Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28
– специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50% деталей, узлов и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).
Успеху объединения усилий способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов, что порождает взаимное доверие и обуславливает высокое качество конечного продукта. Повышается и роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером фирмы-производителя автомобиля, как по обеспечению его качества, так и по распределению прибыли25.
Разнообразие условий эксплуатации обусловило широкую специализацию автотранспортных средств, которые отличаются специфическими свойствами, обеспечивающими их использование в конкретных условиях с наибольшей эффективностью.
Компания PriceWaterhouseCoopers подготовила прогноз развития мирового легкового автомобилестроения, в котором, в частности, отмечается, что выпуск указанных машин в 2009–2014 гг. возрастет на 17%. Согласно расчетам авторов обзора, в 2009–2014 гг. динамика и географическая структура выпуска (I) и установленных производственных мощностей (II) легкового автомобилестроения в распределении по основным регионам мира характеризуются данными, представленными в таблице 2.126.
В соответствии с расчетами PriceWaterhouseCoopers, в общем приросте мирового выпуска легковых автомобилей доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона составит 45% (в том числе КНР – 27%), стран Северной Америки – 20, Восточной Европы – 14, Западной Европы – 7, Южной Америки – 9, Ближнего, Среднего Востока и Африки – 5%. В 2009–2014 гг. коэффициент загрузки производственных мощностей мирового легкового автомобилестроения, согласно прогнозу, увеличится с 74 до 79%. Наиболее высокий рост данного показателя ожидается в странах Северной Америки (с 82 до 89%), в странах Азиатско-Тихоокеанского региона загрузка предприятий отрасли вырастет с 75,7 до 79,2%, Западной Европы – с 77,8 до 79,7%, Восточной Европы – с 57,6 до 65,5%27.
Таблица 2.1
Динамика и географическая структура выпуска и мощностей легкового автомобилестроения, тыс. шт.
Показатель / Регион |
2006г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего | |||||||||
I |
57 640 |
59 311 |
61 819 |
63 394 |
64 833 |
65 743 |
66 155 |
66 794 |
67 402,3 |
II |
77 410 |
79 424 |
81 776 |
83 466 |
85 043 |
86 010 |
85 418 |
85 437 |
85 249 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | |||||||||
I |
19 141 |
20 388 |
21 505 |
22 051 |
22 584 |
22 831 |
22 979 |
23 201 |
23 503,9 |
II |
25 278 |
26 368 |
27 994 |
28 658 |
29 445 |
29 757 |
29 643 |
29 645 |
29 685,6 |
Северная Америка | |||||||||
I |
15 801 |
15 727 |
16 634 |
16 850 |
17 237 |
17 620 |
17 610 |
17 657 |
17 770,6 |
II |
19 202 |
19 714 |
19 923 |
19 916 |
19 921 |
20 047 |
19 964 |
19 955 |
19 955,5 |
Южная Америка | |||||||||
I |
1 934,9 |
2 067 |
2 152,6 |
2 336 |
2 433,6 |
2 545 |
2 605 |
2 736 |
2 817 |
II |
4 268,5 |
4 301 |
4 363,7 |
4 440 |
4 485,7 |
4 535 |
4 516 |
4 497 |
4 496,4 |
Западная Европа | |||||||||
I |
16 343 |
16 352 |
16 498 |
16 490 |
16 631 |
16 647 |
16 761 |
16 940 |
16 993 |
II |
20 995 |
20 905 |
20 979 |
21 043 |
21 301 |
21 704 |
21 516 |
21 555 |
21 332,6 |
Восточная Европа | |||||||||
I |
3 214,7 |
3 490 |
3 622,6 |
4 133 |
4 363 |
4 520 |
4 573 |
4 557 |
4 579,6 |
II |
5 584,3 |
5 901 |
6 096 |
6 770 |
6 906 |
6 973 |
6 996 |
7 000 |
6 996 |
Ближний и Средний Восток, Африка | |||||||||
I |
1 204,6 |
1 288 |
1 406,2 |
1 534 |
1 584,6 |
1 579 |
1 627 |
1 703 |
1 738,2 |
II |
2 081,8 |
2 237 |
2 419,3 |
2 639 |
2 985,2 |
2 996 |
2 783 |
2 784 |
2 782,9 |
Источник: Перспективы развития мирового рынка легковых автомобилей // Журнал Автобизнесс, № 5, 2012
По мнению PriceWaterhouseCoopers, самые высокие темпы роста выпуска легковых автомобилей в 2009–2014 гг. ожидаются в КНР. Доля этой страны в общем приросте продукции легкового автомобилестроения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в течение указанного периода составит примерно 60%. В то же время соответствующий показатель по странам – членам АСЕАН оценивается в 15,2%; по мнению экспертов, достижению более высокого уровня препятствует развитие внутрирегиональных протекционистских тенденций в этих странах.
Доля Индии в общем приросте продукции легкового автомобилестроения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2009–2014 гг., по прогнозу, достигнет 12,3%. В этой стране, согласно большинству оценок, существуют уникальные возможности расширения продаж.
В 2009–2014 гг. наиболее сильный прирост выпуска легковых автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается на предприятиях группы Hyundai (более 1 млн. единиц), прежде всего в КНР. Группа Volkswagen с целью сохранения своих рыночных позиций в этой стране предполагает увеличить производственные мощности на 800 тыс. единиц. Японские компании Toyota и Nissan намереваются осуществлять более сбалансированную инвестиционную стратегию в этом регионе; их производственные мощности вырастут соответственно на 344 тыс. и 505 тыс. единиц28.
В общем мировом выпуске легковых автомобилей доля 10 ведущих групп отрасли в 2009–2014 гг., по мнению PriceWaterhouseCoopers, останется почти неизменной (93,3%), но резко (более чем в 1,5 раза) вырастут поставки машин южнокорейской компании Hyundai.
Таблица 2.2
Динамика и фирменная структура выпуска легковых автомобилей, тыс. шт.
Компания |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
57 640 |
59 311 |
61 819 |
63 394 |
64 833 |
65 743 |
66 155 |
66 795 |
67 402,3 |
10 ведущих групп |
53 761 |
55 237 |
57 604 |
59 101 |
60 536 |
61 385 |
61 742 |
62 372 |
62 949,3 |
General Motors |
13 199 |
13 226 |
13 574 |
13 628 |
13 843 |
14 212 |
14 386 |
14 477 |
14 652,7 |
Ford |
76 58,4 |
7 712 |
7 984,4 |
8 077 |
8 282,6 |
8 364 |
8 467 |
8 453 |
8 534,4 |
Toyota |
6 785 |
6 939 |
7 114,3 |
7 375 |
7 640,1 |
7 699 |
7 698 |
7 761 |
7 805,6 |
Renault-Nissan |
5 483,1 |
5 630 |
6 041,3 |
6 235 |
6 526,9 |
6 747 |
6 705 |
6 833 |
6 772,6 |
Volkswagen |
5 112,5 |
5 351 |
5 718,1 |
6 003 |
6 089,4 |
6 078 |
6 084 |
6 303 |
6 430,6 |
DaimlerChrysler (DCX) |
5 434,7 |
5 540 |
5 624,1 |
5 720 |
5 902 |
5 891 |
5 839 |
5 988 |
6 022,2 |
Hyundai |
2 689,4 |
3 067 |
3 417,1 |
3 546 |
3 651,9 |
3 771 |
3 926 |
3 975 |
4 095,9 |
PSA |
3 317,8 |
3 322 |
3 550,7 |
3 760 |
3 716,9 |
3 665 |
3 666 |
3 571 |
3 552,7 |
Honda |
2 956,4 |
3 228 |
3 324 |
3 471 |
3 602,3 |
3 619 |
3 629 |
3 658 |
3 743,2 |
BMW |
1 124,2 |
1 221 |
1 256,3 |
1 285 |
1 280,8 |
1 339 |
1 342 |
1 354 |
1 339,3 |
Источник: Перспективы развития мирового рынка легковых автомобилей // Журнал Автобизнесс, № 5, 2012
Делая вывод можно отметить, что за последние годы наблюдается положительная динамика в производстве и продаже автомобилей, как грузовых, так и легковых. В долгосрочной перспективе также остается рост производства автомобилей и рост спроса на автомобили. Этому будут способствовать модернизация и совершенствование технологий производства и комфортабельности и многозадачности автомобилей.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
В третей главе автор обратится к российскому рынку автомобилестроения, рассмотрит основных участников данного рынка, особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения.
3.1. Основные участники российского рынка автомобилестроения
С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО
ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ
3110 Волга, ГАЗ-3302/-2705/-3221 «Газель»
Начиная с 2002, в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс. из 1 790 тыс. всех произведённых). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %)29. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 год,а их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться, несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год.
При выработке стратегии
развития российского автопрома Правительство
РФ в марте 2010 рассмотрело вопрос о принципах
сотрудничества с иностранными компаниями.
Одним из основных принципов работы будет
расширение локализации производства
в России. В июне 2011 г. соответствующее
соглашение было подписано с действующими
в российском автопроизводстве компаниями Sollers-Ford, Volks
В 2000-е годы в России было
открыто несколько десятков автомобильных
заводов, выпускающих автомобили под марками
известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford,
В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации АвтоВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен на предоставление компанией Renault своих технологий АвтоВАЗу. После визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ к технической библиотеке концерна.
Немецкий автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями. В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10 % до 11 %. Председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной.
В августе 2009 года было объявлено о создании консорциума ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ» с координацией руководством последнего, однако практических шагов почти не последовало.
По сообщению главы Счетной палаты Сергея Степашина, Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий».
В феврале 2010 российский «Соллерс» и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект – 2,4 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует создать крупнейший после АвтоВАЗа в России автозавод в и выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн долларов.
В начале 2010 года ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков. Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и «Соллерс» существенным ростом котировок.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). Втом числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов. В связи с экономическим кризисом 2008-2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA. За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г.
Согласно заявлению президента Путина,
планируется, что к 2016 году Россия станет
крупнейшим в Европе центром по производству
автомобилей, что должно подразумевать
годовой выпуск, больший, чем в последние
годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5
Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения