Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.
Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.
Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21
Заключение……………………………………………………………………………………...…26
Библиографический список………………………………………………………………..……..28

Файлы: 1 файл

Задорожная Мария.docx

— 110.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

  1. Общая характеристика мирового рынка автомобилестроения………………………………5
    1. Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения………..5
    2. Основные факторы, влияющие на развитие мирового рынка автомобилестроения…..7
    3. Основные показатели развития мирового рынка автомобилестроения……………..….8
  2. Проблемы и перспективы развития зарубежных рынков автомобилестроения……..……10
    1. Основные участники зарубежных рынков автомобилестроения…………..………….10
    2. Особенности спроса и предложения на зарубежных рынках автомобилестроения.....15
  3. Проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения………………..……..19
    1. Основные участники российского рынка автомобилестроения………………….……19
    2. Особенности спроса и предложения на российском рынке автомобилестроения...…21

Заключение……………………………………………………………………………………...…26

Библиографический список………………………………………………………………..……..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Так, заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин заметил, что страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит, и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой, одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики отдельной страны в целом. 

Актуальность исследования обусловлена тем, что автомобилестроение является одним из ключевых секторов современной мировой экономики, оказывающим влияние на темп экономического роста и ВВП стран-производителей, уровень занятости, научно-технический прогресс и развитие инноваций. Это подтверждает доля автомобилестроения в ВВП отдельных стран, достигающая 3-4%, количество занятых в мировом производстве автомобилей, превышающее 8 млн человек, а также объем инвестиций автомобильных компаний в исследования и разработки – около 100 млрд. долл. в год. Кроме того, эффективность развития автомобильной промышленности во многом предопределяет динамику и уровень развития смежных отраслей (производства стали, алюминия, меди, свинца, синтетического и натурального каучука, нефтепродуктов, электроники и сферы услуг), а значит, и уровень социально-экономического развития, и платежеспособный спрос, и т.д.

На протяжении многих лет внешнеэкономическая политика разных стран и обоснованность применяемых в отношении автомобильной продукции мер вызывает дискуссии в экономической науке. Либерализация торговли упрощает выход национальных производителей на мировые автомобильные рынки и усиливает конкуренцию со стороны иностранных компаний, обеспечивая стимул к повышению качества продукции и снижению издержек производства. В результате растут производительность труда, конкурентоспособность, объемы торговли, а потребители получают доступ к более широкому ассортименту национальных и импортных автомобилей по более низким ценам.

Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ зарубежных и российского рынков автомобилестроения.

Объектом исследования является мировая экономика, мировой рынок товаров.

Предметом исследования выступают российский и зарубежные рынки автомобилестроения.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: оценка степени влияния различных факторов на развитие автомобильной промышленности в мире в целом и в каждом отдельном регионе, стране; определение места Российской Федерации на мировом рынке автомобилестроения, характеристика современного состояния российской автомобильной промышленности, освещение перспективы развития автомобилестроительной индустрии в России учетом сложившейся ситуации. 

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. В первой главе рассматривается социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения. Определяется степень влияния автомобилестроительной промышленности на экономику и наоборот с целью полного описания взаимодействия автомобилестроения с экономикой той или иной страны и степени интеграции в нее мирового автопрома. Так же в этой главе освещаются основные показатели развития мирового автомобилестроения в период с 90х по 2010 год. 

Во второй главе дается полная характеристика современного состояния ведущих рынков мирового автомобилестроения. Рассматривается динамика развития мирового рынка автомобилестроения в целом. Определяются возможности и перспективы развития мирового рынка автомобилестроения на основе имеющихся статистических данных, а также потребительских вкусов и предпочтений. 

В третьей главе работы дается информация о Российской Федерации. В ней рассмотрены основные проблемы и перспективы российского рынка автомобилестроения. Приведена законодательная база, на которой основывается автомобилестроительная промышленность в России. Выделены основные конкурентные преимущества и ограничения российского рынка автомобилестроения. 

При написании данной работы использовались разнообразные источники, включая учебную литературу по данной теме, периодические журналы российских издательств и ресурсы сети Интернет. В статьях журнала БИКИ изложен большой объем аналитической информации по мировым рынкам автомобилестроения. Ресурсы информационной сети Интернет содержат полезную информацию о состоянии как российского, так и мирового рынка автомобилестроения в целом. Наиболее обновленную статистическая и аналитическая информация представлена на сайтах: www.izvestia.ru; www.gazeta.ru; www.autonews.ru и т.д. 

 

 

 

 

 

  1.  
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

 

В данной главе курсовой работы автором будет рассмотрена современное состояние и социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения. Так же будут освещены основные факторы и показатели развития мирового рынка автомобилестроения.

 

    1. Социально-экономическая значимость мирового рынка автомобилестроения

 

Важная экономическая особенность автомобилестроительной отрасли – это относительно низкая норма прибыли. Также существование таможенных барьеров, жесточайшая конкуренция цен и качества делают этот рынок труднодоступным для вхождения в него новых участников. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Несколько лет назад 70% мирового авторынка контролировали полтора десятка компаний, а сегодня ведущих игроков осталось всего шесть: американские General Motors и Ford, немецкая Volkswagen, японская Toyota, немецко-американская DaimlerChrysler и франко-японская Renault-Nissan.

Здесь необходимо заметить, что даже крупные компании второго эшелона, такие как PSA, Fiat, южнокорейская Hyundai или японские Honda и Mitsubishi, на долю каждой из которых приходится от 3 до 5% мирового рынка, могут в ближайшее время быть куплены компаниями первого эшелона1. Например, для DaimlerChrysler, подыскивающей партнера для производства небольших автомобилей, идеальным мог бы стать альянс с Peugeot или Fiat. Подобные сделки способны привести к некоторому переделу рынка, но принципиальная структура автомобильной промышленности уже сложилась.

Как уже отмечалось автомобилестроение является одной из наиболее динамично развивающихся и востребованных отраслей мирового хозяйства. Масштабы отрасли характеризуются тем, что совокупная стоимость конечной продукции мирового автомобилестроения составляет примерно $1,5 трлн., в том числе (млрд. дол.): в США – 288 (2012 г.) и более 170 – запчасти и принадлежности, в Японии – 342 (2010 г., включая комплектующие, что составило 13,4% промышленного производства страны) в ФРГ – 172 (2011 г.). О социально-экономической значимости автомобилестроения в жизни современного общества говорит то, что в нем непосредственно занято: в США – свыше 1 млн., в ФРГ – 775 тыс. человек. Число же людей, косвенно связанных с этой отраслью (и зависящих от нее), во много раз превышает указанные цифры.

В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры, начало которого было очевидно в 80-х годах. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.

Можно считать завершившимся процесс формирования максимально возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен или автоматизирован, а на большей части конвейерной линии операции выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится.

Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации. Существует целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске конкретных деталей и блоков автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы и т.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции.

В начале ХХI в. мировая автомобильная промышленность характеризуется двумя тенденциями: усилением конкуренции и распространением влияния глобализации. Возросшая конкуренция побуждает производителей автомобилей улучшать качество выпускаемой продукции и совершенствовать технологию, снижать производственные издержки и активнее выходить на мировой рынок. Таким образом, конкуренция все более переносится на международный уровень. Основными движущими силами и мотивами размещения филиалов автомобильных корпораций за рубежом в настоящее время служат: завоевание перспективных рынков сбыта, развитие международной специализации и кооперирования производства, использование относительно дешевой рабочей силы в зарубежных странах, более расширяющийся процесс межфирменных слияний и поглощений, идущих поверх национальных границ.

Более того, автомобильная промышленность мира – наиболее монополизированная отрасль мировой промышленности. Всего 10 ведущих авто мобильных компаний пяти стран обеспечивают около 80% мирового производства, что обусловило исключительно острую конкуренцию на мировом рынке. Кроме того, характерной тенденцией 90-х годов прошлого столетия стало то, что деятельность автомобильных компаний все больше происходит вне государственных границ2.

Европа занимает одну из лидирующих позиций в мировом автомобилестроении. В целом Западноевропейский регион произвел в 2010 г. 19,1 млн. автомобилей и занял первое место в мире, а Северная Америка (США, Канада и Мексика) оказалась на втором месте (15,8 млн. автомобилей). На третьем месте – Азиатский регион. Совокупное производство автомобилей в Японии и Южной Корее составило около 12,3 млн. Вне трех указанных регионов выделяется автопромышленность Южной Америки (Бразилия и Аргентина произвели около 1,7 млн. автомобилей), Россия (1,1 млн.) и Китай (2,8 млн.). Вне этих стран есть относительно крупные автопроизводители в Турции (421 тыс., автомобилей), ЮАР (430 тыс.), Таиланде (768 тыс.), а также автосборочные заводы во многих других странах мира.

Необходимо также отметить, что за последнее время в литературе все больше укреплялось мнение о «трехполярном мире» автомобилестроения.

Ford, DaimlerChrysler, General Motors – три концерна, образующие большую тройку. Однако этими производителями контролируются и другие фирмы. Часть фирм куплена полностью, другие же частично являются самостоятельными.

К началу XXI столетия члены «большой тройки» подошли в интернациональном составе. General Motors является самым крупным концерном из всех трех и одним из крупнейших в мире: годовой выпуск автомобилей превышает 6 миллионов. В его состав входят как коренные американские компании: Chevrolet, Pontiac, Buick, Saturn, Cadillac; так и европейские: Opel, Vauxhall, Saab. Кроме того, GM принадлежит 20% акций компании Subaru и 49% Isuzu, чем обуславливается влияние на восток3.

Второй по величине автоконцерн Ford – тоже американский. В состав этой ТНК входят фирмы Aston Martin, Jaguar, Lincoln, Mercury, Volvo и Mazda. Здесь тоже виден многонациональный состав. Общий объём выпуска концерна около 4,6 млн. легковых автомобилей. Основная часть автомобилей марки Ford (более 2 млн.), и Mazda (почти 1 млн.).

Замыкает тройку лидеров концерн DaimlerChrysler (DC) с ежегодным выпуском 3,55 млн. автомобилей. Однако в мировой таблице лидерства он занимает пятую строчку. Эта корпорация была образована путем слияния американского Chrysler и немецкого Daimler-Benz, выкупившего его в 2001 г. И теперь под руководством DC выпускаются автомобили таких марок, как Mercedes (и входящий в Mercedes Group автомобиль Smart), Chrysler, Jeep и Dodge. Теперь имея в своём распоряжении такого лидера в классе престижных автомобилей как Mercedes можно смело выпускать автомобили, которые ранее были закрыты для Chrysler’а. Это объединение положительно влияет и с технической, и с тактической стороны на обе компании.

Информация о работе Сравнительный анализ российского и зарубежных рынков автомобилестроения