Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Задорожная Мария.docx

— 110.93 Кб (Скачать)

– специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50% деталей, узлов  и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).

Успеху объединения усилий способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов, что порождает взаимное доверие и обуславливает высокое качество конечного продукта. Повышается и роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером фирмы-производителя автомобиля, как по обеспечению его качества, так и по распределению прибыли25.

Разнообразие условий эксплуатации обусловило широкую специализацию автотранспортных средств, которые отличаются специфическими свойствами, обеспечивающими их использование в конкретных условиях с наибольшей эффективностью.

Компания PriceWaterhouseCoopers подготовила прогноз развития мирового легкового автомобилестроения, в котором, в частности, отмечается, что выпуск указанных машин в 2009–2014 гг. возрастет на 17%. Согласно расчетам авторов обзора, в 2009–2014 гг. динамика и географическая структура выпуска (I) и установленных производственных мощностей (II) легкового автомобилестроения в распределении по основным регионам мира характеризуются данными, представленными в таблице 2.126.

В соответствии с расчетами PriceWaterhouseCoopers, в общем приросте мирового выпуска легковых автомобилей доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона составит 45% (в том числе КНР – 27%), стран Северной Америки – 20, Восточной Европы – 14, Западной Европы – 7, Южной Америки – 9, Ближнего, Среднего Востока и Африки – 5%. В 2009–2014 гг. коэффициент загрузки производственных мощностей мирового легкового автомобилестроения, согласно прогнозу, увеличится с 74 до 79%. Наиболее высокий рост данного показателя ожидается в странах Северной Америки (с 82 до 89%), в странах Азиатско-Тихоокеанского региона загрузка предприятий отрасли вырастет с 75,7 до 79,2%, Западной Европы – с 77,8 до 79,7%, Восточной Европы – с 57,6 до 65,5%27.

 

Таблица 2.1

 

Динамика и географическая структура выпуска и мощностей легкового автомобилестроения, тыс. шт.

 

Показатель / Регион

2006г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего

I

57 640

59 311

61 819

63 394

64 833

65 743

66 155

66 794

67 402,3

II

77 410

79 424

81 776

83 466

85 043

86 010

85 418

85 437

85 249

Азиатско-Тихоокеанский регион

I

19 141

20 388

21 505

22 051

22 584

22 831

22 979

23 201

23 503,9

II

25 278

26 368

27 994

28 658

29 445

29 757

29 643

29 645

29 685,6

Северная Америка

I

15 801

15 727

16 634

16 850

17 237

17 620

17 610

17 657

17 770,6

II

19 202

19 714

19 923

19 916

19 921

20 047

19 964

19 955

19 955,5

Южная Америка

I

1 934,9

2 067

2 152,6

2 336

2 433,6

2 545

2 605

2 736

2 817

II

4 268,5

4 301

4 363,7

4 440

4 485,7

4 535

4 516

4 497

4 496,4

Западная Европа

I

16 343

16 352

16 498

16 490

16 631

16 647

16 761

16 940

16 993

II

20 995

20 905

20 979

21 043

21 301

21 704

21 516

21 555

21 332,6

Восточная Европа

I

3 214,7

3 490

3 622,6

4 133

4 363

4 520

4 573

4 557

4 579,6

II

5 584,3

5 901

6 096

6 770

6 906

6 973

6 996

7 000

6 996

Ближний и Средний Восток, Африка

I

1 204,6

1 288

1 406,2

1 534

1 584,6

1 579

1 627

1 703

1 738,2

II

2 081,8

2 237

2 419,3

2 639

2 985,2

2 996

2 783

2 784

2 782,9


Источник: Перспективы развития мирового рынка легковых автомобилей // Журнал Автобизнесс, № 5, 2012

 

По мнению PriceWaterhouseCoopers, самые высокие темпы роста выпуска легковых автомобилей в 2009–2014 гг. ожидаются в КНР. Доля этой страны в общем приросте продукции легкового автомобилестроения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в течение указанного периода составит примерно 60%. В то же время соответствующий показатель по странам – членам АСЕАН оценивается в 15,2%; по мнению экспертов, достижению более высокого уровня препятствует развитие внутрирегиональных протекционистских тенденций в этих странах.

Доля Индии в общем приросте продукции легкового автомобилестроения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2009–2014 гг., по прогнозу, достигнет 12,3%. В этой стране, согласно большинству оценок, существуют уникальные возможности расширения продаж.

В 2009–2014 гг. наиболее сильный прирост выпуска легковых автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе ожидается на предприятиях группы Hyundai (более 1 млн. единиц), прежде всего в КНР. Группа Volkswagen с целью сохранения своих рыночных позиций в этой стране предполагает увеличить производственные мощности на 800 тыс. единиц. Японские компании Toyota и Nissan намереваются осуществлять более сбалансированную инвестиционную стратегию в этом регионе; их производственные мощности вырастут соответственно на 344 тыс. и 505 тыс. единиц28.

В общем мировом выпуске легковых автомобилей доля 10 ведущих групп отрасли в 2009–2014 гг., по мнению PriceWaterhouseCoopers, останется почти неизменной (93,3%), но резко (более чем в 1,5 раза) вырастут поставки машин южнокорейской компании Hyundai.

 

Таблица 2.2

 

Динамика и фирменная структура выпуска легковых автомобилей, тыс. шт.

 

Компания

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего

57 640

59 311

61 819

63 394

64 833

65 743

66 155

66 795

67 402,3

10 ведущих групп

53 761

55 237

57 604

59 101

60 536

61 385

61 742

62 372

62 949,3

General Motors

13 199

13 226

13 574

13 628

13 843

14 212

14 386

14 477

14 652,7

Ford

76 58,4

7 712

7 984,4

8 077

8 282,6

8 364

8 467

8 453

8 534,4

Toyota

6 785

6 939

7 114,3

7 375

7 640,1

7 699

7 698

7 761

7 805,6

Renault-Nissan

5 483,1

5 630

6 041,3

6 235

6 526,9

6 747

6 705

6 833

6 772,6

Volkswagen

5 112,5

5 351

5 718,1

6 003

6 089,4

6 078

6 084

6 303

6 430,6

DaimlerChrysler (DCX)

5 434,7

5 540

5 624,1

5 720

5 902

5 891

5 839

5 988

6 022,2

Hyundai

2 689,4

3 067

3 417,1

3 546

3 651,9

3 771

3 926

3 975

4 095,9

PSA

3 317,8

3 322

3 550,7

3 760

3 716,9

3 665

3 666

3 571

3 552,7

Honda

2 956,4

3 228

3 324

3 471

3 602,3

3 619

3 629

3 658

3 743,2

BMW

1 124,2

1 221

1 256,3

1 285

1 280,8

1 339

1 342

1 354

1 339,3


Источник: Перспективы развития мирового рынка легковых автомобилей // Журнал Автобизнесс, № 5, 2012

 

Делая вывод можно отметить, что за последние годы наблюдается положительная динамика в производстве и продаже автомобилей, как грузовых, так и легковых. В долгосрочной перспективе также остается рост производства автомобилей и рост спроса на автомобили. Этому будут способствовать модернизация и совершенствование технологий производства и комфортабельности и многозадачности автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

 

В третей главе автор обратится к российскому рынку автомобилестроения, рассмотрит основных участников данного рынка, особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения.

 

3.1. Основные участники российского рынка автомобилестроения

 

С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.

В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ 3110 Волга, ГАЗ-3302/-2705/-3221 «Газель» и ЗИЛ-5301 «Бычок», позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные производители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752 «Соболь» и ГАЗ-3310 «Валдай», но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).

Начиная с 2002, в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс. из 1 790 тыс. всех произведённых). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 % (увеличение производства на 29 % к 2007 году), в сегменте грузовиков 7,9 % (+19,6 %) и в сегменте автобусов 9,8 % (+12,7 %)29. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 год,а их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться, несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год.

При выработке стратегии развития российского автопрома Правительство РФ в марте 2010 рассмотрело вопрос о принципах сотрудничества с иностранными компаниями. Одним из основных принципов работы будет расширение локализации производства в России. В июне 2011 г. соответствующее соглашение было подписано с действующими в российском автопроизводстве компаниями Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ.

В 2000-е годы в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается.

В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации АвтоВАЗа предусматривает финансовую помощь правительства РФ в обмен на предоставление компанией Renault своих технологий АвтоВАЗу. После визита главы Renault-Nissan президент АвтоВАЗа на своём выступлении на 11-й научной конференции ГУ-ВШЭ указал, что, помимо прочего, завод может пользоваться технологиями альянса и сможет иметь доступ к технической библиотеке концерна.

Немецкий автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя грузовиков ОАО «КАМАЗ». Соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве в 2009 году подписали Daimler, ГК «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и ОАО «КАМАЗ». Согласно подписанному соглашению о партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями. В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10 % до 11 %. Председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО «КАМАЗ» до контрольной.

В августе 2009 года было объявлено о создании консорциума ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КАМАЗ» с координацией руководством последнего, однако практических шагов почти не последовало.

По сообщению главы Счетной палаты Сергея Степашина, Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом «Ростехнологий».

В феврале 2010 российский «Соллерс» и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект – 2,4 млрд евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует создать крупнейший после АвтоВАЗа в России автозавод в и выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года «Соллерс» уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн долларов.

В начале 2010 года ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков. Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и «Соллерс» существенным ростом котировок.

Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:

  • АвтоВАЗ – крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
  • КАМАЗ – находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков
  • Группа ГАЗ: ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод».
  • Соллерс: ООО «Соллерс-Елабуга», ООО «Соллерс-Набережные Челны», ООО «Соллерс-Дальний Восток», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО Заволжский моторный завод
  • ЗИЛ – Завод имени Лихачёва: АМО ЗИЛ, Саранский автоагрегатный завод (СААЗ)
  • Брянский Автомобильный Завод (БАЗ) – один из ведущих производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России.

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). Втом числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов. В связи с экономическим кризисом 2008-2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA. За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г.

Согласно заявлению президента Путина, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей, что должно подразумевать годовой выпуск, больший, чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5 млн.), но и в Германии (5,5-5,9 млн.). По сообщению РБК, Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей – 24 млрд руб.), а 190 млрд руб. вложить в развитие компонентной базы.

Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения