка США, 36% рынка Бразилии, 28% европейского рынка и около 10% – азиатского. Таким образом, влияние американских авто концернов распространяется на большую часть планеты и играет большую роль в социально-экономических процессах11.

Европейские авто производители представлены, прежде всего, концерном Volkswagen. В состав этого концерна входят: Audi, Skoda, Seat, Lamborghini, Bentley и Bugatti. На европейском рынке автомобилестроения также следует выделить концерн PSA (Peugeot и Citroen), Fiat Auto (Alfa Romeo, Maserati, Lancia) и BMW. Существуют также Ferrari, Lotus и Porcshe, которые являются неотъемлемой частью Европы, но продажи этих марок автомобилей незначительны.

Концерн Volkswagen является производителем недорогих автомобилей, доступных для широких слоев населения. Автомобили этой компании занимают во многих классах ценовые ниши. Модельный ряд Volkswagen начинается с модели Lupo, класса А по европейской классификации легковых автомобилей и заканчивается моделью Passat (класс D).

Компания BMW является одним из лидеров европейского рынка автомобилестроения. Эта компания уже в 2004 году выпустила более одного миллиона единиц автомобильного транспорта. Политика фирмы остается в почти неизменном виде уже много лет: BMW выпускает машины для любителей активной езды – мощные, быстрые, со стремительным обликом и в то же время с немецким качеством.

Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения